Формы работы с родителями детей с ОВЗ
статья

Валова Юлия Анатольевна

Материал статьи познакомит учителей с формами и принципами работы с родителями детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_roditelyami_detey_s_ovz.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями  детей с ОВЗ

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющими ограничение жизнедеятельности, обусловленное врождёнными, наследственными или приобретёнными заболеваниями или последствиями травм, подтверждёнными в установленном порядке.

   Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения детьми образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья.

   Получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечении полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Право таких детей на образование – одна  из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации (письмо Министерства образования  РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).
  В образовательных учреждениях  обучаются дети с различными нарушениями в психическом и физическом развитии.

Одним из важных направлений в деятельности образовательного учреждения является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

  Работе  с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткина, Н.Л. Коваленко, А.Г. а и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

   Согласно исследованию специалистов,  были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях,  где есть дети с ОВЗ.

1) Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2) Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствии этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

   Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ,  можно определить общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

- сформировать адекватную самооценку.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

 2. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

 3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагогов (педагог-психолог, с учителем-дефектологом, классный руководитель) с  родителями.

4. Принцип доступности

   Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

1 этап. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия: учителями, психологом, логопедом. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалистам, заинтересованности родителей в участии в процессе обучения, развития и воспитания ребёнка в ОУ и семье.

2 этап. Более глубокое знакомство специалистов с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ОУ с семьёй.

В школах используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.

Беседы: индивидуальные (коллективные)

Консультации:  индивидуальные, по заявке, тематические.

  Чаще всего используются индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия специалиста с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию  работы с ребенком. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

Эти мероприятия поддерживают благоприятный психологический микроклимат в классе и распространяют его на семью.

Посещение семьи 

Индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.

Родительское собрание.

Родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Родительское собрание должно стать школой просвещения не только родителей детей с ОВЗ. Оно должно расширять  педагогический кругозор всех родителей класса. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся с ОВЗ, характеризуются их возможности, степень  их продвижения  учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Родители особенных детей должны почувствовать гордость за своего ребенка. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ всех  учащихся класса, их достижений, и не только в учебной деятельности. Центральное место на этих выставках занимают работы особенных детей.

Тренинги. 

В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

 «Круглый стол». Во время таких встреч родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по теме безопасности детей

Формы работы с родителями о безопасности детей...

Формы работы с родителями по формированию экологической грамотности детей

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, ч...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека. Она играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Основная социальная функция семьи – воспитание и разви...

Совершенствование форм работы с родителями как условие повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей

Статья  посвящена актуальной теме – развитию родительской компетенции семей с детьми, посещающими занятия в МАУ «ЦППМиСП». Авторы представляют традиционные и инновационые формы ...

"Формы работы с родителями детей с агрессивным поведением"

Агрессия (в наиболее общем определении) – это поведение, причиняющее ущерб.Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесну...

Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...

Статья " Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению"

Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению....