Разработки уроков и технологические карты
план-конспект урока

Купреева Валентина Николаевна

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно примеряю в своей работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Купреева В.Н.

учитель начальных классов

Крапивенский филиал

 МБОУ «Павловская основная школа»

Проект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Беспалов В.И. Совушка».

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цели: ознакомить с краткой биографией В.И. Беспалова и его творчеством на примере произведения «Совушка»,  содействовать полноценному восприятию рассказа обучающимися, продолжать работу по формированию навыка правильного, сознательного, беглого чтения целыми словами; развивать умение отличать авторскую сказку от народной, находить ответы на вопросы в тексте; определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение строить своё высказывание, развивать умение работать в паре;  уважительно относиться к мнению других людей, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать нравственные качества личности.


Ход урока:

  1. Оргмомент. Прозвенел уже звонок,

Сядем ровно мы за парты,

Чтоб начать сейчас урок.

  1. Подготовка к первичному восприятию.

-6 июня 1916 года  на берегах Волги родился мальчик Валентин Беспалов, который очень любил природу и был очень наблюдательным. Когда мальчик вырос, он стал автором многих книг и сказок для детей, писал он рассказы о своём родном крае. В годы Великой Отечественной войны В. Беспалов защищал нашу Родину. Послушайте названия некоторых его произведений: «Живой цветок», «Три ключика», «Ежишка», «Не может быть». Как вы думаете, по настроению и по содержанию, какие это могут быть произведения? ( Добрые, о природе, учат наблюдать).

-А сам автор, как вы думаете, какими чертами характера мог обладать? (Был добрым и любил природу).

- Отгадайте загадку: Клюв крючком, глаза большие,

Кругом ходит голова,

Сокращает род мышиный

Тихо серая … (сова).

- Чем полезна для нас сова? (Ловит мышей).

- Что случится, если исчезнут совы? (Разведётся много мышей, которые нанесут большой вред природе).

  1. Целеполагание. -Как вы думаете, кому будет посвящено произведение, которое мы будем сегодня читать? (Сове).

А как можно ласково назвать сову? (Совушка)

- Совершенно верно, так и называется наше произведение «Совушка».

IV. Первичное восприятие (читает учитель). – Послушайте произведение В. Беспалова «Совушка» и ответьте на вопрос, каков жанр у этого произведения.

  1. Проверка качества первичного восприятия.
  2. – К какому жанру относится прослушанное вами произведение? (Сказка, потому что разговаривают животные, есть превращения).

- Какая это сказка,  авторская или народная? (Авторская)

-Почему вы так решили? (Потому, что у этой сказки есть автор)

- Какие чувства вы испытали, когда слушали эту сказку?

- Кому сопереживали больше всего?

- Назовите героев этой сказки. (Федотка, совушка, мать и отец)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Утром бабочка проснулась.

Потянулась,

Улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

  1. Вторичное восприятие I и II части.

а) Прочитать по цепочке первую часть.

б) Работа в парах. Работа по поиску незнакомых слов по инструкции:

1) Подумай, все ли слова в этой части тебе понятны?

2) Отметь галочкой непонятные слова.

3) Узнай у соседа по парте, знает ли он значение непонятных тебе слов.

4) Спроси у соседа по парте, какие слова ему непонятны.

5) Подумай. Сможешь ли ты объяснить товарищу смысл непонятных ему слов.

6) Подумай, каким способом удобнее узнать значение непонятных слов?

7) Отметьте с соседом по парте знаком + один удобный для вас способ:

  • спросим у товарищей
  • посмотрим в словаре
  • прочитаем в Интернете
  • позвоним маме
  • спросим у учителя

8) Узнайте значение непонятных вам слов

9) Договоритесь с соседом по парте, кто из вас расскажет в классе о значении непонятных слов. Кто из вас расскажет в классе о том, как вы выяснили значение непонятных слов?

10) Расскажите в классе о результате вашей работы.

11) Оцени своё выступление с помощью таблицы. Отметь знаком + те предложения в таблице, с которым ты согласен.

1 часть

2 часть

Я хорошо продумал, о чём буду говорить.

Я не подумал, о чём буду говорить.

Я чётко произносил слова.

Я говорил очень тихо .

Я говорил очень громко.

Меня слушали с интересом.

Во время моего выступления одноклассники отвлекались

Вывод: Я считаю, что моё выступление_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: Я считаю, что моё выступление_____________________________________________

 (Возможно дети могут выбрать следующие слова и выражения: дрянная, ишь, прочь, подосадовал, запустил камень)

в) Беседа по вопросам к первой части.

- Как звали главного героя ? (Фетодка).

- Зачем Фетодка взял рогатку? (Хотел в кого-нибудь камнем запустить)

- Правильно ли он поступил? (Нет)

- Кого Фетодка встретил в лесу? (Сову).

- Как назвал Федотка совушку?

- Что, сказала Федотке сова в ответ на его дейтвия? ( Погоди, подумай.)

 - Как бы вы озаглавили первую часть?

г) Чтение по цепочке второй части . Работа по поиску незнакомых слов по инструкции. (Возможно дети могут выбрать следующие слова и выражения: (Суслики, запропастилась, бедовая, погреб, припасы, сон на ум не идёт)

д) Беседа по вопросам ко второй части.

- Какие беды случились в семье Федотки осенью? (Суслики съели зерно, зайцы капусту, мыши другие припасы).

- Из-за чего это случилось? (Сова улетела).

- О чем вспомнил Федотка? (Как сова ему сказала: «Погоди, подумай»)

- Как теперь Фетодка назвал сову? (Умная головушка).

- Как бы вы озаглавили вторую часть?

VII. Итог урока.  Рефлексия. – С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Понравилось ли вам это произведение?

- Было ли вам интересно работать на уроке?

- Считаете ли вы свою работу на уроке для себя полезной?

- Спасибо за работу на уроке.

  1. Домашнее задание. Прочитать III и IV части.

Использованные интернет- ресурсы:

  1. ru. wikipedia.org/wiki/Беспалов Валентин Иванович.
  2. numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei

Использованная литература:

  1. Литературное чтение: 2 класс: учебник для 1чащихся общеобразовательных учреждений./ авт.- сост. Л.А. Ефросинина- М.: Вентана-Граф, 2012
  2. Физкульминутки/ Авт.-сост. С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва. – Волгорад: Учитель, 2005.
  3. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/С.Г. Батырева.- М. Просвещение, 2013



Предварительный просмотр:

Купреева В.Н.

учитель начальных классов высшей категории

Крапивенский филиал

 МБОУ «Павловская основная школа»

Урок окружающего мира во 2 классе

по теме

«Животные леса».

( УМК «Начальная школа XXI века», Окружающий мир: 2 класс/ Н.Ф.Виноградова )

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: актуализация и дополнение  знаний обучающихся о животных леса, создание  целостного   представления о разнообразии и  взаимосвязи в животном мире;  развитие  познавательного  интереса, формирование умений анализировать информацию, классифицировать животных, делать выводы, обобщать знания, выделять главное, анализировать и синтезировать материал, составлять таблицы; воспитание бережного отношения к природе, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, аргументировать свои суждения, выражать положительное отношение к процессу познания. 

Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Ужасно интересно

Все то, что не известно!

Мы тайны разгадаем.

И мир большой познаем!

II. Проверка домашнего задания

Учитель

Сегодня на уроке окружающего мира я предлагаю вам снова отправиться в лес. А какие леса бывают?

 Ученики

Хвойные леса. Там растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты, кедры и др.

Лиственные леса. Там растут лиственные деревья: берёзы, осины и др.

Смешанные леса. Там растут и хвойные и лиственные деревья.

Учитель

Почему лес называют многоэтажным зелёным домом?

Ученики

Растения живут в несколько этажей - ярусов.

Учитель

Что вы можете сказать о верхнем ярусе?

Ученики

Верхний ярус образуют деревья. У дерева один главный стебель - ствол. Он толстый и жёсткий.

Учитель

Расскажите о среднем ярусе.

Ученики

Средний ярус принадлежит кустарникам. У них несколько тонких, легко гнущихся стволиков.

Учитель

Что находится на нижнем ярусе?

Ученики

На нижнем ярусе живут травы и грибы, которые имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся.

III. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию  опорных знаний.

Учитель

Но кроме царства растений и царства грибов, какое царство мы еще можем встретить в лесу?

Ученики

Царство животных.

Учитель

Назовите, каких животных леса вы знаете? Приведите примеры зверей, птиц, насекомых. (Записывает на доске.)

Вспомните, пожалуйста, что объединяет всех животных?

( Питаются, дышат, передвигаются, растут, изменяются, размножаются)

А теперь повторите  еще раз группы животных, на которые мы можем их разделить  (звери, птицы, насекомые).

IV. Целеполагание.

Учитель

Загадка: зимой беленький, летом серенький. Кто это? (заяц)

Как вы думаете, к какой из этих групп относится заяц? (звери)

По каким признакам вы отнесли его к группе зверей? (тело покрыто шерстью, есть лапы и хвост, кормят детенышей молоком - млекопитающие)

Как вы думаете, о каких животных леса мы будем говорить на уроке? (о зверях)

Это тема нашего урока: животные леса. Сегодня мы узнаем о зверях леса. Что бы вы хотели про них узнать? (Выслушиваются все мнения и предположения)

V.  Изучение нового материала.

V. 1. Работа в учебнике.

Учитель.

Открываем учебник на стр. 62-63. Рассмотрим фотографии и прочитаем подписи.

Какое животное лишнее? Почему? (сова неясыть - птица)

По тому, как звери питаются, на какие группы  условно можно разделить оставшихся?

( Травоядные, зерноядные, хищники, всеядные)

Учитель

Какими качества должны обладать хищники?

Ученики

Быстро бегать, прыгать.

Учитель

На какие группы можно разделить зверей по способу их передвижения?  

(бегают, лазают, прыгают, ходят)

V.2. Чтение текстов на стр.64-65 хорошо читающими детьми.  

V.3. Работа с таблицей в парах.

На партах лежат таблицы. Опираясь на текст учебника,  дети самостоятельно заполняют колонки таблицы, сравнивая зверей.

 

Внешний вид

Как передвигается?

Где живет?

Чем питается?

Белка

Бурундук

Взаимопроверка: дети обмениваются карточками, корректируют, уточняют,   карандашами выставляют отметки друг другу и возвращают карточки.

Учитель выставляет эталон для проверки. Ученики проверяют, обсуждают, что не заметили или пропустили, исправляют.

 Физкультминутка.

Только в лес мы все зашли, 

Появились комары. 

Руки вверх – хлопок,

 Руки вниз – хлопок. 

Дальше по лесу шагаем, 

И медведя мы встречаем. 

Руки за голову кладём,  

И вразвалочку идём. 

Дальше по лесу идём, 

Перед нами водоём. 

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем веселее: 

Раз, два, раз, два – Позади уже вода.

 V.4. Работа в учебнике.

Учитель

Где живет белка? (в дупле на дереве)

Где живет бурундук? (в норе на земле)

Где еще по вашему мнению могут жить лесные звери? (Выслушиваются все мнения и предположения, вывод - под землей)

Давайте прочитаем текст про подземного жителя на стр. 66.

Что нового вы узнали? (хищник)

Почему кроты являются зверями?

Какие органы чувств хорошо развиты у крота?

VI. Подведение итогов урока.

Учитель

О каких жителях леса мы сегодня говорили на уроке?

Достигли ли мы цели урока?

Что нового для себя вы открыли?

VII.Домашнее задание.

Учитель

Подготовить рассказ о любом другом лесном звере по плану:

1. Внешний вид.

2. Как передвигается?

3. Где живет?

4. Чем питается?

VIII.Рефлекия.

Учитель

Выберите, пожалуйста, смайлик нужного цвета.

Если у вас на уроке всё получилось, вы давали чёткие, ясные, полные ответы - зелёный смайлик;

Если вы затруднялись, не всегда знали ответ на вопрос - красный смайлик;

Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно - синий.

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

 

Купреева В.Н.

учитель начальных классов

Крапивенский филиал

 МБОУ «Павловская основная школа»

Урок русского языка в 3 классе

по теме

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».

( УМК «Начальная школа XXI века», Русский  язык: 3 класс/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: актуализировать знания об имени существительном и его изученных грамматических категориях, обобщить знания о функциях мягкого знака, ввести понятие мягкого знака как о показателе категории рода имени существительного, составить алгоритм проверки или определении ь после шипящих; развитие умения находить и применять орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»; развитие умения наблюдать за языковым материалом, умение анализировать, делать выводы, умение строить высказывания; развивать умение аргументировать свою точку зрения; воспитание уважительного отношения к родному языку, к собеседнику.


Ход урока.

I Оргмомент. Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Посмотрели вот сюда (учитель указывает на парты учеников).

У вас на партах красота?

Всё на месте? (Дети отвечают: «Да»)

Дружно сели,

 на меня все посмотрели.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

II Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию  опорных знаний.

Ребята, отгадайте загадку: Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Записываем слово «ёж» в левый столбик. (Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях).

Отгадайте ещё одну загадку: Он злак, он в поле колосится,

Он не ячмень и не пшеница,

Из злака хлеб ржаной хорош,

Когда созреет в поле … (рожь).

В. Марахин

Записываем слово «рожь» в правый столбик.

С точки зрения русского языка, чем похожи эти слова? (Это существительные ед.ч., на конце звук [ш]).

Давайте распределим данные слова (на экране слайд со словами: ночь, лещ, сторож, помощь, дрожь, силач, мышь, малыш) по столбикам.  (Дети комментируют свои действия, объясняют в какой столбик записать то или иное слово, один из учеников записывает слова на доске, остальные -  в тетрадях).

Что объединяет существительные левого и правого столбика?  (На конце шипящие, ед.ч.).

Чем отличаются существительные левого и правого столбика?  ( В левом столбике у сущ. нет ь, а в правом есть, в левом столбике м.р, в правом ж.р.).

III. Целеполагание. Знаем ли мы какую функцию здесь выполняет ь? Обозначает  ли ь в этих словах мягкость согласных? (Нет). Является ли разделительным? (Нет).Как вы думаете, чему мы будем с вами сегодня учится? (Правописанию мягкого знака после шипящих на конце имён существительных).

IV.  Изучение нового материала. Давайте попробуем сформулировать правило. Итак, какой частью речи являются эти слова? (Сущ.)

Какое число у этих им. существительных?  (Ед.ч)

На конце у этих существительных какие звуки? (Щипящие).

В левом столбике какого рода им. сущ-е ? (м.р.) В правом? (ж.р.)

Обсудите в парах всё о чём, мы только что сказали и сформулируйте правило написания  мягкого знака после шипящих. (Дети обсуждают в парах , учитель выслушивает версии детей)

А теперь откройте учебники, проверьте и уточните верность нашей формулировки правила. (На конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак).

Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер всё тише, тише.

Деревца всё выше, выше.

V.  Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Давайте закрепим изученное правило. Что нам поможет правильно применить правило? (Алгоритм).

Запишем слово «помощь». Как мы будем действовать сначала?

1. Определим оканчивается ли слово на шипящий. Оканчивается

 2. Определим часть речи. Существительное.

3. Определим род. В слове «помощь»  ж.р. Значит пишем на конце ь .

А если слово не будет являться существительным? (Нужно посмотреть в словаре или спросить у учителя и узнать, как пишется слово ) .

Следующее упражнение мы выполним в парах.

Прочитайте слова, поставьте их в единственное число, определите род, запишите их.

Скрипачи, обручи, моржи, мыши, печи, ключи, ночи, вещи

Дети записывают в тетрадь слова, выполняя задание:

Скрипач, морж, печь, ночь, обруч, мышь, ключ, вещь.

Взаимопроверка

В конце работы учитель предлагает эталон правильно выполненного задания.

Физкультминутка. Упражнения для глаз.

Для самостоятельной работы учитель предлагает выполнить упражнение 3 из учебника.

Запиши слова, изменяя их по образцу.

Образец. Ключи – ключ.

ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи

Для самопроверки дети используют эталон правильно выполненного задания.

VI. Подведение итогов урока.

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

Достигли ли мы цели урока?

VII. Рефлексия. Что было трудным (интересным, легким)?

- Воспользуемся фишками, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую фишку:

Если вы считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило -  возьмите жёлтую.

Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило –  зелёную.

Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – красную.

VIII. Домашнее задание.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. Загадка «Ёж». (ped-kopilka.ru) vneklasnaja-rabota
  2. Загадка «Рожь» В. Марахин www.stihi.ru/2011/12/10/9353


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Задача. Урок математики в 1 классе. Конспект урока и технологическая карта. Самоанализ. УМК "Школа России"

Задача. Урок математики в 1 классе. Программа М.И. Моро. Конспект урока, технологическая карта, самоанализ....

Методическая разработка на тему: "Технологическая карта урока".

Методическая разработка на тему: "Технологическая карта урока"....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Методическая разработка на тему: "Технологическая карта урока по русскому языку"

Методическая разработка на тему: "Технологическая карта урока по русскому языку"...

сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")

Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения».        Цель: Учить...

Методическая разработка на тему: технологическая карта урока русского языка

laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.Н...