Творческий проект "Шахматы и оригами"
презентация к уроку по технологии (2 класс) по теме

Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе ученица 2 класса попыталась изучить историю шахматной игры и искусства оригами. Результатом работы над проектом стало создание набора шахматных фигур из бумаги в технике оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Tvorcheskiy_proekt_Shahmaty_i_origami.rar640.07 КБ

Предварительный просмотр:

        В 2008 году я записалась в шахматный кружок. Научившись играть в шахматы,  мне очень захотелось узнать о них больше. Сколько в них было игроков, где и когда они появились?  

    А на уроках технологии я научилась делать фигурки из бумаги в технике оригами. Рассматривая книги по оригами, я нашла удивительный шахматный набор. Так зародилась идея проекта – создание новых шахматных фигур для нашего кружка.

                Вся в квадратах – белых, черных,

                Деревянная доска,

                А ряды фигур точеных –

                Деревянные войска.

                Люди их передвигают,

                Коротают вечера,

                Люди думают, считают –

                Интересная игра!

        

        Считается, что шахматы появились около 2-х тысяч лет назад в Индии, где эту игру назвали чатуранга. Она имела вполне узнаваемый «шахматный» вид. На квадратной доске 8 х 8  клеток стояли  16 фигур и 16 пешек. Но принципиально отличалась от современных шахмат: игроков было двое, а не четверо (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (или ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Для выигрыша партии нужно было уничтожить все войско противников.

        Вскоре чатуранга была заимствована арабами. На арабском Востоке игра была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата. Получившаяся игра называлась

        у арабов –  «шатранж»,

        у персов – «шатранг»,

        бурятско-монгольская версия – «шатар»,

        таджикская – «шахмат», что в переводе означает «властитель повержен».

        Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат») появились на Руси. Как считается, шахматы прибыли в Россию либо прямо из Персии через Кавказ, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу с арабскими.

         Европейский вариант шахматной игры попал в Россию из Италии. Изменения в правилах, внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превращая старые русские шахматы в современные.

        

        В наше время существует определенный набор шахматных фигур, но материалы, из которых они выполнены, очень разнообразны. Есть шахматы из дерева, из кости, из стекла, из металла, шахматы миниатюрные и шахматы гигантские. А вот шахмат из бумаги я не встречала.

        

                Японская мудрость издревле гласит:

                «Великий квадрат не имеет пределов».

                Попробуй простую фигурку сложить,

                И вмиг увлечет интересное дело».

                                        А. Е. Гайдаенко

         Оригами –  это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.         

        Оригами – искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея. "Ори" в переводе с японского "складывать", "ками" - "бумага".

        На заре происхождения оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Подношение любого подарка было немыслимым, если он не был завернут по соответствующим правилам этикета в бумажную упаковку. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

        

        Лишь в первой половине 20 века искусство оригами вновь вошло в моду. Мамы стали обучать дочерей складывать бумажные фигурки. Если девочка желала стать хорошей хозяйкой, она должна была владеть этим искусством. В 60-е годы 20 века оригами стало распространяться по всему миру. Первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные его течения, включая киригами и кусудамы. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

        Сегодня искусством оригами интересуются во многих странах, люди разных профессий. Так, математики используют оригами для решения геометрических задач, архитекторы – для конструирования, психологи – для арттерапии, педагоги – для развития интеллекта и творческих способностей, а мы, дети, для игры и общения.

        Однажды нам  на глаза попалась книга «Самоделки из бумаги: доступно и просто», в которой собраны композиции разного уровня сложности – от базовой модели «большеротая лягушка» до сложных модульных конструкций. Меня, как начинающего шахматиста, привлек набор шахматных фигур.

        Посоветовавшись с учителем и родителями, я приступила к этапу складывания фигурок. Для того, чтобы сделать шахматы в стиле оригами, мне потребовалось много бумаги и свободного времени. Однако, сделав весь комплект шахмат, я освоила все основные техники изготовления композиций оригами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как средство формирования и развития творческих способностей детей.

В педагогическом процесе формирование творческих способностей- это необходимое условие всестороннего развития личности....

Презентация по внеурочной деятельности "Уроки ОРИГАМИ как средство активизации творческого потенциала учащихся"

•         Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированно...

Творческая мастерская «Оригами» «Раз лягушка, два лягушка»

Конспект внеклассного мероприятия в группе продленного дня....

Творческая мастерская. Оригами «Кораблик»

Научить складывать фигурку ;кораблик на основе известных учащимся базовых форм оригами; закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменени...

Творческая мастерская "Чудеса оригами" участник Муниципальной Ярмарки социально-педагогических инноваций -2019 Лахина Наталья Ивановна

Творческая мастерская "Чудеса оригами" участник Муниципальной Ярмарки социально-педагогических инноваций -2019 Лахина Наталья Ивановна...

Развитие творческих способностей младших школьников средствами оригами

материал в помощь учителям начальных классов, а также воспитателям группы продленного дня...


 

Комментарии

Вера Викторовна, исследовательская тема интересна тем, что Вам удалось в ней найти сочетание для двух видов искусства: оригами и шахмат. Казалось бы несочетаемое! Еще одним достоинством работы является ее практикоориентированность. Желаю дальнейших успехов в исследовательской деятельности Вам и Вашим ученикам.

Наталья Олеговна, большое спасибо за отзыв.Это был наш первый опыт представления исследовательской работы.

Творческих Вам успехов, Вера Викторовна!

Технорядова Анна Михайловна

Здравствуйте, уважаемая, Вера Викторовна! Я на протяжении уже многих лет преподаю Оригами у детей и взрослых. И основное место моей работы - шахматный клуб Кировского района города Санкт-Петербурга. Как это не покажется странным, но в квадратике простой бумаги кроется бесконечное число всевозможных поделок.

Оригами подобно шахматам или игре «Го» - во всех случаях комбинирование несложных приемов лежит в основе неисчерпаемого разнообразия  .   И  Оригами и шахматы развивают память, ум и логическое мышление ребёнка.      Познавая, изучая  и справляясь со складыванием бумаги мы способствуем   достижению высоких результатов в шахматных баталиях. 

   Одним из итогов совмещения  наших  двух  видов  творчества

 стали вот такие замечательные шахматные фигуры из бумаги.