Доклад "Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений учащихся"
статья

Душкина Екатерина Александровна

Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность – это основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся.

Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

 усиление педагогического влияния на жизнь обучающихся в свободное от учебы время;

 организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

 оказание помощи в поисках «себя»;

 создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 расширение рамок общения с социумом;

 воспитание культуры досуговой деятельности обучающихся.

Формы внеурочной деятельности: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические клубы и т. д.

В настоящее время занятость подростков играет большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в социуме, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание ребенку и тому, чем ребенок занимается, что его интересует, каковы его взгляды, способности, каково отношение ребенка к окружающему миру, чего он хочет достичь в своей жизни. Количество совершаемых правонарушений зависит от типа занятости подростка. Именно в подростковом возрасте у ребенка складываются жизненные установки, взгляды. В этом возрасте характер у подростков очень уязвим, поэтому в случае возникновения неудач он может прибегнуть к непредсказуемым поступкам.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. В настоящее время существует значительное количество подростков, которые не имеют занятости в свободное от учебы время. Для этого имеется множество причин и условий. Подростки не заняты, а значит, все свободное время они проводят «впустую». Отсюда вытекают последствия незанятости, а значит, появляется больше возможности для совершения поступков, не одобряемых обществом. Поэтому cуществует необходимость выявить причины совершения правонарушений, их последствия, организовать профилактическую деятельность.

В наше время подростки стали менее подконтрольными, что зачастую приводит к негативным последствиям. Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя», сборы в подъездах и подвалах, на чердаках. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков. Чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование в образовательном учреждении рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности.

Главной целью школы является организация наиболее эффективной занятости подростков. Также ключевым моментом является подбор методов для того, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь к участию в кружках, секциях.

Младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период развития, в котором закладывается установка на позитивное преобразование мира, это первая ступень на пути к гражданственности, ответственному отношению к обществу, нашей Родине. В этом году в начальной школе реализуется программа социальной активности «Орлята России», цель которой развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Всего в программе 7 треков. Первый трек программы называется «Орлёнок-Лидер». Мы совместно с учащимися разбирались кто такой лидер, какие качества характера должны быть у лидера, какие поступки может совершать, а какие нет, можно ли самому стать лидером, что для этого нужно сделать. То есть на протяжении трека учащиеся формировали лидерские качества, умение работать в команде, брать ответственность за свои решения. Далее будет трек «Орлёнок -Эрудит», где будет формироваться интерес к научному знанию и исследовательской деятельности, положительное отношение к школе, учебной деятельности.

То есть вся программа нацелена на формирование социально значимых качеств личности обучающихся (активной жизненной позиции), включение школьников в позитивное преобразование социального мира, способствующее самореализации в обществе и развитию социальных возможностей –его способностей, знаний, ценностных установок.

Так же в этом году в классе реализуется программа духовно-нравственного направления «Как прекрасен этот мир». Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Перед школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. На занятиях мы беседуем о добре, зле, долге, чести, достоинстве. Анализируем поступки героев рассказов. Моделируем ситуации из жизни учащихся.

В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений ребёнка о смысле его жизни с точки зрения православной культуры. Знакомство детей с православными фильмами, видеосюжетами, прослушивание музыкальных сказок и детских песен с красивым духовно-нравственным содержанием способно организовать их и повести за собой в мир музыки, поэзии и добра.

Таким образом, в школе создаются условия,которые не провоцируют отклоняющее поведение учащихся, а расширяют для них пространство, где им интересно, хорошо, где они могут проявить свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство с...

Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников

Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников...

Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД

1.Особенности развития младших школьников2. Методика развития познавательных и творческих способностейВ основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сло...

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

« Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся»

Тема моего доклада: «Внеурочная деятельность - основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся.»   Дело в том, что современное общество предъявляет к человек...