Формирования самооценки у младших школьников как личного результата в образовательном процессе.
статья

Танью Оксана Вячеславовна

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого компонента, как самооценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской семинар с МБДОУ города

 "Формирование самооценки у младших школьников как личностного результата в образовательном процессе"

" Формирования самооценки у младших школьников как личного результата в образовательном процессе"

                                                                                       Автор работы:

Танью Оксана Вячеславовна

учитель начальных классов

МБОУ "Средняя школа №6"

Когалым

        (Слайд) Одной из главных задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности.  Развитие ребёнка представляет собой длительный процесс изменений, обусловленных различными видами деятельности.

В каждом возрасте по-разному проявляется интерес ребёнка к своему «я» - к своим возможностям, особенностям.

        (Слайд) Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого компонента, как самооценка.

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.

(Слайд) В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна.

Основными факторами, непосредственно влияющими на формирование самооценки младшего школьника являются : 1)мнение родителей, стиль домашнего воспитания,2) собственный жизненный опыт, 3) оценка учителя, 4) мнение одноклассников, 5) владение навыками учебной деятельности.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки.

(Слайд)         Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность,  коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

        Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

        Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

        Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

(Слайд) И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника.

Можно ли все-таки помочь ребенку в формировании адекватной самооценки?

        На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто.

(Слайд)        Какие же условия необходимы для формирования адекватной самооценки?

1).В первую очередь, конечно, надо учить ребёнка умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

2). Положительные результаты в формировании самооценки достигаются в том случае, когда педагоги идут путём развития возможностей детей и создают ситуацию успеха.

(Слайд)        Важно помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи.

 Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьником чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, которое подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

(Слайд)        Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие. Работа в направлении изменения отношений со сверстниками является сложной и длительной, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности и должна осуществляться в разных видах деятельности.

(Слайд)        Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

        Также для формирования самооценки ребёнка большое значение играет предоставление  ему возможности выбора (выбора задания для выполнения, выбора задания для самооценки и т.д.) Выбор помогает детям :

- почувствовать себя принимаемым и понимаемым;

- развить положительное отношение к себе;

- учиться выражать свой выбор;

- понять важность умения слушать и говорить.

(Слайд)        Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребёнка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работе, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые ещё плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо, или вообще не выполнено.

(Слайд)        Работа по формированию адекватной самооценки требует от учителя знания психологических особенностей своих учеников, уважения к ним, тактичности в словах и поступках.

(Слайд)        Главное же, что должно определять отношение учителя к каждому ученику независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей, - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

В докладе описаны методы формирования самооценки у детей  4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Исследование самооценки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по модифицированной методике "Лесенка"...

Статья на тему: "Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время".

Данная статья раскрывает возможности классных руководителей проводить занятия по формированию самооценки у младших школьников во внеурочное время....

«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к само...