Музейная педагогика в начальной школе
статья

Шувалова Анна Сергеевна

Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах, являющихся действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzeynaya_pedagogika.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в начальной школе.

Искусство является уникальным инструментом образования, поскольку совершенствует человека, расширяя его представления о собственных возможностях, формирует картину окружающего мира.

Однако сегодня использование в педагогическом процессе интенсивного визуального потока, в который погружен ребенок, нуждается в обогащении навыками визуальной культуры. Так как именно на пересечении визуальной культуры и традиционных форм художественного образования у учащихся формируется представление о современном культурном пространстве, в котором совмещаются моральный, социальный, политический и культурный опыт.

Предоставление ученикам возможности участвовать в критическом обсуждении визуальных объектов и произведений искусства иногда более ценно, чем запоминание новых фактов.

Успех обучения невозможно отделить от жизни в реальном мире, а значит, учитель должен связывать обучение с опытом конструирования такого образовательного пространства, в котором ценятся и приветствуются различные идеи и мнения. Осмысленное изучение искусства позволяет учащимся формировать навыки креативности и толерантности, то есть способности к созданию собственных принципиально новых идей и уважительного отношения к чужому образу мысли. Причем этот процесс должен проходить в постоянном «столкновении» с визуальной культурой, с помощью которой люди определяют, в том числе, и свои эстетические предпочтения.

Особую роль в художественном образовании играет музей, являющийся средой, в которой внешний, отраженный в памятниках искусства мир явлений и событий, и внутренний, личностный мир человека неразрывно и, вместе с тем, органично сопрягаются. Всей своей природой музей ориентирован на совершенствование социокультурной реальности. Выступая естественным сподвижником школы, он с наибольшей эффективностью формирует художественное восприятие ребенка, в котором сочетаются ценности культурно-исторического наследия и современный художественный опыт.

Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах, являющихся действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка, начиная с детского сада. Соответственно, методика приобщения детей к изобразительному искусству, особенно в начальной школе, должна быть направлена на формирование умения видеть – наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного.

На начальном этапе необходимо формирование навыков визуальной грамотности с последующим формированием навыков музейной культуры и восприятия подлинных произведений искусства. Следующим этапом выступает развитие способности у детей к пониманию видовой и жанровой специфики изобразительного искусства, на основе сформированных ранее навыков, подготавливая детей к завершающему этапу – формированию понимания художественного процесса и специфики художественного образа. Он вводит учащихся в многогранное пространство содержания произведения искусства, что способствует углубленному постижению его выразительных средств и развивает образно-ассоциативное мышление.

Основной целью комплексных программ музейной педагогики является создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования в деле воспитания эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями личности.

При грамотном использовании музейная педагогика интегративна, и дает возможность успешно сочетать её с дисциплинами «Изобразительное искусство», «Технология», «Окружающий мир», а также уроками русского языка, чтения и математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.

В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...

" Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе"

Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования. Может применяться в помощь учителям начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материал сопровождается презентацией....

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе"

Мыследеятельностная педагогика  является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяю...

Музейная программа для начальной школы

Музейная программа для начальной школы...

Формы и методы музейной педагогики в начальной школе

В статье раскрываются формы и методы   сочетающих в себе музейную педагогику и образовательный процесс, для реализации единой системы «урок - внеурочная деятельность»Ключевые сло...

Методы театральной педагогики в начальной школе.

В статье описываются методы и формы использования театральной педагогики с учащимися начальных классов....

статья на тему Музейная педагогика в начальной школе в соответствии с ФГОС .

Музейная педагогика – это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей.Основными задачами такой работы являются:Развитие познавательно...