Материал для диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 2 год обучения
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Улитина Лариса Евгеньевна

Материал для диагностики результатов обучения  по дополнительной образовательной программе по лепке из глины  «У истоков мастерства» 2 год обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект: «Глиняные барыни всех на свете краше»

Задачи:

  • Продолжать изучение народной игрушки.
  • Развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение;
  • Углубить эстетические познания о декоративно прикладном искусстве и народной игрушке;
  • Организовать коллективный исследовательский поиск новых эстетических знаний.
  • Воспитывать аккуратность;
  • Развивать внимательность, воображение, прививать интерес к истории России.
  •  Формировать умение презентовать свои работы.
  • Воспитывать чувство любви к народному творчеству. 

Материалы : Образец изделия, выставка рисунков народных игрушек, опорные схемы лепки, глина, стеки, банка с водой.

 Ход занятия

Сообщение темы

-Наши руки крендельком,

Щеки, будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Руководитель:  Ребята, вы уже, наверно догадались, о чём сегодня пойдёт речь? Сегодня на занятии вы будете лепить барыню, используя одну из технологий изготовления барыни русских мастеров.

Перед вами схемы технологии изготовления барыни народными мастерами различных школ, внимательно ознакомьтесь с ними и скажите, что общего в технологии, чем отличается манера исполнения различных мастеров?

(работа с опорными схемами)

Обобщение:

Лепка каргопольской барыни.

Фигурка лепится по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Туловище и юбку прикрепляли друг к другу, сдавливали обе руки-колбаски, скручивали их в форме калачика и тоже фиксировали. Головной убор в виде кокошника или шляпы приделывали самым последним. На этом заканчивалась лепка. Каргопольская игрушка далее нуждалась в покраске. Бабу подвергали обработке известью, иногда для этой цели применяли раствор на основе мела и молока. Потом мастера приступали к прорисовыванию передника. Его наполняли разнообразными изображениями символического значения. Так, волнообразные линии символизировали воду и дождь, зигзаги означали молнии, ливни и грозы. Изображение креста в круге символизировало солнце, а креста в ромбе – землю,  волнистые линии игрушки в виде креста с точками означала засеянное поле, а различные завитушки – это ростки.

Раскраска игрушек начиналась с фона. Для этого игрушку окунали в известь, полностью покрывая белым цветом. Второй краской была печная сажа. Старая техника предполагала простейшую роспись – чёрным по белому или белым по-чёрному. Позже начали использовать природные краски: зелёную краску получали из травы, жёлтую – из яичного желтка. Сегодня мастера каргопольской росписи используют розовые, зелёные, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков. Рисуют гуашью на основе клея ПВА, поэтому мыть игрушки не рекомендуется. Сегодня, кстати, сохраняется старая, «мазковая» школа росписи, из-за чего роспись выглядит упрощённой и простоватой.

Филимоновская барыня

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел. Филимоновская глина особенная глина-синика. После обжига она становилась светло - розовой. Ее можно было раскрашивать веселыми красками. Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу - при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина "садится", и тогда приходится снова "подтягивать", приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не "замрет". После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. У  барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Последовательность лепки женской фигурки мало, чем отличается от общепринятой. Скатайте между ладонями шар (рис. 1.1 а) и наденьте его на указательный палец (1.16). Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем (1.2). Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки- колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм (1.3). Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах (1.4). Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их “вытягивают” из кома глины, находящегося в средней части фигуры (1.5). На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью — цилиндрическую часть шляпы. Такие шляпки, тулья которых едва прикрывала пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.

Дымковские барыни.

Лепим юбку – колокол (ступку), вдавливая пальцами во внутреннюю поверхность формы,

выравнивая края стенок по толщине. Голову лепим в форме шара и примазываем ее к телу в виде усеченного конуса с углублениями в основаниях. Соединяем полученную деталь с формой ступки.

Лепим руки барыни  в форме скругленных конусов. Соединяем руки с основной формой. Выравниваем и заглаживаем фигурку. Определяем положение рук на форме. Лепим детали (налепы): волосы и оборку юбки. Примазываем к основной форме. Работаем стекой. Лепим отдельные детали.

Соединяем их с общей формой. Выравниваем, заглаживаем игрушку.

Заполнение паспорта проекта.

Практическая работа.

Заключительная часть. Самоанализ. Предложить поставить свою барыню на «Лестницу успеха»: верхняя ступень-доволен работой, средняя- имеются недоработки, нижняя-не доволен результатом.

Последовательность лепки филимоновской барыни

        Последовательность лепки дымковской барыни

C:\Users\Мила Улитина\Desktop\Новая папка\f0f140719b9da059f5ee73b784454b0a_i-603.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: Ярмарка глиняной игрушки. Защита творческих проектов.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о выразительных особенностях, цветовой гамме русских народных игрушек из глины: смоленских, калининских, филимоновских, дымковских, каргопольских мастеров- умельцев;
  • Отрабатывать навыки кистевой росписи: концом кисти, маски;
  • Упражнять в росписи объемных игрушек, используя приемы росписи народных умельцев;
  • Развивать художественное восприятие народной игрушки;
  • Добиваться совершенства в исполнении и завершенности работы.

Ход занятия:

-На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда
Здесь шутки, песни, сладости
Большие мастера

Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей.
И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли

- Мы представляем учебный проект «Необычное в обычном» и приглашаем всех на ярмарку.

Что такое ярмарка? (ответы детей)

Обобщение: Это регулярно в определенном месте  и в определенное время устраивается массовая продажа товаров, часто с разными увеселениями.

Наши мастера представят свой товар с росписью. Что такое роспись? (ответы детей)

Обобщение: Роспись – это прикладного искусства. Мастера расписывали свои предметы росписью, а роспись была у каждой области индивидуальна.

Мастера из Дымково (ребята 1 группы) 

1-й: 

Мы из города из Вятки к вам прибыли.
Игрушки вятские на все манеры.

2-й: 

Вот вам барышня интересная
И козлики великолепные,
Олени ярки, в горошек узорчатые.

3-й:

Игрушки наши всюду славятся
Надеемся, и вам понравятся!

1. История дымковской игрушки (рассказывает обучающийся)

2. Защита проектов дымковской игрушки:  (Примерные рассказы)

а) «Козлик» 

Мой проект – козлик. Этот козлик особенный. Я выполнила его в дымковской росписи. Использовала элементы этой росписи – крупный коричневый горох в сочетании с мелким желтым и голубым  горошком. Этот козлик добродушный, ласковый по характеру. Он символизирует сказочный образ. Когда я его лепила, то передо мной являлся образ козлика из сказки «Серебряное копытце» Бажова.

Вот и вспоминаю строки из произведения: «Тот козел особенный. У него на передней ноге серебряное копытце…» Этого козлика я подарю бабушке на 8-е марта. Она у меня живет в деревне и у нее тоже есть домашние животные, которых она очень любит.

б) «Павлин» – панно

Мой проект – панно «Павлин». Фигура павлина – декоративная по своему оперению птица.
Если панно повесить на стену, то почувствуешь тепло солнечного света, летний день. Раскрашивая птицу, я использовала различные приемы росписи – это мелкие точки, которые чередуются с кудринами. Эти приемы я использовала при раскрашивании туловища птицы. Крыло выделяется одинаковым рисунком оперения: кудрины, точки, завитки.

Хвост павлина словно веер, покоряет  грациозностью, величием и показывает гордость птицы. Синие и красные цвета чередуются, на них нанесены нежно-белые завитки. В начале хвоста –  мелкие, а к концу крупные. Павлин держит в клюве виноградную лозу. Сама рамочка придает нарядный вид панно и оживляет мои воспоминания о московском зоопарке.

Руководитель: Ребята, на ярмарку ходили не только что-либо купить, но и посмотреть представление.

Берет в руки куклу- Петруша:

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
– Здравствуйте, мои друзья! 
Надел шляпу на макушку 
Узнаете? Я – …

Все по свету шел, шел
Да на ярмарку пришел
Кто из вас скороговорки
Повторить сумеет звонко?

Дети встают в круг, передают мяч, на звуковой сигнал, у кого в руках мяч, говорит скороговорку:

  • Три сороки – тараторки, тараторили на горке!

– Гжель на ярмарку пойдет?

2 группа: Гжельская посуда

1-й:

Расступись честной народ!
Гжель на ярмарку идет!

2-й :

Мы, умельцы Гжельцы,
Известны на Руси  
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.  

3-й  

Гжель – поселок под Москвой
Дома с наличниками и резьбой!

Расскажите-ка откуда? 
Снежно-белая посуда
Видно с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.

1. История Гжели.

2. Защита проекта по гжели 

Заварной чайник «Рыбка»

Рыбка изготовлена в виде заварного чайничка. Я украсила  работу мальвами, кудринами. Крышечку вылепила с узором. Это придает чайничку нежность. По краю крышечки виднеются дырочки, здесь фарфор потоньше. Я приготовила подарок своей сестренке на день рождения. Позже изготовлю маме еще одну рыбку, которая будет украшать стену около стола. Если сделать побольше, то получится коллекция из рыбок разных видов росписи.

3 группа. Филимоновские игрушки

1-й:

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор.

1. История филимоновской  игрушки.

2. Защита проекта  «Полосатые игрушки».

 Руководитель: Ребята, а еще на ярмарке катались на каруселях. Игра «Карусели»

4   группа.  Каргопольские игрушки.

1-й:Чу! Моя лошадка, чу!

Я кормлю тебя досыта,

Подковал твои копыта.

Хвост пушистый расчесал,

Гриву лентой подвязал.

2-й:Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

1. История Каргопольской игрушки.

2. Защита проекта  «Игрушки русского Севера».

5  группа. Калининские игрушки.

1-й:

Распишу я утушку

Разными цветами,

Свищет моя утушка

разными ладами.

1. История Калининской игрушки.

2. Защита проекта  «Птички-пеструшки

Пример: Мой проект – Лебедушка. На  фоне обожжённой глины с помощью налепов и росписи изображены цветы, веточки которые переходят в перо и согревает своими лучиками эту поделку. Эта подделки напоминает мне сказку… Лебедушку я изготовил для мамы к женскому дню. Я думаю, что она будет очень рада подарку. «Игрушка радует наш взор  Богат и наряден чудесный узор…»

Руководитель: Сегодня мы увидели работу над проектом «Необычное в обычном». Это маленькая ступенька к большим проектам в старших классах. Ребята, к кому вы обращались за помощью, к каким источникам, чтобы достигнуть результат работы?

Дети: Материал искали в библиотеке; поиск в Интернете, при подготовке к информации о гжели, филимоновской, каргопольской, дымковской игрушки);  обращались к художественной литературе, познакомились с работами замечательных  мастеров по лепке; была оказаны помощь со стороны руководителя творческого объединения, обращались за помощью к  своим родным: мамам, бабушкам; использовали справочный материал из словаря.

Обобщение: Ремесло народных умельцев продолжает жить и развиваться. Изделия народных промыслов можно было бы изготовить поточным методом. Но, конечно же индивидуальная работа требует от мастера большого мастерства. Мастер вкладывает душу в свою работу, проявляет творчество, любовь к своему делу. Его работа индивидуальна. Проходят годы, но мы видим, что и в наше время интересен и богат промысел народных умельцев России.

Оформление результатов работы 

Создание буклета, календаря, творческая работа, выполнение рисунка, роспись игрушки.

Руководитель: Вы хорошо потрудились. Кто-то помогал товарищу, обращались к родным, учителям, к другим источникам. И только работая совместно, можно достигнуть хорошего результата.

Итог нашей работы – это:

1. Выставка рисунков русского прикладного искусства.
2. Поделки из глины.
3. Буклеты, изготовленные ребятами на компьютере.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика результатов освоения обучающимися образовательной программы»

Данная методика предназначена для индивидуальной диагностики обучающихся, занимающихся в вокальной студии.Способы и приемы определения результативности.Формы подведения итогов реализации программы.Кри...

Материал для диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Конспекты итоговых занятий и материалов  для диагностики результатов обучения дополнительной образовательной программы по лепке из глины "У истоков мастерства" 1 года обучения...

Материал для диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 3 год обучения

Материал для диагностики результатов обучения  по дополнительной образовательной программе по лепке из глины «У истоков мастерства» 3 год обучения...

Диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Диагностики результатов обучения  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»2016-2017 уч.годДиагностики результатов обучения  по дополнительной образовате...

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка" по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка"  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 2016-2017 уч годАттестация обучающихся творческ...

Диагностика результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы по оригами в начальной школе

Этапы проведения диагностики осовения дополнительной общеразвивающей программы по оригами в начальной школе...