Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»
статья

Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnoe_v_obychnom22.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир моих интересов»

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

На внеурочной деятельности занятия имеют большую наглядность, материал преподносится в игровой форме и тем самым  вызывает заинтересованность у учащихся. В программе «Мир моих интересов»  имеются большие возможности для использования различных игр.

Данная программа  внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализуемая в клубе, построена по модульному принципу и рассчитана на 4 года обучения:

  • В первом классе ребята узнают необычное в обычных и привычных предметах и явлениях — мыльных пузырях, радуге, цифрах. Они учатся задавать вопросы, искать на них ответы, проводя опыты и эксперименты, создавая простейшие механизмы и закладывая основы исследовательского и изобретательского мышления. Дети знакомятся с окружающим миром в форме игровой деятельности, позволяющей увидеть захватывающие особенности повседневной действительности, что мотивирует на дальнейшее исследование и изучение мира.
  • Второклассников ждёт увлекательная экспедиция с целью исследования «параллельных миров» человека и природы. Ребята смогут взглянуть на планету и жизнь на ней глазами разных животных, растений и природных стихий. Главная задача программы второго класса — формирование образного и абстрактно-логического мышления.
  • В третьем классе ребятам предстоит отправиться в Большое путешествие. Дети посетят 24 страны и погрузятся в культурные, социальные, технологические особенности разных уголков планеты. Каждая страна открывает что-то новое, озаряет неожиданными идеями, знакомит с уникальными изобретениями. 
    Задача третьего года обучения — развитие системного мышления, исследовательских и коммуникативных навыков.
  • Четвёртый класс выводит ребят на абсолютно новый уровень. Они перестают ощущать себя учениками и начинают творить настоящие авторские изобретения и проекты. Для ребят специально созданы восемь проектных лабораторий с помощниками-мастерами.
    У обучающихся развиваются основы фантазирования, происходит погружение в научно-техническое творчество с применением ПК. Ребята учатся моделированию и конструированию, созданию презентаций, защите проектов. 

Технология проектирования и проведения современного урока предполагает соблюдение требований системно-деятельностного подхода. Варианты занятий по программе «Мир моих интересов» включают и учитывают данные требования. Активная поисковая роль на занятиях принадлежит именно обучающимся. Обучающиеся могут выбирать последовательность изучения тем программы, количество и сложность заданий как на занятиях, так и в дополнительных материалах (эксперименты, исследования, открытые мероприятия, образовательные события).

После прохождениям определённого модуля интерактивного электронного учебника открывается доступ к образовательной игре на портале. Работа на образовательно-игровом портале — это неотъемлемая часть программы, которая позволяет достигать планируемых метапредметных результатов, в частности по формированию ИКТ-компетентности. Выпускники программы знакомы со средствами ИКТ, умеют вводить текст, изображения, цифровые данные, создавать и передавать сообщения, обрабатывать и искать, представлять информацию.

Программа «Мир моих интересов» отличается от привычных занятий в школе: яркое красочное пособие и проводник по имени Хэлпик с первых минут увлекают ребят. Электронный учебник содержит в себе объемный материал: игры, интересные задания, красочные картинки, видео, которые в полной мере позволяют ребенку окунуться в новый мир, который хочется поскорее открыть со своими одноклассниками и учителем.

Темы, которые были предложены в первом классе, разнообразны: дети на каждом занятие расширяют свои знания об обыденных вещах. Задания способствуют развитию воображения, внимания, мышления, памяти, навыков компьютерной грамотности.  И, конечно, неотъемлемой частью занятий являются опыты. Ребята не получают готовый материал, а вместе с учителем совершают открытия. При этом учитель служит только «Проводником» – он создает проблемные ситуации и предлагает ребятам разобраться в них, найти способы решения. Учащиеся выдвигают гипотезы, начинают их проверять и в результате этих действий получают новые знания.  Данный подход предполагает постоянную практику и для этого у родителей есть возможность совместно с ребенком заниматься дома. По мере прохождения материала, на сайте становятся доступны обучающие игры. Для интересующихся данным курсом существует демоверсия.

Пример:

Сейчас подробнее познакомимся с учебно-методическими материалами обеспечения программы «Мир моих интересов». Начнем знакомство с плана конспекта занятия. В качестве демонстрационного материала рассмотрим конспект занятия по теме «Пузыри».

На стартовой странице сформулированы цель занятия, задачи, а также перечень необходимого оборудования. В рамках данного занятия предлагается провести эксперимент и практическую работу по созданию мыльных пузырей. Конспект разделен на 3 основные вертикальные области: действие и речь учителя выделены голубым фоном, в средней области содержание интерактивного электронного материала, в последней-действие и речь учащегося выделены зеленым фоном. Каждый этап прописан последовательно и содержательно, с учетом примеров прямой речи учителя, описанием его действий, рекомендаций по использованию оборудования. Отражено содержание электронного дидактического материала, транслируемого через интерактивную доску. И действие, и примерные ответы учеников.

На организационном этапе предлагается знакомство с вступительным роликом в сопровождение главного героя Хэлпика. Это необходимо для актуализации познавательного интереса учащихся. Хэлпик сказочный главный герой, который сопровождает детей на протяжения всего процесса обучения в первом классе. Он присутствует  в рабочей тетради, в электронном материале и на портале. Хэлпик задает вопросы, подбадривает детей, общается с ними.

На этапе актуализации знания, после того как Хэлпик  озвучил тему урока , учитель плавно вводит детей  в тему, с помощью наводящих вопросов.

Самый объемный и содержательный этап- освоение новых знаний и способов деятельности. В первой области отражена сама логика погружения в содержание, приведены примеры наводящих вопросов, например: -Что вы видите на экране?  - Как воздух попадает в пузырь? Во второй области представлены примеры наглядного материала, их содержание связано с логикой погружения в тему. В правой области-ответы детей.  На этом этапе планируется фронтальная работа со всем классом. Погружение в процесс образования пузырей также происходит с привлечением демонстрационного материала и активного влечения детей в процесс. Обсуждается процесс образования капли: учитель задает наводящие вопросы, демонстрирует схему образования, комментирует, а дети высказывают предположения почему так происходит. В процессе пояснения педагог часто использует приемы наблюдения, описания, обращение к субъективному опыту учеников. После рассмотрения процесса образования капли рассматривается понятие пена.

4 этап-чтение текста . На этом этапе планируется работа с тренажером для развития скорости чтения и получению дополнительной информации. Предлагается изучить текст под названием «Как мыльные пузыри работают?».  Задаются параметры скорости чтения в зависимости от уровня подготовки учеников. После завершения работы с текстом идет обсуждение содержания текста. Учитель плавно переводит детей  к пониманию того, что состав раствора для мыльных пузырей очень сложный.

На следующем этапе демонстрируется видеоролик, на котором дети понимают структуру и содержание этого состава, идет содержание, делаются выводы.

В следующем этапе предлагается сделать дыхательную гимнастику. Учитель читает стихотворный текст, а дети повторяют за ними упражнение.

Важным этапом занятия является этап закрепления. Предлагается провести эксперимент с использованием рабочей тетради и демонстрации через электронный учебник. Индивидуальную работу в тетради каждый учащийся ведет самостоятельно.  Выполняя задания, он пытается составить пропорции для раствора мыльных пузырей. В процессе эксперимента идет обсуждение и корректировка пропорций для раствора.

В следующем этапе творческая работа. Учащимся предлагается в  рабочей теради нарисовать мыльные пузыри, которые они видели. Тем самым, закрепляются понятия форма, цвет, свойства и размер. После завершения творческой работы учитель организует фронтальное обсуждение и  обобщение.

В качестве заключительного этапа работы предлагается практическая работа за компьютером в игровой форме. Суть игры в том, чтобы создать интересные варианты мыльных пузырей в электронном виде. Далее предлагается еще одна игра для позитивного завершения работы.

Подведение итогов  предлагаются следующие возможные вопросы:  -Кто может назвать себя знатоком мыльных пузырей? -  Что вам еще захотелось узнать о мыльных пузырях?

Конспект учителя показывает как можно организовать продуктивный образовательный процесс, связать весь методический материал.

В целом, программа актуальна, инновационна.  

Знания, полученные в процессе обучения, позволяют детям учиться самостоятельно активно участвовать в конкурсах, интернет-олимпиадах, проектной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности первоклассников в условиях Ф

Данная программа представляет собой вариант комплексной программы организации внеурочной деятельности первоклассников и предназначена для реализации как в отдельно взятом классе, так и в параллели....

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Комплексная программа внеурочной деятельности "Познаём малую родину"

Данная программа позволит организовать занятия с учениками начальных классов в ГПД по изучению малой родины, Автозаводского района, принимать посильное участие в его жизни....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»

·    Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;·    Создание условий для развития логического мышления младшег...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"...

Рабочая программа с КТП по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"

laquo;Мир моих интересов» — уникальная образовательная программа внеурочной деятельности для младших школьников, обучение в которой осуществляется с помощью интерактивного электронного уч...