Педагогический совет "Сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ "Акташская СОШ имю Ст. Мохова"
материал

Медведева Елена Брониславовна

Данный педагогический совет рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ и детей - инвадидов в образовательном пространстве  школы. Подводится и итог работы по всем направлениям:урочная и внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_detey_s_ovz.rar30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  совет:

«Сопровождение обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов

в образовательном пространстве

МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова»

Медведева Е.Б., заместитель директора по УВР              

«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Детям с ОВЗ и детям - инвалидам (определения, слайд 3) сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном  учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей – инвалидов, образовательная организация  (ОО, слайд 4)

  • Разрабатывает адаптированные программы;
  • Создаёт специальные условия;
  • Утверждает необходимое штатное расписание.

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

Специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ (согласно 79 статье ФЗ-273)
вы можете видеть на слайде (5)

Не вызывает сомнение тот факт, что проблема образования детей с ОВЗ и инвалидов  – одна из самых актуальных в современном российском обществе.

Выделяют 8 групп нозологий детей с ОВЗ и инвалидов: (слайд 6)

  • отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • речевые отклонения;
  • расстройства общения и поведения;
  •   множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

На сегодняшний день наша школа принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития.

В нашей школе инклюзивно обучаются дети с ОВЗ и дети – инвалиды по нозологиям ТНР, ЗПР, УО.

МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова»  является общеобразовательной школой и в ней  интегрировано  в общеобразовательных классах обучаются дети с ОВЗ и дети - инвалиды согласно заявлениям родителей (слайд 7)

Класс

Дети с ОВЗ

Дети  - инвалиды

1-4

8 (7- ЗПР, 1-ТНР)

2 (2 ЛУО)

5-9

25 (ЗПР)

3 (2 УО)

10-11

0

-

Всего:

33

5

(слайд 8) На уровне начального общего образования реализуется 3 АООП для:

5 обучающихся с ЗПР (2 – 3 класс, 3 – 4 класс);

1 обучающийся с ТНР (3 класс)

2 обучающихся с ЛУО (2, 3 класс)

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и УО реализуется для 10 обучающихся 2-4 классов.

ЦПМПК прописано:

- обучение по АОП НОО для обучающихся с ЗПР для 8 человек;

- индивидуальные варианты обучения прописаны ЦПМПК для 5 обучающихся с ОВЗ (1 вариант для 2 детей с ЛУО, вариант 7.1. для 2 учеников с ЗПР, вариант 5.1. для 1 ученика ТНР).

(слайд 9) На уровне основного общего образования реализуется 3 АООП для:

- 25 обучающихся с ЗПР;

- 1 обучающийся с ЛУО;

- 2 обучающихся с УО и инвалидностью реализуется СИПР.

(слайд 10)  ЦПМПК прописано:

- обучение по АОП НОО для 16 обучающегося с ЗПР (5 – 6 класс);

- обучение по АОП для 3 обучающихся с ЗПР(6 – 7 класс);

- обучение по АОП ООО для 8 обучающихся с ЗПР (6-8 классы);

- обучение по индивидуальной специальной (коррекционной) программе для 1 обучающегося (8 класс);

- обучение по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной программе школы VII вида для 6 обучающихся;

- обучение по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной программе школы VIII  вида для 1 обучающегося.

Все дети с ОВЗ получают инклюзивное образование, исключение составляют дети с УО, у которых обучение проходит на дому (таких обучающихся у нас 4).

Чем же отличается АОП, СИПР, ИПРА?

АОП – адаптированная образовательная программа

СИПР - специальная индивидуальная программа развития

ИПРА – инвалида - индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-  инвалида).  

АОП может реализоваться для нескольких обучающихся, СИПР подразумевает индивидуальную работу с обучающимися с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. СИПР составляется на

ограниченный период времени (полгода, один год).

ИПРА - является преемницей ИПР (индивидуальная программа

реабилитации).

В  современном виде действует с 1 января 2016 года

  • Разрабатывается БМСЭ (Бюро медико-  социальной экспертизы)
  • Осуществляется организациями, назначенными органами исполнительной  власти субъекта РФ        в соответствующей   сфере.

Виды реабилитации по ИПРА:

  • медицинский
  • психолого-педагогический
  • социальный
  • профессиональный
  • физкультурно-оздоровительный
  • реабилитация с помощью технических  средств

Школа занимается реализацией психолого- педагогического сопровождения таких детей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ.

В нашем коллективе все педагогические работники, обучающие детей с ОВЗ и детей - инвалидов прошли курсы повышения квалификации, а так же прослушали вебинары, конференции, семинары.

Функции сопровождения в нашей школе возложены на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом  (слайд 17)

В течение года проводятся плановые  и внеплановые заседания консилиума. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно - развивающую работу с детьми (учителя, педагог-психолог, социальный педагог, логопед), а также по запросам родителей (законных представителей) обучающихся школы.

Консилиум участвует в разработке индивидуального коррекционного образовательного маршрута, отслеживает динамику развития ребенка с ОВЗ и инвалида, в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости консультируют родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано (слайд 18-21, специалисты).

Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и инвалида и/или на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума.

(слайд 22, ВСОКО) Отслеживание освоения АООП для детей 1 – 4 классов, для которых введён ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О с УО происходит через мониторинг по единым критериям для определения уровня развития  детей с ОВЗ в ОО РА в начале, середине и конце учебного года, у остальных обучающихся данной категории в соответствии с рабочими программами учителей в рамках ВСОКО.

Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ (ЗПР) проходит согласно «Положению о текущем контроле и нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ (ЗПР)». Промежуточная аттестация отражает итоги учебного года. Основой служит анализ предметных и личностных результатов образования ребёнка. Результаты анализа предоставляются в описательной форме (характеристике). Актуальность данного вопроса остро возникает на стыке 4- 5 классов.

(слайд 23, мониторинг) В течение всего времени обучения проходит мониторинг успеваемости и психических состояний детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Учителями проводится мониторинг в начале-середине и конце года. Педагогом – психологом в течение всего года.

На протяжении всей работы  учителя ведут дневник наблюдения, в котором отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ.

Этот документ (составная часть АОП) позволяет объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком.

        (слайд 24-30, внеурока) Немаловажной частью специальных условий является организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ и инвалидов. Оно осуществляется по нескольким направлениям.        

        В нашей школе все дети с ОВЗ и дети – инвалиды охвачены внеурочной деятельностью.

        Результативность участия этих детей в различных конкурсах вы можете видеть на слайдах.

        В прошедшие годы наша школа принимала участие в проекте «Мы вместе – мы одна семья». Прошло огромное количество мероприятий с участием районных и республиканских специалистов. Это различные тренинги, конкурсы, концерты, занятия с участием не только детей, но и их родителей.

        Благодаря участию школы в различных проектах, мы получили оборудование для комнаты психологической разгрузки( бассейн с шариками, домик с мебелью и др.).

        Наши дети с ОВЗ под руководством Кустубаева А.Т.  поучаствовали в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и заняли призовые места.

 (слайд 30) Условие организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов -      формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к детям  с ограниченными возможностями здоровья 

Учитывая актуальность темы педагогического совета: «Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в образовательном пространстве

МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова»:педагогический совет выносит следующий    

Проект решения: (слайд 31-32)

  1. Проводить открытые  методические мероприятия  (учебные занятия, мастер-классы, внеклассные мероприятия, приёмы дифференцированной работы на уроках в инклюзивных классах), представляющие опыт педагогического коллектива по применению наиболее эффективных педагогических технологий, методов и форм на уроках и внеклассных мероприятиях, обеспечивающих качество освоения программного материала и социализации  обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов;

     Ответственные: Брусенцева Л.В., Медведева Е.Б. – заместители директора по УВР

      Сроки: в течение предметных недель

2.   Обсуждать на ШМО результаты работы учителей по применению наиболее эффективных педагогических технологий, методов и форм на уроках и внеклассных мероприятиях, обеспечивающих качество освоения программного материала и социализации обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов, а также результаты освоения образовательных программ обучающимися с ОВЗ и детьми — инвалидами, изучив мониторинг обученности данной категории обучающихся;

     Ответственные: руководители  ШМО

      Срок: 1-2 заседания ШМО

  1. Осуществлять преемственность в критериальном оценивании знаний, умений и навыков обучающихся  с ОВЗ при переходе на новый уровень;

      Ответственные: классные руководители, учителя- предметники

      Сроки: постоянно

4.   Проводить индивидуальную дифференцированную работу с      

      обучающимися с ОВЗ на всех уроках по всем предметам;

      Ответственные: учителя – предметники

      Сроки: постоянно

        Давайте не забывать то, что каждый имеет право на жизнь, радость и любовь, ведь кому, как ни нам, людям, помнить об этом. Спасибо за внимание! (слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

"Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий"

laquo;Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий» знакомит с  опытом комплексного сопровождения де...