РП внеурочной деятельности История СПб 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Богачева Мария Андреевна

Поурочное планирование внеурочной деятельности "История СПБ" в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «История Санкт - Петербурга»  для обучающихся  1 класса  на 2019 – 2020 учебный год.

Рабочая программа по курсу «История Санкт-Петербурга» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура                                          Санкт-Петербурга" автора Е. В. Дмитриевой.

Реализация данной программы рассчитана на учащихся 1-го класса; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс.      Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативных правовых документов:  

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
  3. Учебного плана внеурочной деятельности учреждения;
  4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам.        

                         Цель программы:

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Структура программы. Предполагаемый результат.

             Курс «История  Санкт-Петербурга» предназначен для обучающихся 7 лет. Он рассчитан на1 год.

 1 класс.

«История Санкт-Петербурга»

Курс посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург;

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга;

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект;

- уметь показать на карте изучаемый объект.

Формы проведения занятий

Реализации задач курса «История Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

Основной формой организации по курсу «История Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • практические занятия
  • беседы
  • экскурсии
  • конкурсы
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);
  • игра
  • путешествие
  • проектная деятельность

В каждом занятии прослеживаются три части:

•        игровая;

•        теоретическая;

•        практическая.

При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Формы учета результатов обучения

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?».

Средства обучения

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные.);
  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «История Санкт-Петербурга» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала занятия к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к деятельности;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся получат возможность для формирования

 эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира»,     представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

  • научиться  анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
  • строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
  • Приобщение к культурному наследию города;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
  • Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Календарно – тематическое планирование.

«История Санкт – Петербурга»

1 класс (1 ч в нед. /33 ч в год)

№ п/п

Тема

Форма проведения

Дата

1

Мой район. Мой дом. Мой двор, моя улица. Будущее моего района.

Клубное мероприятие Игра - путешествие

2

Наш город - Санкт Петербург.

Клубное мероприятие Виртуальное путешествие

3

Мир города. "Живой город". Город и горожане. День памяти святого благоверного Александра Невского.(12 сентября)

Клубное мероприятие Игра

4

Город на берегах Невы.

 Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

Круглый стол творческая работа в группах

5

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

Клубное мероприятие Интерактивное путешествие

6

Крепость на Заячьем острове.

Клубное мероприятие Игра-наблюдение

7

Петропавловский собор. Новое название крепости.

Клубное мероприятие

8

Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Троицкая площадь.

Круглый стол. Творческая работа в группах

9

Адмиралтейская верфь.

Презентация

10

Здание Адмиралтейства.

Круглый стол

11

Летний сад. Постройки Летнего сада.

Интерактивное путешествие

12

Летний дворец и его история.

Викторина

13

Дворцовая площадь – главная площадь города.

Интерактивное путешествие

14

Зимний дворец.

Интерактивное путешествие

15

Викторина «Первые постройки города»

КВН

16

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

Игра-путешествие

17

18

Арка Главного штаба.

Александровская колонна.

Творческая работа в группах

19

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

Работа в группах.

20

Санкт-Петербург – город рек и каналов. Река Нева.

Интерактивное путешествие

21

Сенатская площадь.

презентация

22

Медный всадник.

Творческая работа в группах

23

Исаакиевская площадь.

Исследовательская работа

24

Исаакиевский собор.

Викторина

25

Мосты города.

Интерактивное путешествие

26

Невский проспект.

Презентация

27

Казанский собор.

Творческая работа в группах

28

Памятники героям-полководцам возле Казанского собора.

Игра-экскурсия

29

Храм Воскресения Христова.

Работа в группах.

30

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор.

Игра

31

Городская дума.

Презентация

32

Аничков мост.

Аничков дворец.

Игра-экскурсия

33

Обобщение по курсу. День рождения  города.

КВН

Список литература:

1.        Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: 2015

2.        Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2017 г.

3.        Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия 2010

4.        Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2009г.

5.        Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "История Санкт -Петербурга " 1 класс

В программе представлена пояснительная записка, календарно- тематическое планирование теоретической и практической частей материала курса для обучающихся 1 класса....

Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса

Перед школой и педагогами в соответствии с новым государ­ственным образовательным стандартом стоит задача — актуа­лизировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...

Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (Луховицы) 1-2 классы

Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (г. о. Луховицы), 1-2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы

Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...