Музейная программа для начальной школы
рабочая программа (1 класс) на тему

Музейная программа для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_programma.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация общеобразовательная                                                      Международная школа Герценовского университета

АНО ОМШГУ

Рассмотрено

 

Утверждаю

на заседании методического объединения учителей эстетического воспитания и физического развития

Протокол  №1

от «_29_»  августа  2017 года

Председатель методического объединения: Терешкина Ю.В.

 

Директор НО НЧОУ СПОО «Международная школа Герценовского университета»

Центрального района СПб:

Лаптева Л.Б.

Приказ №7

от «29»  августа 2017года

Музейная  программа

Для учащихся 1 – 4 классов

Автор-составитель    Кабисова Вера Ивановна

Срок реализации программы 2017-2018 учебный год

Количество часов: 18(в год)

Планирование составлено на основе  

-образовательной программы школы

- плана воспитательной работы

Подпись                                                                             Кабисова В.И..

                     

Санкт-Петербург

                                                             2017год 


Пояснительная записка.

Экскурсия – форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсии конкретизируют программный материал, расширяют кругозор и углубляют знания учащихся. Экскурсия в начальной школе – это внеурочная и внеклассная деятельность, которая дополняет курсы литературного чтения, окружающего мира. Предназначение экскурсии не только в том, чтобы закрепить знания школьников, полученные на уроке, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, развивать то доброе, что есть в каждом ребёнке, помочь ему стать лучше, стать петербуржцем, знающим и любящим свой город , его традиции; заинтересовать историей.

Тематика экскурсий такова, что открывает богатейшие возможности для формирования у школьников высоких понятий и чувств. Этому способствует знакомство с историей Санкт-Петербурга, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, предания, праздники петербуржцев.

На экскурсиях пополняются и совершенствуются знания по предмету «окружающий мир»: формируется целостная картина окружающего мира; происходит ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы , человека и общества; происходит освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и общественных дисциплин.

Музейная программа ОМШГУ составлена с учётом Закона РФ «Об образовании»( п.16. ст.50 «Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом»), Письма Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», образовательных программ в школе и планом воспитательной работы, что позволяет гармонично включать школьные экскурсии в учебный процесс и внеурочную деятельность.

Цели экскурсий:

- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся

-осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков

- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала

-расширение кругозора

- воспитание патриотизма

- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений

- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений жизненных фактов, обогащению чувственного опыта; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к Родине.

Санкт-Петербург обладает огромным культурным потенциалом. Наряду с великолепными памятниками архитектуры, в городе есть большое количество музеев. Основная цель музейной программы ОМШГУ – раскрытие всей богатой палитры музеев города, их типов :

- исторические (этнографические, историко-революционные, военно-исторические, историко-экономические)

- художественные (картины, скульптуры, прикладное искусство, художественные ремёсла, театральные, музыкальные)

- естественно-научные (биологические, зоологические, ботанические, геологические, минералогические, экологические)

- технические (связи, автотранспорта, судостроения, авиации, железнодорожного транспорта, горного дела)

- литературные

При составлении экскурсионной программы ОМШГУ учитываются темы, связанные с историей родного города, патриотическим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Тема подвига народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. всегда является центральной темой воспитательной работы. Дети должны знать и помнить героев своей Родины, сохранивших жизнь их поколению, тем более что война коснулась почти каждой семьи. Это не только героическое прошлое нашего народа, но и история их дедов и прадедов. Знать свои корни, хранить память о своих предках – одно из основных условий формирования нравственно цельной личности. Несомненно, что первые сведения о героическом прошлом страны и её народа ребёнок получает в семье, в школе. Но в этой связи велико значение и военно-исторических музеев.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания. Экскурсии в художественные музеи, выставочные залы учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях. Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активирует эстетическое сознание. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Знакомясь с художественными произведениями в музее, ребёнок непосредственно воспринимает картину, что неоценимо для нравственно-эстетического воспитания. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации.

Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику на усиление связи обучения с жизнью. Поэтому экскурсии входят в систему уроков по ряду тем и разделов предмета окружающий мир. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предыдущих уроках материалом. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение, так как с их помощью учащиеся знакомятся с разнообразными явлениями, обогащаются конкретными представлениями. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.

Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, окружающему миру, литературе и другим школьным дисциплинам. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем – организационная форма

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

1 класс

Сентябрь

Летний сад

обзорная

Октябрь

Детский исторический музей

«Где учился Филиппок?»

(интерактивное занятие)

Ноябрь

Аничков дворец

«Как рождается сказка?»  (Маршак, Чуковский)

Декабрь

ЦГДБ им. А.С.Пушкина

ознакомление с библиотекой

Январь

Эрмитаж

«Первые шаги в искусство»

Февраль

Музей кукол

Литературная экскурсия (по страницам сказок)

Март

Аничков дворец

Праздник Букваря или «Аз, буки и разные науки»

Апрель

Зоологический музей

«Весна в лесу»

Май

Океанариум

обзорная

2 класс

Сентябрь

Летний сад

обзорная

Октябрь

Детский исторический музей

«Чем писали в старину?»

Ноябрь

Аничков дворец

«Как рождается сказка?» (Маршак, Чуковский)

Декабрь

Петровская Акватория

обзорная

Январь

Музей хлеба

«С мечтой о хлебе» (блокада Ленинграда)

Февраль

Гранд макет Россия

обзорная

Март

Этнографический музей

«Едет Маслена по льду, везёт блины на меду» (музыкально-игровое занятие)

Апрель

Музей Воды

мульти-медийный корпус

Май

Сказкин Дом

«Путешествие в сказочный мир Андерсена»

3 класс А

Сентябрь

музей почвоведения

«Подземный мир»

Октябрь

Ботанический сад

обзорная

Ноябрь

Эрмитаж

Парадные залы Зимнего Дворца

Декабрь

Музей Воды

мульти-медийный корпус

Январь

Музей хлеба

«С мечтой о хлебе» (блокада Ленинграда)

Февраль

Русский музей

Жанры живописи

Март

Музей железнодорожного транспорта

обзорная

Апрель

Музей космонавтики

обзорная

Май

Летний сад

Летний дворец Петра

3 класс Б

Сентябрь

Музей связи

«Телеграф» (интерактивное занятие)

Октябрь

Кунсткамера

«Музей, который придумал Пётр»

Ноябрь

Эрмитаж

Парадные залы Зимнего Дворца

Декабрь

Музей Суворова

«Помоги служивому» (игровое занятие)

Январь

Музей Блокады

обзорная

Февраль

Военно-морской музей

обзорная

Март

Гранд макет Россия

обзорная

Апрель

Транс-Форс

«Земля – планета Солнечной системы»

Май

Лабиринт Ум

«Мир растений» (лаборатория научных экспериментов)

4 класс

Сентябрь

Музей связи

«Телеграф» (интерактивное занятие)

Октябрь

Русский музей

интерьеры дворца

Ноябрь

ЛабиринтУм

«Тайны электричества» (познавательные  эксперименты)

Декабрь

Эрмитаж

«Встреча с героями» ( мифические персонажи и исторические личности)

Январь

Транс-Форс

«Живая история. Блокада Ленинграда» (интерактивное занятие)

Февраль

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск

«Стражи земли русской»

Март

Зоологический музей

«Животные Ленинградской области»

Апрель

Планетарий

«Где живут звёзды?»

Май

Музей Метро

обзорная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Формы и методы музейной педагогики в начальной школе

В статье раскрываются формы и методы   сочетающих в себе музейную педагогику и образовательный процесс, для реализации единой системы «урок - внеурочная деятельность»Ключевые сло...

Музейная педагогика в начальной школе

Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах, являющихся действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка....

статья на тему Музейная педагогика в начальной школе в соответствии с ФГОС .

Музейная педагогика – это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей.Основными задачами такой работы являются:Развитие познавательно...