Педагогический дебют
методическая разработка

Федяева Ольга Александровна

Данный материал содержит тезисы выступления, конспект открытого урока, представленные на конкурсе "Педагогический дебют". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie.docx1.08 МБ
Файл zvuki_s-z_bukvy_sz.docx39.49 КБ
Файл zvuki_i_bukvy_s-z.pptx2.24 МБ
Файл u_menya_eto_horosho_poluchaetsya.pptx639.13 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме: "Звуки "с-з", буквы С,З".

2 класс.

Подготовила:

учитель-логопед

Федяева Ольга Александровна


 Класс: 2 (логопедическая группа).

Тема занятия: "Звуки "с-з", буквы С, З".

Цель занятия: формировать фонематический слух, зрительное восприятие, правильное произношение.

Задачи:

        Образовательные: закрепить знания о механизме образования звуков "с", "з" и их артикуляционных особенностях; закрепить понятия "звук", "слог", "слово";  учить дифференцировать звуки "с" - "з", буквы С,З; расширить словарь по теме "Дикие и домашние животные".

        Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие и оптические представления через задание "Сравни буквы";  развивать навыки звуко-слогового анализа слов; развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, фонематический слух  через игру "Поймай звук" ; развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики "Осы".

        Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, аккуратность.

        Оборудование: презентация, карточки с буквами, тетради, ручки, жетоны.

Ход занятия

Этапы работы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Здравствуйте ребята!

***

Прозвенел звонок для нас,

Поработаем сейчас,

Звуки будем говорить, слушать их внимательно,

Буквы будем мы писать, правильно, старательно!

Тихонечко садитесь на свои места.

Приветствуют логопеда, готовятся к занятию!

Сообщение темы.

Ребята, сегодня к нам  на занятие пришли гости, а кто пришёл, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

***

Это кто так громко лает,

Никого в дом не пускает,

Злая видимо, однако,

Ведь зовут её ...?

(собака) (Слайд 2)

-Правильно, ребята, это собака, но собачка пришла не одна, послушайте следующую загадку:

***

Зимой беленький,

Летом серенький,

Никого не обижает,

А сам всех боится...

(заяц) (Слайд 3)

-Вместе с собачкой пришёл и зайка к нам на занятие.

- Ребята, скажите, какой звук стоит в начале слова собака? А в начале слова заяц?

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: "Звуки "с-з", Буквы С,З".

(Слайд 4)

Сегодня на уроке мы научимся с вами различать звуки "с-з", вспомним как пишутся буквы С,З. Запишите тему урока в тетрадь.

Слушают логопеда.  Отгадывают загадки.

Звук "С". "Звук "З". Записывают тему урока в тетрадь.

Мотивация

-Ребята, скажите, что любит есть собака? А заяц? (слайд 5)

Собачка и зайчик, приготовили для вас много разных и интересных заданий, за выполнение которых, вы будете получать от них жетоны-косточки и жетоны-морковки, а в конце урока вы подсчитаете свои жетоны и оцените свою деятельность по следующим критериям:

10 жетонов - "5",

8 жетонов - "4",

6 жетонов - "3",

4 жетона - "2". (Слайд 6)

-Косточки, мясо.

-Морковку.

Артикуляционная гимнастика

Итак, ребята, заяц приготовил для вас гимнастику, он считает, что  для того чтобы произносить все звуки правильно, нужно выполнять  упражнения для губ и языка (Слайд 7):

Упражнения для губ:

"Улыбка"

***

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи! (Слайд 8)

 "Хоботок"

***

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю. (Слайд 9)

"Улыбка-Хоботок ". (Слайд 10)

Для языка:

""Иголочка"

***

Язык иголочкой тяну,

Не подходи! Я уколю! (Слайд 11)

"Горка"

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!(Слайд 12)

"Киска сердится"

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска! (Слайд 13)

Выполняют упражнения по инструкции логопеда.

Анализ артикуляции звуков.

Следующее задание "Расскажи о звуках" для вас приготовила собачка. (Слайд 14)

 Она хочет проверить вас, знаете ли вы, как произносятся звуки "С-З". Знаете ребята? Давайте расскажем собачке, Когда мы произносим звук "с", наши губы улыбаются или округляются? Зубы сближены или отдалены? Где находиться кончик языка?  Какая воздушная струя: плавная или прерывистая, теплая иди холодная, направлена вниз или вверх? Работают ли голосовые связки?

Аналогично дается анализ артикуляции звука "З".

Ребята, скажите, что общего в произношении звуков? А чем эти звуки отличаются? (Слайд 15)

Молодцы, ребята, собачке понравились ваши ответы, поэтому она раздает вам жетоны-косточки.

- Когда мы произносим звук "С" наши губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами. Воздушная струя плавная, холодная, направлена вниз.

Голосовые связки не работают, звук глухой.

- Когда мы произносим звук "З" наши губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами. Воздушная струя плавная, холодная, направлена вниз.

Голосовые связки работают, звук звонкий.

- Когда мы произносим звуки "С-З" наши губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки, воздушная струя плавная, холодная, направлена вниз.

- Отличаются тем, что когда мы произносим звук "С" голосовые связки не работают, а когда мы произносим звук "З" - работают.

Характеристика звуков по опорной схеме.

Посмотри на схему, которую подготовил заяц. (Слайд 16)

Скажите, звук "С" - гласный или согласный? твердый или мягкий? звонкий или глухой?

(Звук "З" разбирается аналогично по схеме).

 Вы правильно рассказали о звуках, поэтому заяц раздает вам жетоны - морковки.

-Звук "С"- согласный, твердый, глухой.

 Звук "З" - согласный, твердый, звонкий.

Закрепление звуков в изолированном виде.

Собачка приготовила для вас картинки, скажите, что это? Когда воздух выходит из насос, как он шумит? Произнесите звук "С" прерывисто (плавно). (Слайд 17)

Посмотрите на следующую картинку, кто это? Как звенит комарик? (Слайд 18)

Собачке нравится как вы произносите звуки, за это вы получаете от неё жетоны.

- Насос. С-С-С-С. СССССС.

-Комар. ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

Дифференциация букв С, З.

Зайка, приготовил для вас буквы. Скажите, что за буква изображена на слайде? На что похожа буква С?

Полумесяц в небе тёмном,

Буквой С повис над домом.(Слайд 19)

Скажите, а это что за буква? На что похожа буква З?

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3. (Слайд 20)

Ребята, посмотрите как пишется буква С заглавная, буква  с строчная. Скажите, сколько элементов в букве С? В какую сторону смотрит буква? (Слайд 21)

Посмотрите как пишется буква З заглавная, буква з -строчная. (Слайд 22)

С какой буквой мы можем перепутать букву З?  Да, с буквой Е, только буква З смотрит влево, а Е - вправо.

-Ребята, теперь по очереди, напишите пальцем буквы С,З на спине соседа по парте. У кого будут писать буквы, должны отгадать, какую букву написали.

-Теперь возьмите верёвочки, первый ряд выкладывает из этой веревочки букву С, второй ряд - букву З. Молодцы ребята!

- А сейчас ребята, мы запишем буквы С,З в тетради, но прежде чем записать эти буквы, мы сделаем пальчиковую гимнастику, разомнем наши пальцы.

Упражнение "Осы".

- Каждым пальчиком выполняем круговые движения по часовой стрелки под стихотворение:

Осы любят сладкое,

К сладкому летят,

И укусят осы,

Если захотят.(Слайд 23)

- Возьмите ручки, откройте тетради, положите их правильно, под наклоном, спинку держим прямо, пишем строчку буквы С,с, строчку буквы З, з.

- Зайке понравилось, как вы написали буквы, и за это он раздает вам жетоны  и предлагает вам отдохнуть.

- Буква С. Она похожа на месяц, недописанную букву О.

- Буква З. На цифру 3.

- В букве С один элемент - полуовал. Буква С смотрит вправо.

-Букву З мы можем перепутать с буквой Е.

- По очереди пишут друг другу на спине буквы С,З. Выкладывают буквы из ниток.

Повторяют движения за логопедом.

Записывают буквы в тетрадь.

Физкультминутка

- Встаньте из-за своих парт, повторяйте движения за мной.

Вышел зайчик погулять. 
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) 
Вот он скачет вниз по склону, 
Забегает в лес зелёный. 
И несётся меж стволов, 
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) 
Зайка маленький устал. 
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) 
Замер зайчик средь травы 
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.) (Слайд 24)

Повторяют движения за логопедом.

Развитие фонематического слуха.

- Ребята, собачка предлагает вам поиграть в игру "Поймай звук". (Слайд 25)

 У вас на парте лежат карточки с буквами, сейчас я буду произносить звуки, а вы если услышите звук "С" - поднимите карточку с буквой С, а если услышите звук "з", поднимите карточку с буквой З. Слушайте внимательно.

- Тем ребятам, которые поймали все звуки и обозначили их буквами, собачка раздает жетоны-косточки.

- Определяют наличие звуков, обозначают их буквами.

Дифференциация звуков и букв  в слогах, словах.

- Зайчик предлагает поиграть вам в игру "Доскажи словечко".

(Слайд 26)

 На слайде будут появляться слоги, вам нужно будет выбрать к этому слогу, слог ЗА или СА, и произнести слово, которое получиться.

Ли.., ко.., гла.., ко.., гро.

(Слайд 27-31)

-Ребята, какие два интересных слова вы встретили? Эти слова отличаются одним звуком.

- Правильно, это слово КОЗА и слово КОСА. Кто такая коза? Что такое коса? А еще, какое значение есть у этого слова?(Слайд 32)

- Сделаем с вами разбор этих слов. В слове КОЗА сколько слогов? Сколько гласных? Какое правило вы знаете? Назовите первый звук в этом слове, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите второй звук в этом слове, это гласный или согласный, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите третий звук в этом слове, это гласный или согласный, твердый или мягкий,  фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите четвертый звук в этом слове, это гласный или согласный, фишкой какого цвета мы его обозначим? Какой наш звук, над которым мы работаем сегодня на занятии, встречается в этом слове?

(Аналогично разбирается слово КОСА).

- Ребята, следующее задание для вас приготовили наши гости, называется оно "Рассели животных".(Слайд 33)

Скажите, собачка это, какое животное? А заяц? Сейчас на слайде будут появляться картинки с животными, вам нужно будет назвать это животное, определить есть ли в их названиях звуки "с-з", сказать, где находятся эти звуки: в начале, в середине, в конце слова; и определить, к кому в группу пойдет это животное.

Слова: бизон, лиса, коза, собака, кошка, свинья.(Слайд 34)

- Лиса, коза, глаза , мимоза, коса, гро..

- Коса, коса.

- Коза - это домашнее животное.

- Коса - инструмент, которым косят траву; прическа у девочек.

- В слове коза - 2 слога, 2 гласных. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Звук "К" - согласный, твердый, обозначим его фишкой синего цвета.

Звук "О" - гласный, обозначим фишкой красного цвета.

Звук "З" - согласный, твердый, обозначим фишкой синего цвета.

Звук "А" - гласный, обозначим фишкой красного цвета.

-Собака - это домашнее животное, заяц - дикое.

Итог урока.

Ребята, какие звуки мы учились с вами различать? Что общего в произношении этих звуков? Чем они отличаются?

(Слайд 35-36)

Отвечают на вопросы.

Оценка

Ребята, подсчитайте жетоны и оцените свою работу.

(Слайд 37)

 Попрощайтесь с нашими гостями. Спасибо за урок! Всего доброго! (Слайд 38)

Подсчитывают количество жетонов и оценивают свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Звуки « с-з », Буквы С, З». Приготовила: учитель-логопед Федяева Ольга Александровна

Слайд 2

Это кто так громко лает, Никого в дом не пускает, Злая видимо, однако, Ведь зовут её ...?

Слайд 3

Зимой беленький, Летом серенький, Никого не обижает, А сам всех боится...

Слайд 4

Тема урока: «Звуки « с-з », буквы С,З»

Слайд 6

Критерии оценивания: 8 жетонов – «5», 6 жетонов – «4», 4 жетонов – «3», 2 жетона – «2».

Слайд 7

«Артикуляционная гимнастика»

Слайд 8

Упражнения для губ: «Улыбка» Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй « ииии » скажи Свой заборчик покажи!

Слайд 9

«Хоботок» Подражаю я слону — губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Слайд 10

«Улыбка» – «Хоботок»

Слайд 11

Упражнения для языка: «Иголочка» Язык иголочкой тяну, Не подходи! Я уколю!

Слайд 12

«Горка» Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз!

Слайд 13

«Киска сердится» Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко – Поцарапать может киска!

Слайд 14

«Расскажи о звуках»

Слайд 17

С-С-С-С-С-С

Слайд 18

З-З-З-З-З-З

Слайд 19

Полумесяц в небе тёмном, Буквой С повис над домом.

Слайд 20

На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три .

Слайд 23

«Осы». Осы любят сладкое, К сладкому летят, И укусят осы, Если захотят!

Слайд 24

Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. Замер зайчик средь травы А теперь замрем и мы!

Слайд 25

«Поймай звук».

Слайд 26

«Доскажи словечко».

Слайд 27

ЛИ СА ЗА

Слайд 29

КО СА ЗА

Слайд 31

ГЛА СА ЗА

Слайд 33

КО СА ЗА

Слайд 35

ГРО СА ЗА

Слайд 37

О СА ЗА

Слайд 39

Проверь себя. Ли с а, ко с а, глаза, коза, гроза, о с а.

Слайд 40

КОЗА КОСА

Слайд 41

«Рассели животных».

Слайд 50

Критерии оценивания: 8 жетонов – «5», 6 жетонов – «4», 4 жетонов – «3», 2 жетона – «2».

Слайд 51

Рефлексия Я узнал… Я научился… Мне было трудно… Моё настроение…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается». Подготовила: учитель-логопед КОУ Омской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат № 17 VIII вида» Федяева Ольга Александровна

Слайд 2

Нарушение речи Фонетико-фонематическая сторона речи Лексико-грамматическая сторона речи Звукопроизношение Звукоразличение Словарный запас Связная речь Грамматиче ский строй

Слайд 3

Нарушение речи Нарушение познавательной деятельности

Слайд 4

Цель работы: отбор эффективных приёмов и их включение в работу на этапе автоматизации поставленных звуков.

Слайд 5

Задачи: 1) дополнить комплекс мнемодорожек ; завести словарик; создать электронную картотеку.

Слайд 6

Метод мнемоника, или мнемотехника.

Слайд 7

Воробьева В.К. Сенсорно-графические схемы Ткаченко Т.А. Предметно-схематические модели Глухов В.П. Блоками-квадратами

Слайд 9

Мнемодорожка .

Слайд 11

Автоматизация свистящих; Автоматизация шипящих; Автоматизация аффрикатов ; Автоматизация соноров .

Слайд 12

Алгоритм работы: «Звук С». Слава у Власа съел всё сало.

Слайд 13

Памятка для работы с мнемодорожками : 1) Посмотри на мнемодорожку ; 2) Назови, что изображено на картинках; 3) Прочитай скороговорку; 4) Запиши скороговорку в тетрадь; 5) Карандашом подчеркни букву, которая в словах встречается часто.

Слайд 14

Мнемозагадки .

Слайд 15

Мнемозагадки для 2 класса: машина, капуста, огурец, морковь, помидор, пенал, молоток, заяц, собака, тарелка.

Слайд 16

Мнемозагадки для 3 класса: арбуз, дневник, картина, картофель, корзина, одежда, портфель, тарелка, яблоко.

Слайд 17

Мнемозагадки для 4 класса: автобус, билет, вагон, костюм, мешок, полотенце, пшеница, телевизор, телефон, трамвай.

Слайд 18

Цвет предмета.

Слайд 19

Форма предмета.

Слайд 20

Величина предмета.

Слайд 21

Из чего изготовлен предмет:

Слайд 22

Алгоритм работы с мнемозагадками .

Слайд 25

Результативность.

Слайд 26

Интерес Зрительное усвоение материала Связная речь Мышление Отработка звуков Общение

Слайд 27

Логопед Ребёнок Родители Учителя

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический дебют

Участие в муниципальном конкурсе "Педагогический дебют"...

"Учитель года-2016", номинация "Педагогический дебют"

Технологическая карта урока на тему : " Горные породы". Презентация к уроку....

"Учитель года-2016", номинация "Педагогический дебют"

Метод проектов на уроках в начальной школе....

Педагогический дебют - 2017. Эссе.

Педагогический дебют - 2017. Эссе....

Педагогический проект в номинации " педагогический дебют"

педагогический проект " У меня это хорошо получается"...

ЭССЕ "Я - Педагог", конкурс педагогического мастерства "Педагог года", номинация "Педагогический дебют", 2020 год

ЭССЕ  "Я - Педагог!", конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2020", номинация "Педагогический дебют"...