«Основы проектной деятельности» программа факультативного курса
рабочая программа (3 класс)

Балакина Лилия Валерьевна

 

Проектный метод можно использовать в любой школьной дисциплине. Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.   Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

Для ученика проект - это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация , а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_proektnoy_deyatelnosti.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск

«Основы проектной деятельности»

  программа факультативного курса

для 3 класса

Составитель: Балакина Лилия Валерьевна

учитель начальных классов

п.Зеленоборск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проектный метод можно использовать в любой школьной дисциплине. Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.   Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

Для ученика проект - это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация , а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Факультативный курс по теме: «Основы проектной деятельности» рассчитан на  учащихся 3 класса.

Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, где целью познавательных действий является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.  

Формирует  у школьников специальные знания и развивает умения и навыки необходимые в проектной работе:

 умение видеть проблемы;

 умение ставить вопросы;

 умение выдвигать гипотезы;

 умение давать определение понятиям;

 умение классифицировать;

 умение наблюдать;

 умения и навыки проведения экспериментов;

 умение делать выводы и умозаключения;

 умение структурировать материал;

 умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Применяя  проектную деятельность, можно добиться следующих целей:

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления.

Цели курса:

-образовательные:

- ввести понятие о методе проектов,  

- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;

- овладение методикой исследования и проектирования при решении технических задач.

-развивающие:

-развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы);

-развитие критического мышления, умения творческой деятельности.

-воспитательная:

-воспитывать умение  сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.

Задачи учителя:

1.Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.

2.Помочь школьнику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

3. Способствовать реализации поставленных задач.

Объем курса: 34 часа.

Планируемые  результаты:

1.Обучающиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике (метод проекта).

2. Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно конструировать свои знания;

- ориентироваться в информационном пространстве;

- анализировать полученную информацию;

- самостоятельно выдвигать гипотезы, применять решения;

3.Защита проектной работы в конце учебного года.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе:

Практические

работы

Творческие работы

1.

Введение.

Что такое проект? Типология проектов.

1

2.

Организация проектной деятельности

8

5

3.

Работа с информацией по тематике проекта

3

22

4.

Планирование работы

7

5

5.

Написание проекта и подготовка к его защите

14

14

11

6.

Итоговое повторение

1

1

Итого

34

27

11

Содержание курса.

Введение (1час).

Ознакомление с целями, задачами и формой ведения курса. Содержание деятельности в процессе изучения курса. Обзор школьных, городских, областных, республиканских  научно-практических конференций и конкурсов школьников. Роль научного познания в истории человечества. Что такое интеллект? Как его развивать? Правила техники безопасности.
Организация проектной деятельности (8 часа).

   Этапы работы над проектом. Тематика проектов. Постановка проблемы и цели научного проекта. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

Работа с информацией по тематике проекта (3 час).

  Сбор, изучение и анализ информации по теме научного проекта.

Планирование работы (7 часа).

Пошаговое планирование работы над проектом. Составление пошагового плана реализации проекта.

Написание проекта и подготовка к его защите (14 часов).

  Написание проекта. Правила оформления работы (паспорт проекта, проектная папка). Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Подготовка презентационных материалов (презентация, модель, макет и т.п.). Стратегия проведения презентации. Подготовка к публичному выступлению. Правила успешного выступления. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов. Критерии оценки проекта.

Итоговое повторение (1 час).  

 Защита проектов. Подведение итогов работы. Анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось (Сопоставить цель и результаты). Рефлексия.

Всего: 34 часа.

Методологическое обеспечение программы 

Мультимедийный проектор

Компьютер

интерактивная доска.

Список литературы

  1. Воронина О.В. Информационные и коммуникационные технологии как фактор формирования условий для научных исследований учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2003.- С. 12-15.
  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
  3. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.
  4. Полат Е.С "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М.: Академия, 2000.
  5. Полат Е.С .Современные образовательные технологии. – М.: Академия, 1998.
  6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  7. Федорова Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство Ом ГПУ, 2003.- С. 18-21.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

дата

корректировка

1.

Введение.

Что такое проект? Типология проектов.

1

2.

Этапы организации проектной деятельности.

1

3.

Выбор темы. Требования к теме проекта.

1

4.

Определение и анализ проблемы; Постановка цели проекта.

1

5.

Сбор и изучение информации.

1

6.

Составление плана реализации проекта.  Анализ ресурсов.

1

7.

Написание проекта. Правила оформления работы.

1

8.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

1

9.

Подготовка презентационных материалов.

1

10.

Подготовка к публичному выступлению.

1

11.

Критерии оценки проекта.

1

12-14

Краткосрочный проект по теме: «Мое генеалогическое древо».

3

15-16

Защита проектов.

2

17-18

Анализ, самооценка деятельности.

2

19-23

Среднесрочные проекты учащихся.

5

24

Защита проекта.

1

25-26

Анализ, самооценка деятельности.

2

27-31

Долгосрочные проекты учащихся.

5

32-33

Защита проекта.

2

34

Итоговое занятие. Рефлексия. Чему мы научились?

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».

В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...

Рабочая учебная программа факультативного курса " Основы культуры мышления"

Главное в программе - ориентация на познавательную и творческо-поисковую деятельность учащихся 2-4 классов...

Программа факультативного курса в начальной школе "ОСНОВЫ ЛОГИКИ"

Программа "Основы логики" разработана на весь курс начальной школы. Занятия можно проводить на группе продлённого дня....

программа факультативного курса в начальной школе: Основы народных промыслов

Дети всегда творческие личности, в данной программе предусмотренно то, что каждый отдельный ребёнок может дать волю своей фантазии и воображению. Ребёнок учится не только работать с различными материа...

"Проектная деятельность". Программа кружка

Программа кружка "Проектная деятельность" составлена на основе программы Поглазовой О.Т. по окружающему миру для 4 класса....

Внеурочная деятельность. Программа по надпредметному курсу "Мир деятельности " 1 класс.

Программа  по надпредметному курсу «Мир деятельности»  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Курс рекоме...

проектная деятельность, программа

Програма. Проектная деятельность....