Шахматы – детям?
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Акишина Валентина Васильевна

     По уровню образования мирового рейтинга РФ сегодня не входит даже в 30-ку…   Каждый же родитель желает, чтобы его ребёнок получил лучшее образование.    А для этого   ученик  должен  уметь учиться …

    В РФ разработана «Шахматно-задачная технология»  обучения И.Г.Сухина, которую можно «отнести к макротехнологиям, так как она направлена на решение одной из фундаментальных задач системы образования – поэтапному и структурированному развитию у детей способности действовать «в уме». Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchastnik_no19v.v.akishinoy_uray_hmao_-_yugra.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

В.В.Акишина,

педагог МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева

 г. Урай ХМАО - Югра

Шахматы –  детям?

 

     По уровню образования мирового рейтинга РФ сегодня не входит даже в 30-ку…   Каждый  же родитель желает, чтобы его ребёнок получил лучшее образование.    А для этого   ученик  должен  уметь учиться …

    В РФ разработана «Шахматно-задачная технология»  обучения И.Г.Сухина, которую можно «отнести к макротехнологиям, так как она направлена на решение одной из фундаментальных задач системы образования – поэтапному и структурированному развитию у детей способности действовать «в уме». Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!» [5]

     Сегодня объединяются силы всех заинтересованных организаций на

введение шахмат в общеобразовательные учреждения. В марте 2012 года

Европарламент принял Декларацию «Шахматы в школе», в которой шахматы

впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы

образования и перспективная учебная дисциплина.

     19 июля 2016 г. издан приказ «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО- Югры», в соответствии с которым с 1 сентября 2016г. в рамках реализации основных общеобразовательных программ определено введение федерального  курса И. Сухина «Шахматы - школе» [4] в учебный план 1-4 классов со 100% охватом обучающихся, с последующим внедрением шахмат по с 1-го по 11-й классы!   При возросшей потребности квалифицировнных педагогов   АУ «Институт развития образования ХМАО – Югры»    на курсах повышения квалификации,   начиная с октября 2016 года,    подготовил   более 1500  преподавателей   шахмат.

    Опыт внедрения шахмат в школы ХМАО - Югры   показал, что из- за отсутствия единого координационного центра по внедрению шахматного образования в общеобразовательные учреждения,  нехватки надлежащего   количества  уроков (2 – 4 урока в месяц), отсутствия  опытных  педагогов, проведения зачастую занятий со всем классом (22 – 30  вместо 12 -15, как  в дополнительном образовании, откуда по большому счету шахматы и пришли) -  результативность  таких уроков близка к нулю…

    При  реализации школьной программы «Шахматы»  в 17 часов  (1 урок  раз в две недели) случается, что часы исчезают за счет актированных дней (коих в Сибири бывает немало из – за морозов) и за счет карантинов.  В результате   о реализации глобальной цели – формирование способности «действовать в уме», ради чего пришли шахматы в школу,   говорить не приходиться…

   Из 10- летнего опыта работы в разных образовательных организациях могу сказать об апробированном варианте преподавания шахмат,  дающем наилучший результат.   Для этого нужно сочетание всех перечисленных ниже условий:

  1.  Уроки шахмат должны вестись только по курсу, рекомендованному Министерством образования РФ.  В Югре хорошо зарекомендовал себя федеральный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе».  Так как Игорь Георгиевич Сухин, начиная с 2008 года,  несколько раз приезжал  в г.Ханты – Мансийск и проводил курсы повышения по преподаванию шахмат, то у нас в Югре уже выросла плеяда  его тьюторов, что стало очень актуальным в последннее время.  
  2. Проводить уроки шахмат должен педагог, прошедший соответствующие курсы повышения квалификации. И ни в коем случае – ни тренер, который призван работать только с мотивированными детьми (а их – единицы).
  3. Шахматы вести должен один педагог на ставке «Учитель шахмат», которая появилась в перечне должностей школ, а не учитель начальных классов каждый в своём классе – по одному уроку  раз в неделю!  Освоить чтобы досконально методику преподавания шахмат, нужен опыт, постоянная практика, повышение квалификации, учатие в  муниципальных методических объединениях по предмету «Шахматы». Я руковожу  методобъединением в г.Урай  два года и вижу, насколько необходима поддержка начинающим педагогам - шахматистам…
  4. Занятия проводить с 0,5 класса.  Нормативов на сегодняшний день по этому вопросу нет. И учитель  остаётся один на один со своей проблемой. Хорошо, если руководитель идёт навстречу и даёт разрешение на проведение шахматных занятий в 0,5 класса…
  5. В учебном заведении должен быть отдельный специализированный  кабинет шахмат. В г.Урай такой наличествует только в МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева. В других шести школах шахматы ведуться в библиотеках, в разных  классах, где свободно на  момент. И педагог вынужден носить весь инвентарь вместе с учебниками  по этажам…

   Кроме перечисленного, так же важным фактором является наличие функционирующей спортивной шахматной школы на территории муниципалитетов. В школах появляются звёздочки – шахматиты, которых школьные педагоги с радостью передали бы для дальшейшего обучения в шахматные спортшколы, которые к сожалению не готовы к такому наплыву детей. В этом учебном году   Шахматно – шашечный  клуб  «Темп»  (г.Урай ХМАО – Югра) не принял ни одного   ребёнка  из- за  отсутствия  тренеров (здесь работает по внешнему совместительству единственный тренер на 0,5 ставки и ведёт две группы, набранные годом раньше).    Югорская шахматная  академия  в г.Ханты – Мансийске    принимает  только по предварительному   конкурсному отбору, так как желающих больше, чем  ученических мест для новобранцев…

   И все эти вопросы необходимо решать и регулировать региональным  координационным центрам, которые нужно создать!

     В МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева г. Урай ХМАО – Югра  по  реализации Дорожной карты в рамках методического и информационно-аналитического обеспечения курса И.Г. Сухина было сделано следующее:

 апробирован курс И.Г. Сухина «Шахматы – школе». Программа

«Шахматы», рассчитанная на 17 час/год, реализовывалась в основной

сетке занятий учащихся 1-4 классов со 100% охватом за счёт часов

внеурочной деятельности (1 урок в 2 недели в подгруппах 11-14 человек);

 за счет средств МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева были закуплены в

необходимом колличестве все учебники федерального трехлетнего курса

для начальной школы И.Г. Сухина «Шахматы – школе»:

*Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес

и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной

школы». В 2-х частях. – Обнинск : Духовное возрождение, 2014г. - 60

комплектов;

* Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник

для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. –

Обнинск: Духовное возрождение, 2015 г. – 45 комплектов;

* Сухин И.Г. Шахматы, третий год. Учебник для 3 класса четырёхлетней

и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное

возрождение, 2015г. – 45 комплектов.

Методическое сопровождение апробации федерального курса

И.Г. Сухина «Шахматы – школе»:

*Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО – Югры

была создана методическая копилка в помощь педагогам, преподающим

шахматы (http://chess555.narod.ru/HMAO_Sukhin_Metodkopilka-2014.pdf).

В электронный сборник методических материалов вошли три разработки

Акишиной В.В.:

*Сайт педагога дополнительного образования (http://nsportal.ru/akishinavalentina-vasilevna);

*Мастер-класс "Шахматный дебют" (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/

library/2013/02/09/masterklass-shakhmatnyy-debyut);

* Программа "Юный шахматист" (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/

library/2013/02/11/programma-yunyy-shakhmatist).

*В январе 2017 года на портале Всероссийского социального проекта

«Страна талантов» города Москвы (www.stranatalantov.com) опубликована

«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (авт. В.В.

Акишина).

* Налажено сотрудничество с городским методическим объединением

преподавателей шахмат города Нижневартовска. В форме онлайн-участия (с

использованием скайпа) в заседаниях  МО  происходил обмен опытом работы (http://chesshmao.ru/?p=29814).

Просторный шахматный класс гимназии был оборудован в этом

учебном году интерактивной доской, что позволило сделать образовательный

процесс более эффективным. В кабинете есть весь необходимый инвентарь: две демонстрационные доски, наборы деревянных игральных шахмат в количестве 23 комплекта, компьютер, 5 турнирных шахматных часов.

Кроме того, оборудованы игральные шахматные зоны в кабинетах начальных классов и рекреациях, которые стали востребованными среди учащихся.

На сайте МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева (http://gimnaziya-uray.ru)

создан раздел «Шахматное образование».

Основные шахматные мероприятия образовательного учреждения также

освещаются на сайте шахматного всеобуча (http://chess555.narod.ru) и сайте

Югорской шахматной академии (http://chesshmao.ru).

- Организация и проведение мероприятий.

 В муниципальном этапе всероссийского турнира по шахматам

«Белая ладья»  2016 и 2017г.г. команда МБОУ гимназии заняла первые места. В городских турнирах по шахматам учащиеся гимназии постоянно занимают

призовые места.

 В дистанционных соревнованиях по шахматам гимназисты также

показали высокие результаты. В командном Интернет-турнире по блицу среди учеников 1-4 классов общеобразовательных организаций ХМАО-Югры 21.04.2017г. команда гимназии заняла 2-е место и з 60 команд.

http://chesshmao.ru/?p=30773

 Ребята были отлично подготовлены к такому виду соревнований

благодаря тому, что у них появилась возможность потренироваться. Между

учащимися гимназии г. Урай и СОШ № 12 г. Нижневартовска были

организованы тренировочные Интернет-турниры через программу «Шахматная планета» по средам и субботам на протяжении учебного года.

Кроме того, во время длительных  карантинов  прошли три интернет-

турнира по шахматам среди учащихся МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева на

портале «Шахматная планета».

*Ученица 5-Б класса гимназии САЛЬНИКОВА ЕКАТЕРИНА достойно

представила город Урай в сентябре 2017 года на первенстве ХМАО – Югры по шахматам среди юношей и девушек до 11-19 лет, пополнив копилку наград серебряной и двумя бронзовыми медалями. Она заняла третье место в

первенстве по классическим шахматам в своей возрастной категории и

выполнила нормативы 1-го юношеского разряда по виду спорта «Шахматы». В первенстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по быстрым

шахматам Катя заняла второе место, а в первенстве по блицу у Е.Сальнико-вой – третье место.

     Эффективный опыт шахматного образования в гимназии освещает

городская газета «Знамя»: опубликованы статьи «От пешки до ферзя»

(17.01.2017г.) и «Школа на шахматном поле» (22.09.2017 г.).    

     «Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире.» [3]

Литература и интернет-ресурсы

1. Акишина, В. В. ФГТ, ФГОС и шахматы / В. В. Акишина // Материалы

Международной научно-практической конференции "Шахматное образование –важный ресурс мировой системы образования", Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: сборник тезисов докладов / сост.: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева ; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск : Духовное возрождение, 2013. – 416 с.

2. Акишина, В. В. Шахматы как средство интеллектуального развития

младших школьников / В. В. Акишина // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно- практической конференции / редкол.: В. А. Егорова канд. физ.-мат. наук, Ю. И. Семенов, М. М. Черосов, докт. пед. наук. – Якутск : Ленский край, 2014. – 334с.

3. Довгань, В. Н. Семинар Тони Роббинса для MeetPartners GLOBAL

CLUB [Электронный ресурс]. – URL: http://pesni.fm/artist/videos/%D0%9E.+%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B8

(дата обращения 01.09.2017).

4. Сухин, И. Г. Программы курса «Шахматы – школе» / И . Г . С ухин. –

Обнинск : Духовное возрождение, 2013. – 40 с.

5. Сухин, И. Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент

развития мышления: история, методология, научные исследования и опыт внедрения / И. Г. Сухин. – Германия : LAP Lambert Academic Publishing, 2012. –280 с.

6. Сухин, И. Г. О научных основах Федерального курса «Шахматы –

школе» // Шахматное образование в Зауралье – 2014: сборник материалов I

регионального форума, 17 дек. 2014 г. – Курган : Институт развития

образования и социальных технологий, 2014. – С. 17-23.

 

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Шахматы и оригами"

Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...

Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".

Разработка сценария мероприятия по шахматам....

Путешествие в страну шахмат

Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...

внеурочная деятельность 1 класс шахматы

данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?

ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...