Программа курса внеурочной деятельности Радость творчества
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Азанова Гульнара Рафкатовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Радость творчества» разработана на основе программы по предмету «Технология» 1 - 4 кл авторы: Колесниченко И.И., Мылова И.Б., Рагозина Т.М., в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_radost_tvorchestva.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Радость творчества» разработана на основе программы по предмету «Технология» 1 - 4 кл авторы: Колесниченко И.И., Мылова И.Б., Рагозина Т.М., в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

В структуру представленного проекта рабочей программы по внеурочной деятельности «Радость творчества», составленной на основе ФГОС НОО, включены следующие компоненты:

  1. пояснительная записка;
  2. общая характеристика учебного предмета;
  3. описание места учебного предмета в учебном плане;
  4. результаты изучения учебного предмета учениками начальной школы;
  5. содержание учебного предмета;
  6. учебные и методические пособия.

Реализация программы «Радость творчества» по внеурочной деятельности является дополнением к основной образовательной программе. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов творческой проектной деятельности, которые присутствуют в данной программе. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончанию начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над художественно – творческими проектами - это способ формирования общих УУД:

  • организационных (регулятивных),
  • интеллектуальных (познавательных),
  • оценочных (личностных),
  • коммуникативных.

Программа «Радость творчества» вносит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (граттаж, скрапбукинг, кляксография, монотипия, квиллинг и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Введение творческой проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности, учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Творческая деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей, работников декоративно – прикладного искусства), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своихпотребностей.В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную, групповую и индивидуальную деятельность.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для внеурочной работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: художественно – творческой, учебно-познавательной, практической, социальной.

  1. Пояснительная записка.

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Радость творчества»  разработана на основе программы по предмету «Технология» 1 - 4 кл авторы: Колесниченко И.И., Мылова И.Б., Рагозина Т.М., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности (Стандарты второго поколения); учитывает основные задачи развития образования в регионе, особенности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Нормативно - правовые документы, обеспечивающие

реализацию программы.

1. Программа «Технология 1 – 4 классы» авторы: Колесниченко И.И., Мылова И.Б., Рагозина Т.М.

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказ  Минобрнауки РФ от «26» ноября  2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».

4. Информационное  письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».

5. Приказ  Департамента образования Администрации Сургутского района от 22 июля 2010 №436 «О введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Сургутского района».

6. Приказ школы №380  от 01.09.2013 «Об утверждении учебного плана»

7. Учебно-методический комплект  -  авторы:Колесниченко И.И., Мылова И.Б., Рагозина Т.М.

ФГОС предполагают формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в художественно - творческой деятельности.

Программа «Радость творчества» построена на компетентностном подходе, который реализуется через внедрение современных педагогических технологий. Результатом освоение программы для детей является создание реальных «продуктов», «произведений творчества», имеющих для воспитанников практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся художественно - творческой деятельностью, и направлена на формирование общей культуры обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также следующих качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

        Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 7-11 лет средствами нетрадиционного рисования и ручного труда.

Задачи программы: 

- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования и ручного труда;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,  

  замечать и творить Красоту;

- развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

- предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами - своего видения мира;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:         

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:        

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Введение творческой проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации творческой проектной деятельности, возможно в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Мастерство зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме. Необходимо, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками; проявлял и развивал свою любознательность не только вопросами, но и трудом. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость творческого труда. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, школьники знакомятся с операциями, материалами, видами работ, приобретают умения и навыки. Развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируется любознательность, наблюдательность. Занятия художественно-эстетической направленности будут способствовать разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания, стремлению к получению готового, реализованного проекта.

Программа «Радость творчества» включает в себя 2 раздела:

      В 1-ом разделе – Я рисую – дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, учатся применять их на практике;

      Во 2-ом разделе – Я мастерю – дети знакомятся с нетрадиционными техниками ручного труда.

Принципы, лежащие в основе программы:

      - доступности;

      - наглядности;

      - демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

      - научности;

      - «от простого к сложному».

     Используемые методы позволяют:

 - развивать мелкую моторику;

 - дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;

- способствуют развитию творческой коммуникации;

- развивают индивидуально – творческие особенности личности, необходимые для познания себя как личности, своих возможностей, собственного достоинства;

- формируют эстетическое восприятие, эстетические представления и суждения.

Курс «Радость творчества» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование художественно – эстетического вкуса и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия могут носить как коллективный, групповой, так и индивидуальный характер.

Художественно - творческая деятельность младших школьников при изучении курса «Радость творчества» имеет отличительные особенности:

•имеет творческую практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

•в большинстве случаев творческие проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

•творческая деятельность осуществляется в школе, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

•творческая деятельность носит коллективный, групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, коллективе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•в содержание творческой проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

• реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к художественно – творческим видам деятельности.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на прохождение программы «Радость творчества» в 1 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, 33 часа (33 недели), во 2, 3, 4 классах 1 час в неделю, 34 часа (34 недели).

  1. Результаты изучения учебного предмета учениками начальной школы.

           Освоение детьми курса программы «Радость творчества» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

- познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

- чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

- социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

- коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

  Учащиеся научатся:

- правильно держать лист бумаги, карандаш, кисть;

- свободно, без напряжения работать кистями, проводить линии в нужных направлениях, не вращая лист бумаги;

- работать акварельными красками, гуашью, восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами;

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и правильно определить место изображения на листе бумаги;

-  правильно передавать в рисунке форму, пропорции, пространственное положение предметов, цвет предметов.

- самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;

- читать и записывать схемы оригинальных поделок;

- изготавливать шаблоны моделей по чертежам;

- выполнять эскизы декоративной отделки изделий;

-уметь пользоваться пластилином и стеком;

- соединять детали из пластилина;

- экономно размечать материалы с помощью шаблонов;

- сгибать листы бумаги вдвое;

- резать бумагу по линии разметки;

- соединять детали из бумаги с помощью клея;

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены при работе.

У учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

К концу первого года обучения учащиеся получат возможность научиться:

 - организовывать свое рабочее место;

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

 - пользоваться инструкционными картами и схемами;

- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;

- уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

К концу второго года обучения учащиеся получат возможность научиться:

- четко работать с инструментами;

 - читать схемы выполнения фигур торцевания, лепки

- овладеют навыками культуры труда

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

- проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ

- узнает историю возникновения техники торцевания

- рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

К концу третьего года обучения учащиеся получат возможность научиться:

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

К концу четвёртого года обучения учащиеся получат возможность научиться:

- планировать свои действия, учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

- формировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

Личностными результатами изучения курса, является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами является: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

  1. Содержание программы

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами художественно - творческой деятельности. Применение современных учебных материалов и использование современных образовательных технологий являются главными критериями овладения курса «Радость творчества».

Методы проведения занятий: творческая мастерская, беседа, игра, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные творческие проекты, самостоятельная работа.        Программа предусматривает использование современных самооценочных средств: «я понял, у меня всё получилось», «я справился, но есть вопросы», «нуждаюсь в помощи».

Методы контроля: консультация, выступление, презентация, мини-конференция, участие в выставках.

        Технологии, методики:

•            уровневая дифференциация;

•            проблемное обучение;

•            моделирующая деятельность;

•            поисковая деятельность;

•            информационно-коммуникационные технологии;

•           здоровьесберегающие технологии;

Возможные результаты («выходы») творческой деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, наглядные пособия, учебное пособие, фотоальбом, организация авторской выставки работ в школе, учреждениях культуры.Что предусматривает развитие образовательной среды школы и привлечение социальных партнёров.

Содержание занятий.

1 класс (33ч)

1.Вводное занятие (1 ч.)

Вводное занятие. Знакомство с курсом. Техника безопасности при работе с различными инструментами.

2.Я рисую (2 ч) 

Техника работы графитным карандашом. Печатанье осенними листьями.

3. Я мастерю. Изготовление изделий из бумаги и картона (4 ч) 

Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; «сминание» заготовки; скатывание мятой заготовки в шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией. Создание изделий по собственному замыслу.

4. Я рисую (4 ч) Рисование по «сырому». Рисование «пальчиками».

Рисование «ладошками». Техника «монотопия»

 5. Я мастерю (5ч)

Работа с пуговицами, ватными палочками, изготовление новогодней открытки (скрапбукинг). Знакомство и овладение техникой скрапбукинг «Ёлочка», умение сравнивать и различать образы.

6. Я рисую (2 ч)

Знакомство и овладение техникой «граттаж», умение построения композиции создания творческих работ на основе собственного замысла.

7.Я мастерю (8ч)

Создание сувенира из подручных средств. Знакомство и овладение техникой «квиллинг». Создание цветочных шаров из гофрированной бумаги.

8. Я рисую (5ч)

Овладение техникой «пластилинография», рисования с солью, восковыми мелками, овладение техникой «фотокопия» - рисование свечой, техникой «выдувание».

9. Я мастерю (1ч)

Создание дерева (коллективная работа)

10.Подведение итогов (1ч).

Подготовка итоговой выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Обучающиеся вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.

Содержание курса

  1. класс (34ч)

1.Золотая осень (11ч.)

Вводное занятие. Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.

Лепка фруктов, овощей с натуры, по памяти или по представлению.

 Рисование пластилином. Беседы. Рисование на заданные темы. Декоративная композиция.

2.Зимняя сказка (11ч.)

Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению.

Рисунки в цвете и карандаше.

Рисование по памяти.

Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки.

3.Русские картины (6ч.)

Рисование по памяти, представлению и с использованием наглядности. Рисование на заданную тему.

Декоративная композиция.

Изображение фигуры человека в рисунке и лепке.

4.Весенние деньки (5ч.)

Рисование по памяти, представлению и с натуры.

Вариации по мотивам народной росписи.

Составление сюжетной аппликации.

Рисование элементов орнамента. Декоративная композиция.

5. Подведение итогов (1ч).

Подготовка итоговой выставки.

Содержание курса

3 класс (34ч)

  1. Изготовление изделий из природных материалов (8ч) 

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами.  Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм.

  1. Изготовление изделий из бумаги и картона (11 ч) 

Закрепление навыков работы с бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Знакомство с модульным оригами.

  1. Изготовление изделий из текстильных материалов (10 ч) 

Продолжение освоения техники аппликации из ниток. Знакомство с техникой: «Изонить». Выполнение простых элементов в данной технике. Изготовление кукол-домовенок.

  1. Изготовление изделий из пластичных материалов (4 ч) 

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей.

         5. Отчетная выставка работ обучающихся (1 ч).

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии, полученных за год.

Содержание курса

4 класс

  1. Изготовление изделий из природных материалов (8ч) 

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами.  Новые творческие задачи в работе с природным материалом – выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

  1. Изготовление изделий из бумаги и картона (11 ч) 

Закрепление навыков работы с бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания бумаги.

  1. Изготовление изделий из текстильных материалов (10 ч) 

Знакомство с коллекцией ткани, плетением. Вышивка бисером. Выполнение салфетки.

  1. Изготовление изделий из пластичных материалов (4 ч) 

Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск в мятом куске мягкого материала с последующей доработкой образа.

         5. Отчетная выставка работобучающихся (1 ч).

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов. Выставка портфолио творческих работ учащихся.

  1. Учебные и методические пособия:
  1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с младшими школьниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение школьников технике аппликации коллажа: Методическое пособие. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми младшего школьного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Казакова Т. Лыкова И. Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку». // Дошкольное воспитание. -2011.-№2.-с.87-91.
  5. Колесниченко И.И., Мылова И.Б., Рагозина Т.М. Программа по технологии 1 – 4 классы. Академкнига, 2012.
  6. Коллективное творчество младших школьников: Конспекты занятий/под ред. Рогозиной Т.М.-Тюмень, 2012
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2011
  8.  Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 7-9 лет. - М.: Рольф, 2012.
  9.  Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"

Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях.   П...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС

Программа поможет в организации  внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество" для 1-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Радуга творчества" 4 класс

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС , содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа направлена на формирование творческих способност...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Речевое творчество

Программа составлена по курсу Каландаровой Н "Уроки речевого творчества"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"1-4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками" в 1-4 классах, полностью соответствует ФГОС и составлена на основе программы Т.Н. Просняковой...