статья
статья

Громова Елена Александровна

Развитие речи и литературного творчества на уроках чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи и литературного творчества на уроках чтения            в начальной школе

Особенности детского литературного творчества

В устной речи детей младшего школьного возраста проявляется особенность, которую многие исследователи называют синкретизмом и которая выражается в том, что творчество ребёнка ещё не дифференцировано – элементы поэзии, прозы, драмы соединяются в произведении ребёнка в одно целое. В этом соединении устного литературного творчества с творчеством драматическим заложена одна из наиболее оригинальных и плодотворных форм творчества.

Сравнение устной и письменной речи детей в исследовании Л.И.Буземана, посвящённом проявлениям активности детей в литературном творчестве, показывает, что устная речь ребёнка тяготеет более к активному, письменная же – к качественному стилю.

Активность детской речи является отражением общей активности возраста. Об этом свидетельствует данные исследования детского творчества – чаще всего в детских рассказах встречается действие, реже предметы, ещё реже признаки предметов. Следует отметить и то, что на детскую речь огромное влияние оказывают речь взрослых и литературные образы. Известно, в какой мере дети заражены подражательностью, и отсюда понятно, что влияние взрослых часто бывает настолько велико, что затемняет подлинные особенности детской речи.

Анализ психолого – педагогической литературы позволяет выделить основные черты детского литературного творчества:

  • комбинирующая фантазия;
  • эмоциональность;
  • стремление вывести эмоциональное и образное построение во внешнюю словесную форму.

Анализируя детские творческие работы, в какой мере детское творчество питается впечатлениями, идущими от действительности, перерабатывает эти впечатления и ведёт детей к более глубокому пониманию жизни. Важно отметить, что в детских работах обнаруживается несовершенство литературного творчества детей. Но ведь значение этого творчества важно, прежде всего, для самого ребёнка, для его развития, а не для литературы в целом. Об этом писали такие выдающиеся педагоги и психологи, как П.П.Блонский, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, О.И.Никифорова ,Н.Д.Молдавская и др. «Детское творчество в том же отношении к творчеству взрослых, в каком игра стоит к жизни», - считал Л.С.Выготский.

Многочисленные исследования, посвященные детскому творчеству, дают возможность утверждать, что литературное творчество необходимо, прежде всего, для полноценного развёртывания сил самого автора – ребёнка. Здесь важна та объективная польза, объективный смысл, которые заключаются в развитии всех сил и задатков ребёнка.

Для успешной литературно – творческой деятельности необходим стимул. Наилучшим стимулом детского творчества, по мнению психологов, является такая форма организации жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности литературно – творческой деятельности. Л.С.Выготский не случайно сравнил детское литературное творчество с игрой. Игра – основа, подготовительная ступень творческой деятельности.

Первичной формой детского творчества является творчества синкретическое, то есть, в котором отдельные виды искусства ещё не расчленены и не специализированы. Для детей характерен более широкий синкретизм, нежели только литературный. Ребёнок сочиняет и представляет то, о чём рассказывает, или ребёнок рисует и одновременно рассказывает. Но даже тогда, когда из общей синкретической игры выделяются отдельные виды детского творчества, каждый вид не является строго обособленным и впитывает в себя элементы других видов. Для ребёнка младшего школьного возраста жизненный опыт – это постоянно меняющийся «синаэстетический калейдоскоп», а творчество – «продлённая игровая мотивация».[1]

Существует ещё одна особенность детского творчества, которая наглядно показывает взаимосвязь творчества и игры: ребёнок редко работает над своим произведением долго, большей частью творит в один приём. Творчество ребёнка напоминает в этом случае игру, которая возникает из острой потребности ребёнка и даёт быстрый и окончательный разряд его чувствам и эмоциям.

Следующая особенность заключается в том, что детское литературное творчество, как и игра, в основе своей не потеряла тесной связи с личной заинтересованностью и личными переживаниями ребёнка.

Итак, особенностями детского творчества являются:

  • синкретизм;
  • неотделённость творчества от игры;
  • отсутствие редактирования и потребности в нем;
  • связь с личной заинтересованностью и личными переживаниями ребёнка.

Научные предпосылки включения литературно – творческой деятельности в уроки литературы

Идея о необходимости введения литературно – творческой деятельности в уроки литературы выступает не только как следствие учёта положений современной психологической науки, но и прежде всего как следствие учёта концепции о поэтапном формировании умственных действий П.Я.Гальперина. Это можно видеть при простом сравнении методов преподавании литературы с методами преподавания других видов искусств. На уроках изобразительного искусства дети создают собственные произведения, следовательно, и на уроках литературы они должны были бы создавать собственные литературные произведения. Таким образом, закрепление знаний и умений, полученных при анализе текста, в собственной литературно – творческой деятельности позволит ребёнку быстрее и качественнее освоить читательские умения, перенести имеющийся творческий опыт на изучение произведений искусства. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня литературного развития у детей.

В рамках теории формирования умственных действий необходимость включения в уроки литературно – творческой деятельности получает уже не только эмпирическое, но и глубоко научное обоснование. Для того чтобы уроки литературы в средней школе могли стать развивающими, начальная школа должна заложить фундамент: дети должны овладеть самой основной творческой деятельности, научиться выражать свои мысли, чувства и переживания хотя бы и в элементарных формах, но особой, художественной, речи.  В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий дети должны овладеть этим умственным действием не в рамках пассивного восприятия, а в рамках самостоятельной активной творческой деятельности.


[1] Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников, - СПб., 1992. С. 186


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...