«Основы проектной деятельности» программа факультативного курса
рабочая программа (3 класс)
Проектный метод можно использовать в любой школьной дисциплине. Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
Для ученика проект - это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация , а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск
«Основы проектной деятельности»
программа факультативного курса
для 3 класса
Составитель: Балакина Лилия Валерьевна учитель начальных классов |
п.Зеленоборск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проектный метод можно использовать в любой школьной дисциплине. Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
Для ученика проект - это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация , а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Факультативный курс по теме: «Основы проектной деятельности» рассчитан на учащихся 3 класса.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, где целью познавательных действий является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.
Формирует у школьников специальные знания и развивает умения и навыки необходимые в проектной работе:
умение видеть проблемы;
умение ставить вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение наблюдать;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Применяя проектную деятельность, можно добиться следующих целей:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Цели курса:
-образовательные:
- ввести понятие о методе проектов,
- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;
- овладение методикой исследования и проектирования при решении технических задач.
-развивающие:
-развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы);
-развитие критического мышления, умения творческой деятельности.
-воспитательная:
-воспитывать умение сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.
Задачи учителя:
1.Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
2.Помочь школьнику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
3. Способствовать реализации поставленных задач.
Объем курса: 34 часа.
Планируемые результаты:
1.Обучающиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике (метод проекта).
2. Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать свои знания;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- анализировать полученную информацию;
- самостоятельно выдвигать гипотезы, применять решения;
3.Защита проектной работы в конце учебного года.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе: | |
Практические работы | Творческие работы | |||
1. | Введение. Что такое проект? Типология проектов. | 1 | ||
2. | Организация проектной деятельности | 8 | 5 | |
3. | Работа с информацией по тематике проекта | 3 | 22 | |
4. | Планирование работы | 7 | 5 | |
5. | Написание проекта и подготовка к его защите | 14 | 14 | 11 |
6. | Итоговое повторение | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 27 | 11 | |
Содержание курса.
Введение (1час).
Ознакомление с целями, задачами и формой ведения курса. Содержание деятельности в процессе изучения курса. Обзор школьных, городских, областных, республиканских научно-практических конференций и конкурсов школьников. Роль научного познания в истории человечества. Что такое интеллект? Как его развивать? Правила техники безопасности.
Организация проектной деятельности (8 часа).
Этапы работы над проектом. Тематика проектов. Постановка проблемы и цели научного проекта. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Работа с информацией по тематике проекта (3 час).
Сбор, изучение и анализ информации по теме научного проекта.
Планирование работы (7 часа).
Пошаговое планирование работы над проектом. Составление пошагового плана реализации проекта.
Написание проекта и подготовка к его защите (14 часов).
Написание проекта. Правила оформления работы (паспорт проекта, проектная папка). Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Подготовка презентационных материалов (презентация, модель, макет и т.п.). Стратегия проведения презентации. Подготовка к публичному выступлению. Правила успешного выступления. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов. Критерии оценки проекта.
Итоговое повторение (1 час).
Защита проектов. Подведение итогов работы. Анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось (Сопоставить цель и результаты). Рефлексия.
Всего: 34 часа.
Методологическое обеспечение программы
Мультимедийный проектор
Компьютер
интерактивная доска.
Список литературы
- Воронина О.В. Информационные и коммуникационные технологии как фактор формирования условий для научных исследований учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2003.- С. 12-15.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
- Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.
- Полат Е.С "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М.: Академия, 2000.
- Полат Е.С .Современные образовательные технологии. – М.: Академия, 1998.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Федорова Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство Ом ГПУ, 2003.- С. 18-21.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата | корректировка |
1. | Введение. Что такое проект? Типология проектов. | 1 | ||
2. | Этапы организации проектной деятельности. | 1 | ||
3. | Выбор темы. Требования к теме проекта. | 1 | ||
4. | Определение и анализ проблемы; Постановка цели проекта. | 1 | ||
5. | Сбор и изучение информации. | 1 | ||
6. | Составление плана реализации проекта. Анализ ресурсов. | 1 | ||
7. | Написание проекта. Правила оформления работы. | 1 | ||
8. | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. | 1 | ||
9. | Подготовка презентационных материалов. | 1 | ||
10. | Подготовка к публичному выступлению. | 1 | ||
11. | Критерии оценки проекта. | 1 | ||
12-14 | Краткосрочный проект по теме: «Мое генеалогическое древо». | 3 | ||
15-16 | Защита проектов. | 2 | ||
17-18 | Анализ, самооценка деятельности. | 2 | ||
19-23 | Среднесрочные проекты учащихся. | 5 | ||
24 | Защита проекта. | 1 | ||
25-26 | Анализ, самооценка деятельности. | 2 | ||
27-31 | Долгосрочные проекты учащихся. | 5 | ||
32-33 | Защита проекта. | 2 | ||
34 | Итоговое занятие. Рефлексия. Чему мы научились? | 1 | ||
Итого | 34 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...

Рабочая учебная программа факультативного курса " Основы культуры мышления"
Главное в программе - ориентация на познавательную и творческо-поисковую деятельность учащихся 2-4 классов...
Программа факультативного курса в начальной школе "ОСНОВЫ ЛОГИКИ"
Программа "Основы логики" разработана на весь курс начальной школы. Занятия можно проводить на группе продлённого дня....

программа факультативного курса в начальной школе: Основы народных промыслов
Дети всегда творческие личности, в данной программе предусмотренно то, что каждый отдельный ребёнок может дать волю своей фантазии и воображению. Ребёнок учится не только работать с различными материа...

"Проектная деятельность". Программа кружка
Программа кружка "Проектная деятельность" составлена на основе программы Поглазовой О.Т. по окружающему миру для 4 класса....

Внеурочная деятельность. Программа по надпредметному курсу "Мир деятельности " 1 класс.
Программа по надпредметному курсу «Мир деятельности» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Курс рекоме...
проектная деятельность, программа
Програма. Проектная деятельность....
