Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Акишина Валентина Васильевна

Какое образование соответствует реалиям XXI века?

Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и

воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.

«На земле всего лишь 2 % русскоговорящих и русскодумающих людей.

Но сколько открытий наши предки подарили человечеству! Русская идеология, философия, огромные культурные и научные корни – это серьёзная заявка современному миру, который требует мгновенной рефлексии. Нам нужноввести моду на интеллектуально – гимнастические залы, чтобы увлечь подрастающее поколение стремлением к развитию и интеллектуальным тренировкам. В мире перевёрнутых ценностей нужно раскрывать свои сверхспособности вместо того, чтобы конкурировать» [3]… И огромная ответственность в формировании нашего будущего возлагается на педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v.v.akishinoy_okruzhnaya_konferentsiya28.03.2018.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

В.В.Акишина,

Учитель шахмат  МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева,

г. Урай

Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе»

в рамках развития непрерывного шахматного образования:

эффективный опыт и перспективы

Аннотация. Рассматривается результативность апробации в рамках

реализации основных общеобразовательных программ федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе» в соответствии с «Дорожной картой по

развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО –Югры» в МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева г. Урая.

Ключевые слова: шахматы, способность действовать «в уме», научить

учиться, УУД, учебная дисциплина, шахматы – школе.

Какое образование соответствует реалиям XXI века?

Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и

воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.

«На земле всего лишь 2 % русскоговорящих и русскодумающих людей.

Но сколько открытий наши предки подарили человечеству! Русская идеология, философия, огромные культурные и научные корни – это серьёзная заявка современному миру, который требует мгновенной рефлексии. Нам нужноввести моду на интеллектуально – гимнастические залы, чтобы увлечь подрастающее поколение стремлением к развитию и интеллектуальным тренировкам. В мире перевёрнутых ценностей нужно раскрывать свои сверхспособности вместо того, чтобы конкурировать» [3]… И огромная ответственность в формировании нашего будущего возлагается на педагогов.

   Сегодня объединяются силы всех заинтересованных организаций на

введение шахмат в общеобразовательные учреждения. В марте 2012 года

Европарламент принял Декларацию «Шахматы в школе», в которой шахматы

впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы

образования и перспективная учебная дисциплина. 19 июля 2016 г. издан приказ «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО- Югры», в соответствии с которым с 1 сентября 2016г. в рамках реализации основных общеобразовательных программ определено введение федерального

курса И. Сухина «Шахматы - школе» [4] в учебный план 1-4 классов со 100%

охватом обучающихся. В 5-11 классах занятия по шахматам определены в

рамках обязательных занятий во внеурочной деятельности или

дополнительного образования. С 2017-2018 учебного года 100% обучающихся будут вовлечены в систему шахматного образования.

Ключевое значение при введении шахмат в учебную программу имеет

научная составляющая. Курс «Шахматы – школе», который создавался

профессором И.Г. Сухиным на протяжении 20 лет, «обеспечил Российской

Федерации мировой приоритет в ряде аспектов [5]:

1) Россия - первое государство, где шахматы стали учебной дисциплиной

как предмет по выбору с 1994 года;

2) именно в РФ разработана «Шахматно-задачная технология» обучения,

которую можно отнести к макротехнологиям, так как она направлена на

решение одной из фундаментальных задач системы образования – поэтапному и структурированному развитию у детей способности действовать «в уме»;

3) Россия - первая страна, где был издан научно обоснованный

здоровьесберегающий курс шахмат для начальной школы, имеющий

фундаментальную для системы образования цель: шахматы в нём только

материал – фактически это курс логики, который опирается на теорию П.Я.

Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на

культурологическую концепцию содержания образования И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина, на труды Я.А. Пономарёва о стадиях развития способности

действовать «в уме». Следует подчеркнуть, что способность действовать «в

уме» – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один изважнейших показателей общего развития психики человека, который не

относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, апредставляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!»

В курсе И. Сухина «Шахматы – школе» применяется здоровьесберегающая задачная технология, предполагающая развитие личностных качеств детей на основе усвоения универсальных учебных действий и учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Макротехнологичность «Шахматно- задачной технологии» обеспечивается и гарантируется ее надпредметностью и посредством поэтапного развития у детей способности действовать в уме (с

учетом новейших исследований в нейропсихологии и нейрофизиологии)

способствует обретению учащимися такой ключевой компетенции, как умение учиться [6].

«Шахматно-задачная технология» соотносима и пересекается с

технологиями развивающего обучения, с технологиями на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся и с технологиями на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

В чем состоит основная трудность проведения урока шахмат в школе? В

том, что в отличие от спортивных секций, здесь педагог имеет дело с

немотивированными детьми, иногда имеющими отрицательную мотивацию. А курс «Шахматы – школе» обеспечивает практически 100% положительную

мотивацию, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная.

Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого

подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления. В соответствии с «Шахматно-задачной технологией» каждый шахматный урок – это одновременно: 1) урок-сказка (использование сказочного материала); 2) урок-театр (использование элементов театрализации); 3) урок-игра; 4) урок-смех; 5) урок-тайна (создание атмосферы тайны, секретов, загадочности); 6) урок-удивление (без удивления нет обучения); 7) погружение в решение забавных и занимательных заданий; 8) урок без неуспевающих; 9) урок-сотворчество; 10) урок-здоровьесбережение. Курс И. Г. Сухина «Шахматы – школе» - это концептуально и методологически добротное, фундаментально обоснованное «здание шахматного образования».

     Прошедший учебный год ознаменовался введением в школы Ханты-

Мансийского автономного округа – Югры» федерального курса И. Сухина

«Шахматы - школе» согласно «Дорожной карте по развитию шахматного

образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры». В МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева города Урая в рамках реализации мероприятий дорожной карты была проведена следующая работа:

- Кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации

педагогов):

 в рамках единого методического дня «Современные педагогические

технологии и их роль в образовательном процессе» на базе гимназии был

проведен городской мастер-класс «Шахматы как инструмент развития

мышления» (31.10.2016 г.);

 создано городское методическое объединение преподавателей курса

«Шахматы» (15.11.2016 г.). За 2016/2017 учебный год проведено 4

заседания;

 Акишиной В.В. (официальным тьютором по подготовке педагогических

работников к реализации федерального курса И.Г. Сухина «Шахматы –

школе») разработана программа курсов повышения квалификации

«Методика преподавания шахмат в системе общего образования» (72

учебных часа), утвержденная решением Учёного совета АУ «Институт

развития образования» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Программа была реализована очно-заочно с применением дистанционных

форм обучения через систему дистанционного обучения (Modle) АУ

«Институт развития образования», обучено 175 педагогов Югры;

 на очно-заочных курсах повышения квалификации по программе

«Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с

использованием интернет-технологий» (72 час.) прошли обучение 50

слушателей города Нягани. За 2016/2017 учебный год методике

преподавания шахмат по федеральному курсу И.Г. Сухина «Шахматы –

школе» Акишиной В.В. всего было обучено 225 педагогов ХМАО –

Югры. Из них – 4 педагога МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева города

Урая. Таким образом, был решён вопрос кадрового потенциала в данном

общеобразовательном учреждении.

- В рамках методического и информационно-аналитического

обеспечения курса И.Г. Сухина было сделано следующее:

 апробирован курс И.Г. Сухина «Шахматы – школе». Программа

«Шахматы», рассчитанная на 17 час/год, реализовывалась в основной

сетке занятий учащихся 1-4 классов со 100% охватом за счёт часов

внеурочной деятельности (1 урок в 2 недели в подгруппах 11-14 человек);

 за счет средств МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева были закуплены в

необходимом количестве все учебники федерального трехлетнего курса

для начальной школы И.Г. Сухина «Шахматы – школе»:

*Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес

и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной

школы». В 2-х частях. – Обнинск : Духовное возрождение, 2014г. - 60

комплектов;

* Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник

для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. –

Обнинск: Духовное возрождение, 2015 г. – 45 комплектов;

* Сухин И.Г. Шахматы, третий год. Учебник для 3 класса четырёхлетней

и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное

возрождение, 2015г. – 45 комплектов.

Методическое сопровождение апробации федерального курса И. Сухина

«Шахматы – школе»:

*Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО – Югры

была создана методическая копилка в помощь педагогам, преподающим

шахматы (http://chess555.narod.ru/HMAO_Sukhin_Metodkopilka-2014.pdf).

В электронный сборник методических материалов вошли три разработки

Акишиной В.В.:

*Сайт педагога дополнительного образования (http://nsportal.ru/akishinavalentina-vasilevna);

*Мастер-класс "Шахматный дебют" (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/

library/2013/02/09/masterklass-shakhmatnyy-debyut);

* Программа "Юный шахматист" (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/

library/2013/02/11/programma-yunyy-shakhmatist).

*В январе 2017 года на портале Всероссийского социального проекта

«Страна талантов» города Москвы (www.stranatalantov.com) опубликована

«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (авт. В.В.

Акишина).

* Налажено сотрудничество с городским методическим объединением

преподавателей шахмат города Нижневартовска. В форме онлайн-участия (с

использованием скайпа) в заседании МО (17.02.2017 года) происходил обмен

опытом работы (http://chesshmao.ru/?p=29814).

Просторный шахматный класс гимназии был оборудован в этом

учебном году интерактивной доской, что позволило сделать образовательный

процесс более эффективным. В кабинете есть весь необходимый инвентарь: две демонстрационные доски, наборы деревянных игральных шахмат в количестве 23 комплекта, компьютер, 5 турнирных шахматных часов.

Кроме того, оборудованы игральные шахматные зоны в кабинетах начальных классов и рекреациях, которые стали востребованными среди учащихся.

На сайте МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева (http://gimnaziya-uray.ru)

создан раздел «Шахматное образование».

Основные шахматные мероприятия образовательного учреждения также

освещаются на сайте шахматного всеобуча (http://chess555.narod.ru) и сайте

Югорской шахматной академии (http://chesshmao.ru).

- Организация и проведение мероприятий.

 В муниципальном этапе всероссийского турнира по шахматам

«Белая ладья» 10.12.2016 г. команда МБОУ гимназии заняла 1 место. В

городских турнирах по шахматам учащиеся гимназии постоянно занимают

призовые места.

 В дистанционных соревнованиях по шахматам гимназисты также

показали высокие результаты. В командном Интернет-турнире по блицу среди

учеников 1-4 классов общеобразовательных организаций ХМАО-Югры

21.04.2017г. команда гимназии заняла 2-е место и з 60 команд.

http://chesshmao.ru/?p=30773

 Ребята были отлично подготовлены к такому виду соревнований

благодаря тому, что у них появилась возможность потренироваться. Между

учащимися гимназии г. Урай и СОШ № 12 г. Нижневартовска были

организованы тренировочные Интернет-турниры через программу «Шахматная

планета» по средам и субботам на протяжении учебного года.

Кроме того, во время длительного карантина прошли три интернет-

турнира по шахматам среди учащихся МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева на

портале «Шахматная планета».

*Ученица 5-Б класса гимназии САЛЬНИКОВА ЕКАТЕРИНА достойно

представила город Урай в сентябре 2017 года на первенстве ХМАО – Югры по шахматам среди юношей и девушек до 11-19 лет, пополнив копилку наград серебряной и двумя бронзовыми медалями. Она заняла третье место в

первенстве по классическим шахматам в своей возрастной категории и

выполнила нормативы 1-го юношеского разряда по виду спорта «Шахматы». В первенстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по быстрым

шахматам Катя заняла второе место, а в первенстве по блицу у Е. Сальниковой

– третье место.

Эффективный опыт шахматного образования в гимназии освещает

городская газета «Знамя»: опубликованы статьи «От пешки до ферзя»

(17.01.2017г.) и «Школа на шахматном поле» (22.09.2017 г.).

В феврале 2017 года проведены мастер-классы в рамках «Конференции

отцов» по правилам шахматной игры. Организовано взаимодействие с

городским шахматно-шашечным клубом «Темп», где занимаются 25 учащихся гимназии, показавших высокие результаты в шахматной игре. Тренер – мастер спорта ФИДЕ С.А. Сычёв. В мире проведено много исследований и экспериментальных работ,доказавших эффективность урока шахмат в школе для развития детей. Уроки шахмат в гимназии стали самыми любимыми! «Дети в короткие сроки ставят перед собой задачу и находят решение. Они в неисчерпаемом пространстве вариантов, подчинённом простым и незыблемым правилам, управляют временем, пространством и материалом. Они – творцы!» [1; 2]. Здесь не ставят оценок и не задают домашних заданий, здесь каждый ребёнок успешен.

  Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет,

чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются

навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки

механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в

современном высокотехнологичном мире.

Литература и интернет-ресурсы

1. Акишина, В. В. ФГТ, ФГОС и шахматы / В. В. Акишина // Материалы

Международной научно-практической конференции "Шахматное образование –важный ресурс мировой системы образования", Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: сборник тезисов докладов / сост.: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева ; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск : Духовное возрождение, 2013. – 416 с.

2. Акишина, В. В. Шахматы как средство интеллектуального развития

младших школьников / В. В. Акишина // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно- практической конференции / редкол.: В. А. Егорова канд. физ.-мат. наук, Ю. И. Семенов, М. М. Черосов, докт. пед. наук. – Якутск : Ленский край, 2014. – 334с.

3. Довгань, В. Н. Семинар Тони Роббинса для MeetPartners GLOBAL

CLUB [Электронный ресурс]. – URL: http://pesni.fm/artist/videos/%D0%9E.+%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B8

(дата обращения 01.09.2017).

4. Сухин, И. Г. Программы курса «Шахматы – школе» / И . Г . С ухин. –

Обнинск : Духовное возрождение, 2013. – 40 с.

5. Сухин, И. Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент

развития мышления: история, методология, научные исследования и опыт внедрения / И. Г. Сухин. – Германия : LAP Lambert Academic Publishing, 2012. –280 с.

6. Сухин, И. Г. О научных основах Федерального курса «Шахматы –

школе» // Шахматное образование в Зауралье – 2014: сборник материалов I

регионального форума, 17 дек. 2014 г. – Курган : Институт развития

образования и социальных технологий, 2014. – С. 17-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический курс естествознания в начальной школе как способ развития одарённости личности

В связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности проблема одаренности и организации р...

Федеральная Программа Сухина Шахматы первый год для Самары 2013

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее по...

Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС

Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Обобщение опыта работы инклюзивного образования. Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет ...

Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности

Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до ...

Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы

Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы...