Главные вкладки

    Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей школьников в ФГОС НОО
    методическая разработка

    Авдонина Юлия Владимировна

    Выступление на МО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_mou_avdonina.docx21.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей школьников в ФГОС НОО

    Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.  

    Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. (Слайд 2) Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

    Познавательные способности человека – это свойства мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. (Слайд 3)

    Познание – это сложный и многоуровневый процесс.

    Творческие способности – способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. (Слайд 4)

    Необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, (слайд 5) с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, с их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи. (Слайд 5)

    Творческие и познавательные способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность.

    В наше время истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. (Слайд 6) Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

    При развитии потребностей и интересов в творчестве   используются различные формы учебной и внеурочной работы. Нужно стремиться учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки.

    Подробнее остановимся на развитии творческих и познавательных способностей учеников, на примере внеурочной деятельности, проводимой во 2 б классе

    Кружок «Путешествие в страну Оригами»

    Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

    Такие занятия способствуют   разностороннему развитию учащихся.

    Кружок «Разговор о правильном питании»

    Внеурочная деятельность по  оздоровительному направлению «Разговор о правильном питании» включает в себя знания о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены. Дети учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также узнают о традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

    Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

    В ходе изучения используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

    Кружок  «Поиграйка»

    «Поиграй-ка»  ‒  факультативный курс для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической  культуры.  Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.

    Занятия включают в себя задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

    Кружок «Занимательная грамматика»

    Занятия кружка «Занимательная грамматика» построены таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.

      На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв.

    Форма проведения занятий разнообразна: КВНы, викторины, разгадывание кроссвордов, сочинительство. Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение. Курс имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала.

    Кружок «Умники и умницы»

    Целью данного кружка является  развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, значит формирование познавательных УУД.

    Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. 

    Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. 

     Кружок «Танцевальный»

     На занятиях происходит приобщение школьников к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса.

    Задачей занятий является формирование у учеников танцевальных знаний, умений и навыков. Используются разнообразные и доступные движения.

    Занятия дают возможность создавать сюжетно-тематические номера, в которых каждый ребенок открывает свой талант при исполнении танца.

    В процессе занятий дети приучаются к сопереживанию, к сотворчеству, развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.

    Кружок «Веселые нотки»

    Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

     Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

        Следует отметить, что дети, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глаза блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.

    Таким образом,  можно отметить , что внеурочная деятельность дает возможность для развития творческих и познавательных способностей каждому ребенку.

    А чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие и познавательные  способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников

    Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников...

    Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД

    1.Особенности развития младших школьников2. Методика развития познавательных и творческих способностейВ основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сло...

    Внеурочная деятельность – основа развития познавательных способностей школьников

    Презентация предназначена для классного руководителя...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам»

    Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познаватель­ных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет....

    Модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Развитие познавательных способностей"

    Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. ...