Программа кружка "ДоМиСолька"
рабочая программа

Кочешкова Наталья Евгеньевна

Программа кружка "ДоМиСолька" по внеурочной деятельности расчитана на 4 года. На этом кружке ученики знакомятся с нотной грамотой. Учатся понимать и слушать музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_domisolka.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 кружка «ДоМиСолька»

Уровень образования, класс:  начальное общее образование, 1-4 классы

Количество часов 135

Уровень базовый

Учитель Кочешкова Наталья Евгеньевна

высшая квалификационная категория

Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования

2019-2020 учебный год


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа «Домисолька» относится к художественно – эстетической направленности, так как осуществляет  образовательную и воспитательную деятельность детей и требует от ребёнка большой творческой  активности и умственного напряжения: он учится сравнивать своё пение с исполнением других детей, стремится повысить свой уровень.

Воспитание подрастающего поколения - многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей и подростков. Одной из важных форм является влияние на духовное воспитание личности посредством занятий в музыкальных коллективах. Музыка во внешкольных учреждениях - источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности - раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка учит мыслить и глубже чувствовать, делает ребёнка лучше, чище, счастливее. И именно под воздействием музыкального воспитания способны раскрыться творческие способности детей.

Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Но, к сожалению, изучение музыки в рамках школьной программы не дает возможности более глубокого представления о музыке, как виде искусства.

Программа «Домисолька» является актуальной  в данное время, так как обучает ребенка умению слушать музыку и размышлять о ней, развивает музыкальные способности и воображение, вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, порой убеждает его сильнее, чем полученная другим способом информация.

Огромный интерес вызывает у детей вокальное пение. Оно развивает музыкальный ритм, память, вырабатывает исполнительские навыки. Пение- это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях обучающиеся знакомятся с различными видами музыкальной деятельности,  где приобретают определенные знания и умения.

Содержание программы учитывает последовательность и систематичность обучения, с учётом возрастных особенностей, а также индивидуальность в творческом развитии личности.

Программа  «Домисолька» рассчитана на 4 года обучения.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах по 34 часа в год.

 


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметными результатами являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Регулятивные:

У ученика будут сформированы:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования:

- понимать смысл инструкции учителя и заданий;

- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- выполнять действия в громкоречевой форме.

Познавательные:

У ученика будут сформированы:

- осуществлять поиск нужной информации;

- расширять свои представления о музыке;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- сравнивать разные части музыкального текста;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Выпускник получит возможность для формирования:

- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;

- работать с дополнительными текстами и заданиями;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Коммуникативные:

У ученика будут сформированы:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в групповой работе;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Личностные:

У ученика будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека.

Выпускник получит возможность для формирования:

- понимания значения музыкального искусства в жизни человека;

-нравственно-эстетических переживаний музыки;

- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Формы  проведения  занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту,  разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.


III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1 класс

№ п/п

Тема раздела

Содержание тем учебного курса

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности.

Практическая часть: Игра «Давайте познакомимся!»

1

2

«Готовимся к встрече с музыкой»

Представление о разговорной и музыкальной речи. Знакомство со строением голосового аппарата. Понятие «вокал» как искусство пения.

Практическая часть: Фонетические упражнения для развития певческого голоса – артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические  упражнения.

Тест: «Любишь ли ты музыку?»

Дидактические игры:  «Озвучь голосом», «Давайте познакомимся», «Что любят артисты? Что любят зрители?», « Как мы зрителями стали», «Звуки шумовые и музыкальные», «Что шумит, а что звучит».

Ребус «Музыка начинается с тишины».

12

3

«Музыкальные жанры»

Знакомство детей с музыкальными жанрами: Песня (колыбельная), Танец (полька, вальс), Марш; сходство, различие между жанрами, их значение в жизни человека.

Музыкально-дидактические игры: «Угадай танец», «Определи жанр».

7

4

«Развиваем образное мышление и память»

Окружающие звуки.  Различие  звуков. Понятие «Инструментальная и вокальная» музыка.

Игры: «Что в корзине», «Угадай настроение», «Подари песню».

6

5

Изучаем свойства музыкальных звуков

Элементы музыкальной речи - мелодия, ритм.

Музыкально- дидактические игры: «Карусель», «Узнай по- голосу», «Научи матрёшек танцевать», «К нам приехал пароход», «Как звучит?», «Хитрая лиса», «Теремок», «Путешествие по звукоряду», «Бубенчики»; ребусы «От А до Я».

7

2 класс

№ п/п

Тема раздела

Содержание тем учебного курса

Кол-во часов

1

Изучаем свойства музыкальных звуков

Элементы музыкальной речи - динамика, темп, тембр, лад, регистр, интонация.

16

2

«Развиваем внимание и воображение»

Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотно-линейная запись и основные  нотные обозначения. Система записи музыкальных звуков. Импровизация. Песенки-попевки. Знакомство с композитором-классиком П.Чайковским. Музыкальный альбом «Времена года».

Практическая часть:Сочинять простые песенки-попевки, импровизировать на заданную тему.

Музыкально-дидактические игры: «Сочини песенку», «Музыкальное эхо», «Кто как поёт».

12

3

Познавательные игры с музыкальными инструментами

История возникновения и создания музыкальных инструментов.  Шумовые инструменты. Техника изготовления

Практическая часть: Игры: «Мы ходили на концерт», «Кто больше назовёт», «Угадай-ка», «Шумит, поёт, играет».

 

3 класс

№ п/п

Тема раздела

Содержание тем учебного курса

Кол-во часов

1

Вокальный букварь

Строение голосового аппарата. Голос и слух. Процесс голосообразования. Понятие «резонаторы», «вокализ». Дыхание. Виды дыхания. Артикуляционный аппарат. Дикция. Постановка голоса. Атака звука. Звуковедение. Закаливание организма. Расстройства голоса. Болезни горла.

Практическая часть: Фонетические упражнения для развития голоса.

Музыкально-дидактические игры: «Я вдыхаю аромат», «Поиграем с зеркалом», « Веселушки».

25

2

Музыкальная грамота

Элементы музыкальной речи. Средства музыкальной выразительности: динамика, регистр, лад, темп, интонация, ритм. Нотное письмо как способ записи музыки.

Практическая часть: Пение по нотам. Музыкально-дидактические игры: «Весёлый поезд», «Найди пару», «Угадай-ка», «Цветочная музыка», «Тик-так», «Ритмические зарисовки», «Нотные ступени», «Поиграем в звукоряд»

9

4 класс

№ п/п

Тема раздела

Содержание тем учебного курса

Кол-во часов

1

Музыкальная грамота

Система записи музыкальных звуков. Нотная грамота- скрипичный ключ, ноты, нотоносец. Основные нотные обозначения.

15

2

Музыкальные жанры

Жанры в музыке. Музыкальный язык песни. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Общее и особенности в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строении. Виды музыки - вокальная, инструментальная. Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Практическая часть: «Эти разные марши», «Танцы, танцы, танцы»

14

3

Воспитательно-познавательные мероприятия

Музыкальные стили и направления. Музыка далёкого прошлого. Концертный зал- симфония, концерт, опера, балет.

Практическая часть: «Мультпарад», «Под знаком Зодиака»

5


IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Готовимся к встрече с музыкой.

12

3

Музыкальные жанры.

7

4

Развиваем образное мышление и память.

6

5

Изучаем свойства музыкальных звуков.

7

Всего:

33

2 класс

№ п\п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Изучаем свойства музыкальных звуков

16

2

Развиваем внимание и воображение

12

3

Познавательные игры с музыкальными инструментами

6

Всего:

34

3 класс

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Вокальный букварь.

25

2

Музыкальная грамота.

9

Всего:

34

4 класс

№ п\п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Музыкальная грамота.

15

2

Музыкальные жанры.

14

3

Воспитательно-познавательные мероприятия.

5

Всего:

34

V. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общекультурного направления

кружка «ДоМиСолька»

1 класс

Дата

Тема раздела/ урока

Кол. час.

Примечание

план

факт

Вводное занятие

1

1

Игра «Давайте познакомимся»

1

«Готовимся к встрече с музыкой»

12

2

Представление о разговорной и музыкальной речи.

1

3

Знакомство со строением голосового аппарата.

1

4

Понятие «вокал» как искусство пения.

1

5

Фонетические упражнения для развития певческого голоса.

1

6

Тест: «Любишь ли ты музыку?»

1

7

Игра  «Озвучь голосом»

1

8

Игра «Что любят артисты?»

1

9

Игра «Что любят зрители?»

1

10

Игра «Как мы зрителями стали»

1

11

Игра «Звуки шумовые и музыкальные»

1

12

Игра «Что шумит, а что звучит»

1

13

Ребус «Музыка начинается с тишины»

1

«Музыкальные жанры»

7

14

Знакомство детей с музыкальными жанрами.

1

15

Песня (колыбельная)

1

16

Танец (полька, вальс)

1

17

Марш.

1

18

Сходство, различие между жанрами, их значение в жизни человека.

1

19

Музыкальная игра: «Угадай танец»

1

20

Музыкальная игра: «Определи жанр»

1

Развиваем образное мышление и память

6

21

Окружающие звуки.  

1

22

Различие  звуков.

1

23

Инструментальная и вокальная музыка.

1

24

Игра «Что в корзине»

1

25

Игра «Угадай настроение»

1

26

Игра «Подари песню».

1

Изучаем свойства музыкальных звуков

7

27

Элементы музыкальной речи - мелодия, ритм.

1

28

Музыкальные игры: «Карусель», «Узнай по голосу»

1

29

Музыкальные игры: «Научи матрёшек танцевать», «К нам приехал пароход»

1

30

Музыкальные игры: «Как звучит?», «Хитрая лиса», «Теремок»

1

31

Музыкальные игры: «Путешествие по звукоряду», «Бубенчики»

1

32

Музыкальные игры: «Путешествие по звукоряду», «Бубенчики»

1

33

Ребусы «От А до Я».

1

2 класс

Дата

Тема раздела/ урока

Кол. час.

Примечание

план

факт

Изучаем свойства музыкальных звуков

16

1

Элементы музыкальной речи. Динамика.

1

2

Элементы музыкальной речи. Темп.

1

3

Элементы музыкальной речи. Тембр.

1

4

Элементы музыкальной речи. Лад.

1

5

Элементы музыкальной речи. Регистр.

1

6

Элементы музыкальной речи. Интонация.

1

7

Элементы музыкальной речи.

1

8

Звукообразование.

1

9

Формирование гласных звуков.

1

10

Звуковедение. Фразировка.

1

11

Дикция. Преодоление дикционных трудностей.

1

12

Штрихи в пении.

1

13

Динамические оттенки в пении.

1

14

Разнообразные темпы пения.

1

15

Преодоление темповых трудностей.

1

16

Единое ансамблевое пение.

1

Развиваем внимание и воображение

12

17

Нотное письмо как способ записи музыки.

1

18

Нотное письмо как средство постижения музыкального произведения.

1

19

Нотно-линейная запись и основные  нотные обозначения.

1

20

Система записи музыкальных звуков.

1

21

Импровизация.

1

22

Песенки-попевки.

1

23

Знакомство с композитором-классиком П.Чайковским.

1

24

Музыкальный альбом «Времена года».

1

25

Сочинение простых песенок-попевок.

1

26

Импровизация.

1

27

Музыкальные игры: «Сочини песенку», «Музыкальное эхо», «Кто как поёт».

1

28

Музыкальные игры: «Сочини песенку», «Музыкальное эхо», «Кто как поёт».

1

Познавательные игры с музыкальными инструментами

6

29

История возникновения и создания музыкальных инструментов.  

1

30

Шумовые инструменты.

1

31

Техника изготовления шумовых инструментов.

1

32

Игры: «Мы ходили на концерт», «Кто больше назовёт».

1

33

Игры: «Кто больше назовёт», «Угадай-ка».

1

34

Игры: «Угадай-ка», «Шумит, поёт, играет».

1

3 класс

Дата

Тема раздела/ урока

Кол. час.

Примечание

план

факт

Вокальный букварь

25

1

Строение голосового аппарата.

1

2

Голос и слух.

1

3

Процесс голосообразования.

1

4

Понятие «резонаторы», «вокализ».

1

5

Дыхание. Виды дыхания.

1

6

Артикуляционный аппарат.

1

7

Дикция.

1

8

Постановка голоса.

1

9

Атака звука.

1

10

Звуковедение.

1

11

Закаливание организма.

1

12

Расстройства голоса.

1

13

Болезни горла.

1

14

Фонетические упражнения для развития голоса.

1

15

Распевание.

1

16

Вокальная позиция.

1

17

Звуковедение. Использование певческих навыков.

1

18

Знакомство с различной манерой пения.

1

19

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

20

Работа над сценическим образом.

1

21

Выявление индивидуальных красок голоса.

1

22

Музыкальная игра «Я вдыхаю аромат».

1

23

Музыкальная игра «Поиграем с зеркалом».

1

24

Музыкальная игра  «Веселушки».

1

25

Музыкальные игры «Весёлый поезд», «Угадай-ка»

1

Музыкальная грамота

9

26

Элементы музыкальной речи.

1

27

Средства музыкальной выразительности: динамика, регистр, лад, темп, интонация, ритм.

1

28

Нотное письмо как способ записи музыки.

1

29

Пение по нотам.

1

30

Музыкальная игра: «Найди пару»

1

31

Музыкальная игра: «Цветочная музыка»

1

32

Музыкальная игра:  «Тик-так»

1

33

Музыкальная игра: «Ритмические зарисовки»

1

34

Музыкальная игра: «Поиграем в звукоряд»

1

4 класс

Дата

Тема раздела/ урока

Кол. час.

Примечание

план

факт

Музыкальная грамота

15

1

Система записи музыкальных звуков.

1

2

Что входит в понятие нотной грамоты.

1

3

Нотная грамота - скрипичный ключ, ноты, нотоносец.

1

4

Нотная грамота - скрипичный ключ, ноты, нотоносец.

1

5

Нотная грамота - скрипичный ключ, ноты, нотоносец.

1

6

Основные нотные обозначения.

1

7

Звукоряд

1

8

Нотный стан

1

9

Длительность нот.

1

10

Длительность нот.

1

11

Музыкальное время. Такты.

1

12

Числовой размер.

1

13

Низкие и высокие ноты

1

14

Громкость музыкального звука.

1

15

Мажор и минор.

1

Музыкальные жанры

14

16

Жанры в музыке.

1

17

Музыкальный язык песни.

1

18

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства.

1

19

Общее и особенности в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строении.

1

20

Виды музыки. Вокальная музыка.

1

21

Виды музыки. Инструментальная музыка.

1

22

Композитор как создатель музыки.

1

23

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.

1

24

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

1

25

Знакомство с произведениями различных жанров.

1

26

Знакомство с манерой исполнения.

1

27

Сценическая культура.

1

28

«Эти разные марши»

1

29

«Танцы, танцы, танцы»

1

Воспитательно-познавательные мероприятия

5

30

Музыкальные стили и направления.

1

31

Музыка далёкого прошлого.

1

32

Концертный зал- симфония, концерт, опера, балет.

1

33

«Мультпарад»

1

34

«Под знаком Зодиака»

1

Список литературы

1.Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.

2.Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.

3.Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.

4.Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.

5.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005. – 244 с.

6.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.

7.Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. – 290 с.

8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 355 с.

9.Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

10. Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.

11.Сети интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...