Конспект урока мужества
план-конспект занятия (4 класс)

Семья и Отечество в моей жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_semya_i_otechestvo_v_moey_zhizni.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский  край

Апшеронский район

г. Апшеронск

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная  школа  № 2

Конспект внеурочного занятия

Тема: «Семья и Отечество в твоей жизни»

Учитель начальных классов: Горинская М.В

г. Апшеронск 2017

 «Семья и Отечество в моей жизни»

Цель: создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества.

Задачи:

  • определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого человека;
  • формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества);
  • формировать личностное отношение обучающихся к социальным и семейным ценностям;
  • определять взаимосвязь семейных ценностей и ценностей российского общества в целом;
  • развивать умение анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;
  • выявлять духовные ценности, сформировавшиеся в семьях обучающихся;
  • формировать ценностные ориентиры обучающихся по отношению к семье, к Отечеству.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в ситуацию.

СЛАЙД 1 «Заставка «Семья»

Учитель:

- Международный день семьи – 15 мая, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году. Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников», семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».

- А как вы понимаете это слово «семья»?

- Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить с вами о двух самых главных ценностях в жизни каждого человека: о СЕМЬЕ и ОТЕЧЕСТВЕ.

3. Беседа «Что такое семья»?  

СЛАЙД 2 (ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ)

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Отечество − страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. Понятие «Отечество» часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.

- Подумайте, что сближает эти два понятия.

Высказывания учащихся (примерные ответы: любовь, долг, ответственность, что-то родное, близкое, дорогое, ценное).

Учитель

- Давайте немного поиграем в ассоциации (слова близкие по смыслу). Первая группа подбирает слова – ассоциации к слову Семья, вторая – к слову Отечество.

(Каждой группе выдается лист с ромашкой, на лепестки которой каждая группа должна вписать ассоциации).

 (В итоге участники урока должны прийти к выводу, что СЕМЬЯ и ОТЕЧЕСТВО -  близкие по смыслу слова, их сближают общие ценности и принципы, на которых они держатся).

Например, любовь, долг, близкие, родное, тепло, истоки, начало.

Учитель

- Прекрасно. А теперь я вам предлагаю послушать поэтические строчки о семье.

СЛАЙД 4 (СТИХОТВОРЕНИЕ)

А дом, заставленный добром,
                        ещё не дом.
И даже с люстрой над столом –
                        ещё не дом.
И на окне с живым цветком –
                        ещё не дом.
И даже с чайника баском –
                        ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,
так эта истина понятна и проста:
что от ладоней до окна наполнен дом
твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,
и стала комната бездонна и пуста.
И среди этой первозданной пустоты
весь мир мой – ты, и дом мой – ты.

Анна Суслова

- О каком же тепле идет речь?

- Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Заслушиваются варианты ответов учащихся).

Примерные ответы: дом – это люди, которые живут рядом с нами, это тепло, которое мы дарим друг другу.

       

4. Викторина «Вопросы о семье».

- Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.

1. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносит  сор из избы.)

2. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … назовите пропущенный глагол.  (Гореть.)

3. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? (« Снежная Королева ». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

4. В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)

5. Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

6. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

7. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?  (Моя сестра.)

8. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

9.Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного  родственника?  (Мать-и-мачеха.)

10. В каком месяце отмечается Международный день семей?   ( в мае).

(Заслушиваются варианты ответов учащихся).

Примерные ответы: дом – это люди, которые живут рядом с нами, это тепло, которое мы дарим друг другу.

Учитель

- Конечно, в наших сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему и к своей Родине.

- Дом – это  не только то место, куда мы возвращаемся каждый вечер после трудового дня. Дом – это то место, где тебе все родное, близкое, дорогое. Где ты чувствуешь безграничную любовь и заботу.

Предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Натановича Орлова, которое так и называется «Родное».

СЛАЙД 5 ЗАСТАВКА «РОДИНА»

СЛАЙД 6 СТИХОТВОРЕНИЕ

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
В.Н. Орлов

5. Практическая часть: Проект «Наш дом».

Учитель: От этих строк веет теплом и любовью.

А как создать Тепло нашего Дома? Как же построить такой Дом, где царят тепло, уют  и любовь? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

Класс условно делится на три группы.

* Задание для первой группы: Ваши кирпичики будут составлять стены нашего дома. На «кирпичиках», предложенных вам, нужно записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…)

* Задание для второй группы: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

* Задание для третьей группы: Вы будите строить крышу дома. Создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно, что нельзя.

Учитель:

- А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой группы «защищает» свой проект. Допускаются дополнения.

-  Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома и то, на каких ценностях основывается жизнь семьи.

6.  «Семейные ценности».

СЛАЙД 7 «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)

Культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия

Задание: Составьте словарь семейных ценностей. Обсудите в группе, какие духовные семейные ценности вы запишете ИХ НА ЛИСТОЧКАХ. Наполним ими наш Дом.

СЛАЙД 8 «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (схема)

- К чему может привести отсутствие семейных ценностей?

- Могут ли быть данные ценности значимыми для всей страны (Отечества)?

- Насколько значимы ценности семьи для судьбы Отечества? Свой ответ аргументируйте.

- Какую роль играют данные ценности в вашей жизни?

- Какую роль играют данные ценности в жизни страны?

- Докажите, что семья – это опора Отечества.

7. Обсуждение проблемной ситуации. Рефлексия.        

Учитель:

- Вот мы и построили с вами наш идеальный, крепкий Дом. Мне кажется, что в таком доме хочет жить каждый человек. И только от нас зависит, будет ли наш реальный дом  соответствовать этому идеалу.

- Что нам нужно сделать для этого?

(Высказывания учащихся. Например, быть ответственными, любящими, заботливыми и т.д.).

СЛАЙД 9 ЗАСТАВКА «СЕМЬЯ»

8. Подведение итогов.  

- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Мужества

Этот урок посвящен 70-летию контрнаступления советских войск под Москвой. Учащиеся вели поисково-исследовательскую работу. Итогом этого проекта стал Урок Мужества....

План-конспект урока мужества «Я говорю с тобой о Ленинграде…»

К концу урока дети должны ознакомиться с особенностями жизненной ситуации блокадников, почувствовать гордость за своё Отечество....

Конспект урока Мужества "Битва под Москвой"

Конспект урока Мужества "Битва под Москвой" для учащихся начальной школы. Подробный конспект мероприятия включает в себя прозу, стихи, музыку, песни. Дети вместе с учителем готовятся к этому уроку: по...

Конспект урока мужества "Седые дети войны"

Мы провели с учениками открытый урок мужества "Седые дети войны" в предверии великой даты- 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.В конспекте поэтапно описан  ход урока. В первой част...

Конспект Урока - мужества "Юные герои Кубани"

Урок - мужества "Юные герои Кубани" для 4 класса...

Конспект "Урок мужества"

Конспект классного часа ...

Конспект урока мужества "Чьё детство вдруг оборвала война" Подвиг Вити Новицкого

Конспект урока мужества о герое Новороссийска - Вите Новицком. Можно использовать во внеурочной деятельности, ко Дню Победы....