ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
статья

Иванова Наталья Николаевна

Одаренности нуждаются в чутком внимании взрослых. Они занимают все время учителей, родителей и других взрослых. Это создает конфликтные ситуации с учениками, которых раздражает повышенное внимание к одному, а не ко всем. Эти причины нужно учитывать, общаясь с одаренным ребенком. Начинать нужно с психологической и педагогической компетентности. Следовательно, первостепенной является задача подготовки педагогических кадров специально для одарённых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ –

ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены личностные, метапредметные и предметные УУД и четко определены планируемые результаты, которых достигнет ученик на каждом этапе обучения. Эти результаты необходимо направить на развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей учащихся любого возраста. Такой подход к образовательной деятельности напрямую зависит от особенностей школы и подготовленности учителей, педагогических кадров. Результаты обучения зависят от ряда причин, в первую очередь желания учащихся заниматься познавательной деятельностью, интересоваться и принимать научные сведения из разных областей знаний, проявлять интерес к познанию нового и стремиться его освоить. Учителю приходится работать с разными группами ребят, заинтересованных материалом из одной области знаний и, наоборот, из разных областей. Задача учителя оптимально создавать условия для успешного обучения каждого ученика, опираясь на специфические способы деятельности, особенности саморегуляции.

К педагогу, как к личности и как к профессионалу предъявляются высокие требования. По результатам наблюдений, учащиеся с повышенной мотивацией к обучению нуждаются в «собственном» учителе. Результаты исследований стиля и способа взаимодействия учителем в классе с одаренными детьми показывают, что последним необходимо соответствовать следующим критериям:

- он умеет моделировать программы, удовлетворяющие требованиям как одного ученика, так и целой группе;

- создаёт ситуацию комфорта и удовлетворенности в аудитории, применяет стандартные и инновационные технологии обучения;

- в каждом ученике видит уникальность, поднимает уровень адекватной оценки себя и других, направляет на уважительное сотрудничество;

- поощряет креативность и поддерживает все новое и неопробованное;

- поднимает планку интеллектуально – мыслительной деятельности;

- уважает индивидуальность ученика.

Вы спросите: «Найдется ли такой смельчак и можно ли этому научиться?» Да, несомненно. Решение этого вопроса видится в готовности учителя принимать новые стандарты обучения, учиться самому и поддерживать уникальность своих учеников. Современному учителю необходимо освоить умения разрабатывать программы и методологию обучения, оценивать и развивать УУД и прогнозируемый результат, интегрировать информацию с использованием современных ИКТ, вести исследовательскую деятельность.

Стандартно в школах применяются такие требования к планированию творческих учебных заданий:

- они должны быть межпредметными, с оптимальным объёмом, не предполагающими нестандартного решения;

- задания одинаковы для всех групп, объединенных по интересам, и лишь после выполнения могут быть усложнены индивидуально для некоторых;

- задания должны быть интересны всем и сразу, проблемный вопрос задается только сильным учащимся и в то же время ответственность за качество их выполнения лежит на всей группе;

- задания включают исследовательскую деятельность.

С точки зрения мотивированности одарённых учащихся, их способности осуществлять свободный выбор в практике всё больше выделяются такие типы заданий:

- программно-нормативные с выбором способов действий;

- альтернативные от учителя (ученик должен выбрать одно или два из предложенных педагогом);

- предъявленные учителем для добровольного выполнения;

- добровольные, содержание которых находит сам ученик.

Для одарённых учащихся особую ценность представляют именно задания по собственному выбору, которые учитывают и развивают их предпочтительные интересы. Поиск усиливает исследовательскую работу, степень заинтересованности в деятельности наиболее высока. Можно допустить, что задания по личному выбору повышают степень возникновения инсайта (озарения, оригинального хода мыслей), порождают проблемы и проектируют их решение.

Достигнутый школьником ответ всегда индивидуален и отражает уровень его мыслительной деятельности, креатива. Лучшим заданием является то, результат которого не знает или не предполагает сам учитель, но вызывает желание быть выполненным всеми учениками.

Осуществление этих критериев по силам только настоящему профессионалу. Приоритетными в работе с одаренными учениками определены следующие аспекты:

- авторитетные, профессиональные личностные качества педагогов: работа в зоне ближайшего развития профессиональной мотивации; адекватная самооценка, системный самоконтроль, саморазвитие;

- позиция квалифицированного педагога, позволяющая активизировать детскую одаренность, стимулировать ученика с самого раннего возраста к познавательной деятельности, предоставлять учащимся свободу учиться;

- своевременная профессиональная диагностика;

- эффективная социально-педагогическая поддержка нестандартного ученика в процессе познания и приспособлении к условиям окружающей среды.

Одаренности нуждаются в чутком внимании взрослых. Они занимают все время учителей, родителей и других взрослых. Это создает конфликтные ситуации с учениками, которых раздражает повышенное внимание к одному, а не ко всем. Эти причины нужно учитывать, общаясь с одаренным ребенком. Начинать нужно с психологической и педагогической компетентности. Следовательно, первостепенной является задача подготовки педагогических кадров специально для одарённых.

Сотрудничество с одарённым ребёнком не должно заканчиваться лишь его обучением в школе. Исследователи утверждают, что большие проблемы одарённые люди испытывают и во время профессионального самоопределения, и во взрослой жизни. Следовательно, одаренному необходима регулярная опека социума. Не даром, одним из показателей, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является урегулированная система поиска и обучения одарённых людей. Рост и развитие интеллектуальной элиты, которая, задаёт темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет прогрессивность этого развития. Таким образом, важнейшим этапом развития современной школы является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, всестороннего обучения, воспитания и развития одарённых детей, направленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.

Литература

  1. Артемов В.А. Естественный эксперимент. Его применение в школе первой ступени. - М., 1997.
  2. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1993.
  3. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991.
  4. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. - 1994. Т. 15. - № 4. - С. 83-93.
  5. Кулемзина А.В. Детская одаренность: Психолого-педагогическое исследование. - Томск, 1999.
  6. Кулемзина А.В. Связь показателей интеллекта и умственной одаренности // Наш Понедельник. - Новосибирск, 1998.
  7. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.

По мере повышения требований к  образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

«Общение с родителями- залог успешной работы с детьми»

Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения ФГОС включают целый комплекс взаимодействия родителей со школой, носящий как обучающий, так и коррекционный характер....

РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ним...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: "«Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения"

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития уч-ся.  Качество образования н...

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»

В выступлении поднимаются вопросы воспитания личности с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющей ставить и решать неординарные задачи.  Проблема детской одаренности....

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...