Проект
план-конспект занятия (3 класс)

Скурлатова Надежда Алексеевна
День Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_den_pobedy.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект, посвящённый Дню Победы.

I. Организационный момент . 

И для потомков, мальчиков и девочек, Великая Отечественная война – это почти такое же далекое прошлое, как битва с Наполеоном. И почти забыты звуки взрывов и грохот снарядов. Заросли травой раны на теле земли.

А те, кого не взяли на фронт, женщины и дети, делали танки и самолеты, пахали и сеяли хлеб, спасая будущее нашей Родины.

- Война началась далеко отсюда- на западе нашей страны. Лететь самолетом туда целых 10 часов. И основные бои проходили тоже далеко от нашего города. Но наши с вами земляки в те горькие годы не остались безучастными к судьбе Родины. Ведь именно здесь начинается световой день, здесь и начинается наша Россия.

II. Презентация страниц Книги Памяти.

3 Глава «Труженики тыла».(г/з «Эх, дороги» Л.Ошанина, А.Новикова)

Учитель: А война шла всё дальше и дальше от наших границ на запад. Фашистов нужно было прогнать и уничтожить прямо в логове, в Берлине. Долгие версты войны предстояло прошагать отцам, братьям и сыновьям: через Польшу, Венгрию, Болгарию. И если бы не поддержка там, в далеком тылу, не вера в их возвращение домой с победой, еще труднее пришлось бы солдатам.

Фронту нужны были снаряды, патроны, танки и самолеты. Солдатам нужна была теплая одежда и питание. И тогда ушедших на фронт мужчин

заменили женщины, старики и дети. Женщин освоили трудные мужские профессии -

шкиперов, мотористов, ловцов, трактористов, шахтеров. Массовый характер приняло возвращение в строй пенсионеров. Опытные рабочие обучали пришедших на производство новичков – вчерашних школьников, сменивших парту на место у станка. Чтобы обеспечить армию, мальчишки и девчонки сутками не покидали рабочих мест, спали прямо в цехах.

Ученики :

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» – девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Фронт обеспечить! – нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу,

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу.

Всё отдавали фронту для победы,

Тыл только крохи оставлял себе,

Терпели стойко тяжести и беды,

Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.

Фронтовикам в день майский честь и слава!

На их груди сверкают ордена,

Но тыл в победу сил вложил немало.

Фронт трудовой! Была им вся страна!

Анатолий Болутенко

Участники презентации Книги Памяти знакомят присутствующих с содержанием своих страниц.

Дополнительно можно использовать материал из Альбома Победы «Детям военного времени, своим самоотверженным трудом приближавшим День Победы, посвящается», размещенный в Российской газете №22-24 2010г.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,

Чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

Войны не знают люди молодые,

Их детству золотому нет цены,

Теперь уже все старики седые

Мы – дети грозной праведной войны.

Бегут вдаль годы жизни неизменно,

Солдат ушёл, и память ушла с ним,

Но мы живём, и о поре военной

В сердцах навечно память сохраним.

Анатолий Болутенко

III. Завершение презентации.

(используется цифровая информация)

-27 млн.погибших на 2,5 тысяч км. Это значит 10800 убитых на каждый километр, 22 человека на каждые 2м земли.

27 млн. погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит - погиб каждый шестой!

А сколько это неродившихся детей? Вдов? Сирот? Каким счетом измерить человеческое горе?

Сколько ещё погибших безымянных солдат лежат в земле! Родные до сих пор ждут любой весточки о них.

И хорошо, что у тех, кого мы сегодня назвали, есть потомки. Мы знаем и помним о военном и трудовом подвиге. Мы не дадим времени забыть их имена!

Ребята поочередно называют имена родных, близких, вписанные в Книгу Памяти.

-И вот он пришел, День Победы! Громкие выстрелы салюта оповестили весь мир о том, что завершилась война! Вернулась мирная жизнь! Вернулись домой солдаты, чтобы отстроить разрушенные города и села, чтобы оставить воспоминания о подвиге своим потомкам и быть уверенными в том, что они никогда не станут воевать!

Ребята отвечают на вопрос: «Чем вам дорог мир на Земле?»

Мини-сочинения, в которых ребята отвечали на этот вопрос, можно зачитать.

Ребята проводили интервью, задав вопрос родителям или друзьям. Ответы собраны на отдельной странице Книги Памяти.

Читают стихотворение «Как хорошо на свете без войны!»

Звенят все реже дедовы медали,

Спокойно ходят дети в детский сад.

А мы, признаться, лишь в кино видали

Как бьёт в броню осколочный снаряд.

Но до сих пор мы слышим звук капели

Победной той и радостной весны.

Как хорошо, что вновь скворцы запели!

Как хорошо на свете без войны!

Как хорошо порою посмеяться!

Как хорошо порою погрустить!

Как хорошо встречаться и прощаться

И просто – хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете!

Как хорошо спокойно видеть сны.

Как хорошо, что кружится планета!

Как хорошо на свете без войны!

Участники презентации вместе с гостями поют песню «Пусть всегда будет солнце!» (Л. Ошанин, А. Островский)

IV. Итоги проекта.

Данная работа посвящена патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста. В проекте предлагается решение задач подготовки детей к пониманию роли Победы в Великой Отечественной войне, её значения в сохранении мира. Реализация проекта способствует повышению интереса к военной истории, к результатам боевого и трудового подвига русского народа ради сохранения жизни на Земле. Работа над проектом формирует взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании учащихся.

Ребята прикоснулись к истории через воспоминания о родных и близких, а значит, осознали себя, свой край, частью большой Родины. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. Эти знания, полученные во время работы над проектом, помогут учащимся на доступных, близких примерах из истории семьи, понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Страницы с рассказами ребят оформлены в книгу. Если у ребёнка не было возможности разместить в книге фотографию, он рисовал портрет по воображению, иллюстрировал по желанию фрагмент своего рассказа.

Мини – презентации Книги Памяти прошли на параллели 3-4 классов.

В настоящее время Книга передана в кабинет истории и используется на уроках в старшем звене школы. В будущем станет экспонатом школьного музея. Предполагается, что любой ученик школы вправе оформить и оставить свою страничку в Книге. Результаты этой работы появятся к очередной дате Великой Победы.

В ходе работы над проектом учащиеся получили навыки исследования проблемы, поиска информации, планирования, работы в сотрудничестве и взаимодействия с партнером. Развитие коммуникативных навыков и культуры общения проходило через умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми, интервьюирование, умение слышать и слушать.

В период младшего школьного возраста, когда у ребенка активно формируется самооценка, ему необходимо признание его достижений в присутствии сверстников и значимых взрослых. От этого зависит активность личности, её стремление к самоутверждению, участие в делах коллектива. Реализация проекта помогла повышению самооценки и способствовала формированию традиций класса и коллектива единомышленников.

Вводное слово учителя. 

Добрый день, дорогие ребята! Вы наверно догадались о теме нашего мероприятия: «Война глазами детей». Какие у вас счастливые лица, полные радости глаза. Они видят мир в ярких красках и это чудесно! А знаете ли вы, что 72 года тому назад дети смотрели на мир другими глазами, полными боли, скорби, отчаяния и страха. Время неумолимо отделяет нас от той поры, которая навсегда обозначена горьким, трагическим словом» война».

4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.

27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…43 года!

27 миллионов за 1418 дней – это значит, погибало 13 человек в минуту…

Вот что такое 27 миллионов.

А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми…

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…

Сегодня мы увидим войну глазами детей.

Учитель: Презентация (2 слайд)

Как вы считаете, какая цель нашего мероприятия?

Мы просили прийти в гости тружеников тыла, ваших родителей и вас-три поколения, три судьбы, три взгляда на войну. Три истории.

Вспомним всех поименно…

Горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым…

Мы с вами проделали огромную исследовательскую работу: встречались с ветеранами, детьми войны, угнанными в Германию. Записывали их воспоминания. Многих уже нет. Собралось много материала за эти годы, который мы и обобщим сегодня.

Война и дети. Трудно найти более противоречивое сочетание слов. Сегодня мы расскажем о тех, кто не много старше Победы. История войны глазами детей, наших односельчан.

Дети: Презентация (3-7 слайд). Исследовательская работа. 

Песня «Дети войны» (рассказывают на фоне песни)

Галина Никитична Афонина родилась в январе 1941 года. Не дожив до сознательного возраста, она стала малолетней узницей. Всю её семью угнали в Германию.

Вера Петровна Домненко жила в селе Новопетровка на Белгородщине. Когда немцы пришли в село, они принесли угощенья. Но практически все жители помогали партизанам. А взамен находили иногда кусочек сахара или немного соли. Отношение немцев к местным изменилось. Начались расправы и массовые расстрелы. В войне Вера Петровна потеряла дедушку, папу и корову - кормилицу.

Матрена Ивановна Кузьменко вспоминает как в августе 1941 года отправляли в эвакуацию поезд из Полтавской области.

В 1942 году у Раисы Ивановны Ус, проживающей в селе Котельва Полтавской области расстреляли мать, потом погиб отец, а она с бабушкой выехала на другой хутор, когда село бомбили.

Шматько Тамара Даниловна находилась в то время в Харькове. Она до сих пор не может без слез вспоминать то время. Погибли все члены семьи.

В 1942 году погиб под городом Камышиным папа Грудницкой Марины Федоровны, тяжело был ранен дядя, умерла сестра. Маме было очень тяжело. Они жили в городе Коврове Владимирской области. Немцев в городе не было, но постоянно бомбились военные заводы. А детей в школе хоть и немного, но подкармливали гороховым пюре.

Михаил Сергеевич Зыков жил в Курской области. Одно из воспоминаний детства, как с отцом в 1942 году пошел косить клевер. Вдруг отец резко упал на землю и приказал ему сделать то же самое. Он не послушался и приподнялся на колени. Мимо летели два снаряда. Он очень испугался, а отец сказал что это наши пускают «катюши».

В 1942 году 16 летнего паренька Леонида Даничкина, как и многих его сверстников угнали в Германию. Что пришлось пережить вдали от дома даже вспоминать трудно. Освободили его американцы. А потом «особисты», сотрудники НКВД допрашивали каждого освобожденного, иногда по три дня. Военнообязанных, в том числе и Леонида Филипповича оставили служить в Германии.

Ведущий: 

Страшные годы…

Каждая семья проводила на войну мужа, сына, брата…

Но остались старики, женщины и …дети. Страдание этой категории людей в первую очередь несет любая война. Великая Отечественная не стала исключением.

Великую Отечественную войну не случайно называют Великой. Она подняла весь народ на борьбу с фашистами… В этой борьбе наравне со взрослыми самое активное участие принимали дети.

Мультфильм: «Воспоминание» (отрывок)

Ведущий:

Сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет и они наравне с взрослыми работали на полях и фермах, воевали в партизанских лесах и на линии фронта, приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют. А для современных детей они живая легенда самой страшной войны 20 века.

Ведущий:

Основной источник наших впечатлений о войне – это рассказы наши родных. Бабушки и дедушки всегда готовы поделиться с нами своими воспоминаниями о Великой Отечественной.

Видеообращение ветерана войны: «Афониной Г.Н.» Она не смогла прийти.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к вам семья Афониных: Галина Никитична и Михаил Федорович. Я в 1943 году была угнана со всей семьей(8 человек детей и мама) в Германию… Мне было всего 2 года. Потеряли, потом нашли. Голодное было детство. Если дадут кусок хлеба - это хорошо. Все работали. Никому такого не пожелаю. У меня к вам вопрос: «Как вы думаете, нужно ли детям рассказывать о тяготах войны. Необходимо ли патриотическое воспитание в школе?» Я считаю, что мы должны учиться преодолевать трудности и не допустить войны.»

«Война унижала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своем стремлении к победе. Мы – дети Великой Отечественной войны, мы – это зеленые, еще некрепкие побеги на древке Знамени Победы, водруженного над Рейхстагом.»

Ведущий:

Представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война…

Дети теряли родителей, братьев и сестер. Эта война отучила их плакать. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.

Ведущий:

С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, убирали зерновые, собирали колоски – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям…

Ведущий:

Они вели переписку с солдатами, помогали семьям погибших фронтовиков, готовили для бойцов Красной армии подарки к Новому году и другим праздникам…

Дети в годы Великой Отечественной войны работали в тылу на заводах и фабриках. Они встали к станкам, производя столь необходимые на фронте предметы

Ведущий:

Школьники в то тяжелое время выполняли самую тяжелую работу. Например, строили железную дорогу… Они приносили солдатам оружие, брошенное немцами…

Условия работы школы во время войны были также очень тяжелыми… Не хватало учебников, тетрадей… Зимой часто не было электричества, дров, керосина. Но многие школы продолжали занятия, зачастую спускаясь в бомбоубежища.

Дети становились узниками концлагерей и стойко переносили все тяготы и испытания нелегкой тюремной жизни.

Ведущий:

Дети войны… Они были всюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы. Они дежурили в госпиталях. Они строили бомбоубежища. Они тоже были Защитниками Родины, как их отцы и братья… старались не отставать от взрослых. Иногда ценой своих собственных жизней.

Учитель:

Слово гостям.

Третьяк Валентина Яковлевна:

«Голодное было время. Одеть нечего. Носили по очереди. Играть нам было некогда, но делали себе игрушки сами. Не думали, что доживем до этого времени. Сколько мы страха натерпелись… Экономили каждое зернышко. Старались сами не есть, чтобы младшим оставить, а то они пухли от голода. Постоянно есть хотелось, а надо работать. Достанешь кусочек сахара, лизнешь и снова в карман. Чтобы на долго хватило…»

Учитель: 

обобщим материал. (Работа в группах, коллажи)

У нашего класса есть подшефные «дети войны», которых мы посещаем с 5 класса не только в праздники, но и помогаем им. На основании проделанной работы давайте выразим свое отношение к войне, война вашими глазами, в виде коллажей. Родители могут им помочь и высказать свое мнение тоже. Поработаем в группах. А для гостей покажем презентацию о нашей работе.

Презентация:(14-34 слайды) «Тимуровцы» (на фоне песни «Рисуют мальчики войну»)

Ведущий: 

Пусть дети рисуют цветы и траву!

Пусть светятся радостью детские лица!

Пусть в жизнь воплощают большую мечту!

Пусть мир на земле навсегда сохранится!

Подведем итоги:

Метод: «Микрофон».

Команды представляют коллажи и высказывают свое мнение с помощью импровизированного микрофона.

Ведущий:

 Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания

Ведущий:

Ушли на фронт родители

Отчизну защищать

А нам - детишкам маленьким

Картошку убирать.

Девчоночья бригада

Пять-двенадцать лет,

Но выполняли честно мы

Родительский завет…

Вязали варежки, носки,

На фронт их отсылали

И тем победу над врагом

Коварным приближали.

Пусть чисто будет небо над землей, 
Пусть жизни мирной радуются люди! 
А тех, кто рядом был с войной, 
Мы помним, бережем и любим!

«Давайте, дети, никогда об этом не забудем!» (вместе)

Ведущий:
-  Прошла война, прошла страда.

- Пусть память верную о ней,
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей

И наших внуков внуки!

Учитель:

Склоним головы перед величием тех, кто подвигом своим приближал Победу.

Песня «Зажгите свечи».

Зажигают свечи (на столе свечи и стакан с корочкой хлеба)

72 года назад, 9 мая 1945г, отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Фашистская Германия была повержена. Главную роль в Победе над агрессивными силами, над фашизмом сыграл советский народ и его Вооружённые Силы. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военачальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла, детей.

Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России. Закончим наш сегодняшнее мероприятие песней.

Учитель: 

Теперь, я думаю, вы можете представить себя на месте тех ребят, которым выпала трудная судьба – жить на войне, которые чуть старше Победы. «Война глазами детей»…

Звучит песня: «Служить России». Поем все вместе.

Полки идут стеной,

Красиво держат строй,

И гордо шелестят знамена.

Комбат и рядовой,

Единою судьбой

Мы связаны с тобой, друг мой!

Припев:

Служить России

Суждено тебе и мне.

Служить России,

Удивительной стране,

Где солнце новое встает

На небе синем.

Плечом к плечу

Идут российские войска.

И пусть военная дорога

нелегка,

Мы будем верою и правдою

Служить России!

«Милая Тонечка! Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...»

Юноша 2. «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас 7 сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле»

«Здравствуй, Ваня, я на Втором белорусском. Страшно, но привыкаю…»

«Катя, я рад твоему письму безмерно. Я люблю тебя, очень люблю. Сейчас сижу в изуродованном танке. Жара невыносимая. Хочется пить, а воды нет ни капли. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него и мне становиться легче, ты со мной. Всегда думаю о тебе, мечтаю увидеть, обнять тебя. А может, никогда этого не случиться. Ведь война…»

«Когда я получила твоё письмо после долгого молчания, мне показалось, оно пришло из небытия. Ванечка! Я не знаю, найдёт ли тебя это письмо. Верю – найдёт! На душе у меня сегодня светло и радостно. Я танцевала во сне, значит, мы обязательно встретимся!»

«Катя, я живой, это главное! Прости, что плохо пишу – пишу на коленях на клочке бумаги. Скоро вступаем в бой. Если от меня снова долго не будет писем, ты всё равно верь в нашу встречу. Верь. Слышишь, родная, верь!»

1.Вступление. г.з. « С чего начинается Родина?»

- Дорогие ребята и уважаемые взрослые! У нас, у каждого есть своя маленькая родина, на которой мы живём, радуемся, дружим,

учимся, работаем. Есть и большая Родина, которой можем гордиться, помогать, защищать, помнить всегда и везде. И когда всё в порядке с нашей родиной, у нас дома тоже всё хорошо, живётся мирно и спокойно. Но так бывает не всегда.

В наступившем 2010 году Россия и мир отмечают великий праздник – 65 лет со дня Победы над фашистской Германией во Второй мировой войне.

В мирное воскресное утро, когда все люди ещё спали, видели сны,

немецкая армия, уже покорившая многие страны, приблизилась к границе нашей страны.

Ученик: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг,

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось…

Кто знал, что между миром и войной

Каких – то пять минут осталось!

Каждый из нас содрогнулся бы и испугался, услышав страшные фразы, бьющие прямо в сердце: « Внимание! Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, безо всякого объявления войны, германская армия вероломно атаковала границы нашей Родины. Немецкие самолёты бомбят наши сёла и города…» Так началась Великая Отечественная война (звучит запись песни «Священная война»).

2. А ведь ещё вчера и позавчера люди радовались тёплым летним дням, гуляли в парках, школьники сдавали выпускные экзамены…

( звучит лирическая мелодия, ребятам и гостям предлагаются слайды с видами Санкт-Петербурга).

- На берегу широкой и вольной реки Невы жил прекрасный город. Жил уже более 200 лет, но не старел, а молодел благодаря сильным и дружным рукам людей, живущих здесь и любящих родной Ленинград. Его было за что любить! В 1703г. царь Пётр 1 решил построить важный порт и назвать его Санкт – Петербург. До 1918г. город был столицей России. Здесь жили цари и их родственники, великие поэты, писатели, художники, учёные. На 42 островах расположились красивейшие здания – Зимний дворец, Казанский, Исаакиевский соборы, Петергоф, Эрмитаж; широкие проспекты и цветущие клумбы, множество каналов и кружевных мостов сделали Ленинград не похожим ни на один другой город. Северные ветра закалили руки людей, но их сердца оставались горячими и добрыми.

И когда в 1941г. немецкая армия не смогла захватить Москву, враг решил уничтожить Ленинград – второй по величине и значимости город России. Гитлер выбрал для этого самый бесчеловечный способ, который называется « блокада» (чёрной тканью завешиваются репродукции и фотографии, рассказывающие о довоенном городе, а поверх прикрепляется табличка со словом «блокада»; далее по ходу появляются другие таблички, необходимые для более целостного восприятия информации; они будут выделены в тексте). Зажигается свеча, приглушается свет.

Учитель: Мы живём в мирное время. Да, где – то случаются взрывы и выстрелы. И нам нужно уметь ценить эту мирную жизнь, солнце, небо, друзей и родных. Нельзя допустить повторения войн и гибели людей.

( зачитывается Письмо Мира, заранее составленное после бесед с ребятами о войне и мире, встреч с участниками и свидетелями войны)

ПИСЬМО МИРА.

Люди Земли!

Не допустите повторения войны ни в своей стране, ни в других странах и городах!

Не поддавайтесь злым и жадным людям. Не завидуйте другим, не обижайте родных и близких. Не берите в руки оружие!

Война – это зло, разрушение, гибель, рабство и горе, страх и голод.

Берегите мир! Только мир позволит нам жить в счастье и покое, иметь друзей, радоваться, мечтать, не думать о голоде, жажде и тепле.

Мир – это свет! Это – жизнь! Это – будущее!

Ученики 3Б класса МОУ «Школа № 9»

( г. Владивосток)

Письмо по общему решению прикрепляется к воздушному шарику. Дети и все гости выходят на улицу, поют песню « Пусть всегда будет солнце» и отпускают своё послание о мире всем живущим в городе, в Приморье, на Земле.

Введение

Цель:  Создание Книги Памяти «Наши прадеды»

Задачи:

1. Собрать информацию о родственниках, принимавших участие в ВОВ (фотографии, письма, награды, документы)                                                    2. Оформить полученную информацию на страницах книги.                                   3. Познакомить с материалами книги учащихся класса и школы.                               4. Вовлечь в поисковую деятельность более широкий круг обучающихся.

Тип проекта:

1)по доминирующей деятельности: частично-поисковый

2)по продолжительности: долговременный

3)по числу участников: групповой, предполагает активное участие всех учащихся класса, сотрудничество детей и родителей

4)по комплексности: социальный

Гипотеза

Мы предполагаем, что каждый может внести свой посильный вклад в сохранение памяти о войне, о патриотах.

Методы:

  1. Исследовательские – сбор и анализ информации, изучение архива (фото, документы, личные дела, награды)
  2.  Поисковые – поиск информации в сети Интернет по имеющимся данным (участие членов семьи в конкретных исторических событиях Отечественной войны), работа с государственными сайтами «Подвиг народа», «Мемориал».
  3.  Практические –  беседы с членами семьи о родственниках, принимающих участие в ВОВ, анкетирование одноклассников,  посещение исторических музеев.

Ожидаемый результат

  1. сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;
  2. приобретение навыков поисковой работы;  
  3. сплочение коллектива детей в общем деле.
  4. создание «Книги Памяти» и презентации для использования материала на уроках и внеклассных мероприятиях.
  5.  вовлечение в поисковую деятельность более широкого круга обучающихся.  
  6. развитие патриотического долга у школьников.

  Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом,

Когда бы и прадеды наши и деды

Для нас не добыли великой Победы!

Актуальность проекта

Все дальше уходят в прошлое годы войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий.  За то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами.   Нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта война. Каждый человек должен знать свою историю, гордиться подвигами своих прадедов, брать с них пример, чтобы стать достойным гражданином и патриотом России. Нельзя забывать о самом важном и трагичном событии нашей Родины.   Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая».

Работа над проектом

I. Мотивирующий этап

Готовясь, к празднованию дня  70-летия Победы на часах общения мы говорили о том, что такое война, о том, сколько горя  принесла она нашему народу, о тех, кто погиб во время войны, кто работал в тылу. На уроках Мужества мы узнали о городах-героях, о пионерах-героях, о битве под Москвой, о Сталинградской битве, о земляках – героях Советского  Союза. Наш одноклассник, Рычагов Егор,  рассказал о своих прадедушках участниках войны и зачитал отрывок их биографии. Тогда мы решили узнать, кто из наших  семей был участником той войны, ведь читать про героев и знать, что героем является твой родственник – разные вещи. Так мы начали  поиск информации о своих прадедах.

II. Подготовительный этап

Подготовительный этап проходил в ноябре месяце. На часе общения было принято решение принять участие в реализации проекта «Книга Памяти». Были поставлены названные выше цели и задачи проекта. Обоснована  актуальность проекта.  Учащимся 3 классов,  был задан  вопрос: что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?

Ответили, что

  • Всё знают  - 7% учащихся
  • Знают мало – 31%
  • Ничего не знают – 22%
  • Хотели бы узнать больше – 40% учащихся.

1.Создали группу ребят, которые будут работать над проектом. Это: Рычагов Егор, Плечистова Екатерина, Прокофьева Ксения, Турко Артём, Рушанов Артём, Гутоева Ксения, Ромащенко Екатерина. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.                                      

Заключение

       К сожалению, ушли из жизни  наши родственники, участники и свидетели Великой Отечественной Войны. О них не написано в книгах, не снято фильмов, но для нас и наших близких они – герои и навсегда останутся в памяти. Память о предках– главное богатство нашей души. Пока будут потомки интересоваться историей своей семьи, своего народа, своей страны, пока будут благодарны предкам за жизнь и свободу - память о героях ВОВ будет жива. 

Пусть будет мир! Пускай цветут сады!
   За это жизнь отдали наши деды.

                            Работу посвящаем вам свою,
                                          Всем тем, кто отстоял для нас победу!

Великая Отечественная война отразилась на жизни всей нашей страны и каждой отдельно взятой семьи. Именно семья – это то место, где лучше всего помнят фронтовиков и тружеников тыла. Время стерло многие подробности, но самые горькие и самые светлые моменты пока еще помнятся. Мы обязаны узнать и сохранить воспоминания о наиболее ярких моментах в судьбах наших родственников, переживших войну. Чтобы помнить самим, чтобы передать их нашим детям…

Мы не должны забыть этот страшный урок истории. Как только люди забудут ужасы этой самой кровопролитной в истории человечества войны, нечто подобное может снова повториться на нашей земле.

        25 октября 1941 г. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Рана моя жестока. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Похоронил я своих друзей в березовой роще. В ней было светло. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Дорогая Варя, ты помогала мне всегда: и дома, и в бою. Наверное, все-таки тот, кто любит, тот всегда добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но никогда не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. Ты еще будешь любить! У тебя будут красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов…

        Мама, нас ночью убьют, фашисты чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что мы победим.  Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено! Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хочется жить! Во имя тебя — Родина. Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.
Твоя Варя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....