Рабочая программа по курсу "Шахматы" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Рабочая программа по курсу "Шахматы"  Сухов.2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx24.75 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

      Календарно - тематическое планирование

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по плану

Дата

по факту

Краткая история шахмат (4 часа)

1.

Повторение пройденного материала (шахматная доска, начальное положение, ходы фигур, шах, мат, пат)

1

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.  

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.

Повторение пройденного материала.

1

3.

Краткая история шахмат.

1

4.

Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

1

Шахматная нотация (2 часа)

5.

Шахматная нотация.

1

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Обобщать, делать несложные выводы; проводить элементарные комбинации; планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.

Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

6.

Шахматная нотация.

1

Ценность шахматных фигур (4 часа)

7.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

1

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

8.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

9.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

10.

Ценность шахматных фигур. Защита.

1

Техника матования одинокого короля (4 часа)

11.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).  

Знать правила хода и взятия каждой фигурой; проводить элементарные комбинации; планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. 

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

12.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1

13.

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и король против короля.

1

14.

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1

Достижение мата без жертвы материала (3 часа)

15.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в эндшпиле.

1

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

Работать по предложенному учителем плану.

Отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, проводить элементарные комбинации; планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.

16.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в миттельшпиле.

1

17.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в дебюте.

1

Шахматная комбинация (15 часов)

18.

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

Проводить элементарные комбинации; планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. 

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

Выполнять различные роли в группе (исполнителя, критика). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). 

Определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.

19.

Шахматная комбинация. Тема отвлечения.

1

20.

Шахматная комбинация. Тема блокировки.

1

21.

Шахматная комбинация. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

22.

Шахматная комбинация. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1

23.

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приёмов.

1

24.

Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

25.

Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1

26.

Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

1

27.

Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

1

28.

Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тематических приёмов.

1

29.

Шахматная комбинация. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1

30.

Шахматная комбинация. Комбинации на вечный шах.

1

31.

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

1

32.

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

1

Повторение и закрепление программного материала (2 часа)

33.

Повторение и закрепление программного материала.

1

34.

Повторение и закрепление программного материала.

1




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» И.Г. Сухина. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).

Планируемые личностные результаты:

У ученика сформируется:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;
  • мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  • сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

Ученик получит возможность для формирования:

  • возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;
  • умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • собственного опыта творческой деятельности;
  • устойчивого интереса к занятиям шахматами;
  • умений выстраивать внутренний план действий;
  • пространственного воображения;
  • целеустремленности, настойчивости в достижении цели;
  • самостоятельности выбора решения и ответственности за них.

Планируемые метапредметные результаты:

Ученик научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
  • совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Ученик получит возможность научиться:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.);
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Планируемые предметные результаты: 

Обучающиеся должны знать:

  • шахматные правила FIDE;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур.
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

Ученик получит возможность научиться:

рокировать;

объявлять шах, мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Содержание учебного предмета

На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

«Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.

Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.

Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.

Учебный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала».

I. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

II. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

III. Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

IV. Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

V. Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....