« Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мироненко Олеся Васильевна

Тема моего доклада: «Внеурочная деятельность - основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся.»

   Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx454.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дохновичская СОШ»

Доклад на тему:

« Внеурочная деятельность –

основа развития познавательных

и творческих способностей обучающихся»

Подготовила: Мироненко О.В.

Ноябрь 2023г.

Василий Александрович Сухомлинский когда – то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Тема моего доклада: «Внеурочная деятельность - основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся.»

Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на – учителей начальных классов. Именно они закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей.

Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Задача внеурочной работы в школе состоит в привлечении учащихся к общественно-полезной деятельности, в стимулировании их инициативы и самостоятельности в развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

Внеурочная работа органически связана с учебной деятельность, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам учащегося.

Для повышения творческого потенциала детей в школе существуют различные формы внеурочной работы: дистанционные предметные олимпиады; организация разнообразной творческой деятельности, а именно предметные недели, проведение внеклассных мероприятий, участие в конкурсах, выставках и т.д. На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет одна из форм внеурочной работы - это кружковые занятия. Вызывая интерес к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, навыки самостоятельной работы, повышают качество подготовки к учебному предмету. Осуществляется более глубокое изучение теоретических основ различных техник. Развивается интерес к творчеству мастеров прикладного искусства, реализуется принцип связи теории с практикой. Здесь ребенок имеет возможность выбрать себе дело по душе. Занимаясь с интересом и увлечением любимым делом, ученики нередко проявляют значительно больше активности и самостоятельности. Полученные на уроках знания и умения они воплощают в своих творческих работах. При этом совершенствуются не только практические навыки, ребята начинают глубже понимать красоту окружающего мира, стремятся придумать что – то новое и создавать это своими руками. Успех в работе всегда окрыляет и пробуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результат своего труда воодушевляют учащихся, заставляет поверить в свои силы, повышает самооценку, позволяет ставить перед собой определённые цели и достигать их, а именно развивает творческие способности.

Однако невозможность реализовать свой творческий потенциал, воплотить свои идеи в реальность может привести к проявлению других качеств, характерных для данного возрастного периода, например упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Излишняя требовательность, критичность по отношению к подростку может повредить его раскрытию в творчестве, общению, так как порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость подростка, взрослым следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что подросток остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты.

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности

Главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке желание изучать мир, научить его способам деятельности и движению к вершинам познания. Неталантливых детей нет, нужно только помочь им раскрыть свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность – основа развития познавательных способностей школьников

Презентация предназначена для классного руководителя...

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей....

Доклад "Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений учащихся"

Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений учащихся...