Исследовательская работа "А почему Иван-дурак?", 4 класс
проект (4 класс)

Зуйкова Екатерина Григорьевна

Исследовательская работа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan-durak.docx141.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»»

Имени А. В. Бобкова

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение    __________________________________________3

Основная часть

1.1 Русские народные сказки – неисчерпаемый

источник мудрости             _____________________________ 4

1.2.Кто такой дурак        _______________________________ 7

1.3. Образ Ивана-дурака в русских народных

сказках  _____________________________________________9

Заключение   ________________________________________11

Литература   ________________________________________ 13

Введение.

Иван-Дурак - самый популярный и часто встречающийся положительный герой русских народных сказок.

Наверное, нет ни одного человека, который не смог бы вспомнить хоть одну сказку, герой которой – Иван-дурак. И описать этого героя тоже сможет каждый: Иван – младший сын в семье, непутевый, ленивый и добродушный.         Но почему же тогда именно ему в конце сказки достанется все самое лучшее и полцарства в придачу?

Почему Иван – главный герой русских  сказок – непременно дурак?

На эти вопросы мы постараемся найти ответ, для чего мы прочитаем сказки, в которых главным героем является Иван-дурак, а также исследуем значение слова «дурак» в энциклопедических словарях, и с помощью родителей поищем информацию в сети интернет, а также проведем опрос среди учащихся нашего класса.

Цель исследования – выяснить происхождение прозвища дурак в русских сказках.

Задачи исследования:

- познакомиться с жанровой классификацией русских народных сказок;

- определить значение слова «дурак»;

- рассмотреть образ Ивана-дурака в русских сказках.

1.1 Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.

Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! 

В детстве все мы верим в сказки, переживаем приключения героев как свои собственные, жмуримся от страха в самые опасные моменты и радуемся счастливым чудесам. А главное - мы всегда знаем, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нём заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх.

Русские народные сказки впервые стали записываться А.Н. Афанасьевым, самым древним собирателем и издателем наших сказок. Он стремился сохранить источники в своей первозданной красоте, не внося в них изменения. Также важную роль в собирании детского фольклора сыграл В.И. Даль.

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы: сказки о животных, волшебные и бытовые. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом, их стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир. 

Волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. 
В них мы часто находим мотив испытания. Необычно в волшебной сказке и место действия героев.

 В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной для крестьянина обстановке, действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п. Как правило, герой сказки должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего. 

Примером волшебной сказки может служить «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван выслеживает трех коней, которые вытаптывают траву в царском саду. Помогает ему в этом мышка, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня - серебряный, золотой и бриллиантовый - становятся собственностью Иванушки. Но! Как был он для всех дурачком за печкой, так и остался: никому не признался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя допрыгнуть до балкона царевны, стал он делать это по очереди, на каждом коне. И снова возвращался на печку: что поделаешь – дурак?! Только когда нашли и привели его в царские палаты, стали жить Иван-дурак и царевна вместе. Правда, не в самих палатах, а в гусином хлеву. И только три войны, которые Иван выиграл верхом на своих волшебных конях, доказали всему царству, что никакой он не дурак, а просто очень скромный и смелый человек. Настоящий герой! За это и стал Иван царем

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим («Иван -  Царевич и серый волк»); это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым баринам («Каша из топора»). Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость 

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. 

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова. 

Таким образом, несмотря на то, что сказки не имеют резко очерченных границ, на сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

1.2 Кто такой дурак?

«У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак».

(П. Ершов «Конек-Горбунок»)


        В толковом словаре Ожегова С.И. слово «дурак» означает глупый человек, глупец, придворный или домашний шут.[9; ]

Разные исследователи находят истоки этого слова в совершенно разных языках. Одни выводят его из тюркского корня «дур» (стоять) и считают, что «дураками» назывались языческие истуканы. Кстати, в современном турецком языке слово «остановка» звучит именно как «дурак». Другие считают, что в основе «дурака» – литовское durti – «колоть», «жалить», «ударить», которое прошло следующую эволюцию – «ужаленный», «бешеный», «безумный», «глупый». Третьи же считают «дурака» исконно славянским словом, происходящим от глагола «дуть».

Интересно, но  очень долгое время слово дурак обидным не было. В документах 15-17 вв. это слово встречается в качестве имени, и именуются так люди вполне солидные – «Князь Федор Семенович Дурак Кемский», «Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин», с тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии – Дуров, Дураков, Дурново.

А дело в том, что в старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов – мол, что с дурака взять?

Само слово «дурак» в старину совсем не характеризовало умственные способности человека. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, он оставался с родителями, когда все дети переженились и уходили из родительского дома, в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак» и не имело отрицательного значения, отрицательное значение пришло позже. Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало означать то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышленый. А вот бабушки, которые сочиняли и рассказывали сказки, относились к младшеньким с большей любовью, поэтому дурачки в русских сказках – герои положительные, а их старшие братья-обидчики всегда бывают посрамлены.

В современном понятии слово дурак означает неумный человек, глупец.

А вот такие русские народные поговорки о дураках мы нашли:

  • Мужик умён, да мир дурак.
  • С дураками шутить опасно.
  • Рад дурак, что глупее себя нашёл.
  • Дурак — кто говорит не так.
  • На дурака была надежда, а дурак-то поумнел.
  • Дуракам закон не писан — дураками он написан (современная)
  • Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то — не так, потому что он — дурак.
  • Дураку и Бог простит.

Итак, можно сделать вывод, что знаменитый Иван - дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трех сыновей.

1.3 Образ Ивана-дурака в сказках

Как правило, в сказках Иван-дурак — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.

Над Иваном-дураком все смеются, все его бранят. В родной семье он существо самое отверженное. И потому немало сказок начинается так: «Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали» (Сивка-бурка), «Жила-была старуха, у ней был сын дурак» (Конь, скатерть и рожок), «Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий - Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил» (Иванушка-дурачок), «Жил-был старик; у него было три сына, третий — Иван-дурак» (Царевна отгадчица).

Ему дают какие-то простые поручения, например, съездить на ярмарку и вернуться с обновками, а он берет и выкидывает вещи на дорогу. Вот что об этом говорится в сказке «Иванушка-дурачок»:

«Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет - не везет!»

«А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит". Взял стол и выставил на дорогу. Едет, едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. «Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!», - подумал дурачок; выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать: «Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!».

А сам все вперед да вперед продвигается. Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые. «Эх, - думает, - ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!».

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу.

Так, Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки.

«Благословляй, батюшка! Я пойду к царю загадывать загадки! 
— Куда ты, дурак! И лучше-то тебя, да казнят! 
— Благословишь — пойду, и не благословишь — пойду! 
Отец благословил. 
Иван-дурак поехал, видит: на дороге хлеб, в хлебе лошадь; он выгнал ее кнутиком и говорит: 
— Вот загадка есть! 
Едет дальше, видит змею, взял ее убил копьем и думает: 
— Вот другая загадка! 
Приезжает к царю; его приняли и велят загадывать загадки. 
Он говорит:
 
— Ехал я к вам, вижу — на дороге добро, в добре-то добро же, я взял добро-то да добром из добра и выгнал; добро от добра и из добра убежало» (Царевна-отгадчица).

В сказках Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Особенность Ивана-дурака в том, что он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Интересно, но аналог Ивана-дурака встречается в восточных сказках, например, Аладдин, а также  в Германии это сказка – «Ханс дурак», "Золотой гусь", которая начинается так: "Жил-был человек. Было у него три сына, звали младшего Дурнем; его презирали, смеялись над ним"

 Таким образом, Иван-дурак в русских народных сказках - это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Заключение:

Время может изменить значение и смысл слов, как это произошло со словом «дурак», потому что наша речь развивается.

По одной версии «дураком» называли третьего сына потому, что ему не доставалась доля от наследства родителей. Отсюда пошло выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками.

Так же есть версия, что слово «дурак» является оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглаза.

А ещё в далёком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в возрасте 10 - 12 лет, а до этого носил ненастоящее, «детское» прозвище. Первого сына называли Первак, второго сына – Вторак, следующего – Другак. Затем имя упростилось, и стало звучать как «Дурак». Имя Дурак  встречается даже в церковных документах 14 – 15 века! (Эти документы раньше заменяли свидетельство о рождении)

Через 200 лет, в 17 веке, слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, -  глупого человека. Потому что самый младший – самый неопытный и несмышлёный.

Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван - дурак был  вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.

Иван-дурак – очень важный герой русских сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил, он всегда благороден, отважен и добр, чаще всего это младший сын в семье, однако самый талантливый и уникальный. Он умеет понимать животных, и те охотно помогают Иванушке бороться со злом. Иван весь открыт чуду, и чудеса с ним случаются постоянно. Сказочный Иванушка-дурачок – это не былинный богатырь, ни силы, ни воинской доблести в нем нет, и все же он выходит победителем.

Литература:

1.Егорова И. А. Русские народные сказки. Сивка-бурка. / Егорова И. А. – М: Переход, 2011

2. Русская народная сказка. Иван крестьянский сын и чудо - юдо./ Карельское книжное издательство, 1963

3. Афанасьев А. Н. Летучий корабль и другие сказки./Афанасьев А. Н. - М.: Олма Медиа Групп, 2015 г.

4. Паблик на ЛитРесе. Хрестоматия для начальной школы. Иванушка-дурачок./ . Паблик на ЛитРесе.- М: ЭКСМО, 2012

5. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры./ Синявский А.Д. - М.: Аграф, 2001

6.Гуськова А.П., Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. /Гуськова А.П. , Сотин Б.В.-М.: Русский язык – Медиа, 2003.

7. Зиновьева Л. А.Орфографический словарь/ Зиновьева Л. А.-М: Феникс, 2013.

8. Даль В. И. Толковый словарь / Даль В. И., - М: Олма Медиа Групп, 2011

9. Ожегов С. И.Толковый словарь / Скворцов Л. И., - М: Оникс, 2010

Интернет – ресурсы:

1. http://skazbook.ru/

2. http://oskazkax.ru/read/rusnarod/25-ivanushka-durachok.html

3.  http://www.ru-skazki.ru/ivan-the-fool-2.html

4.  http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Ivan-Durak/

5. http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Почему айсберги не тонут"

Данная работа посвящена нахождению причин непотопляемости айсбергов. Работа подкреплена не только научными фактами, но и собственными опытами и открытиями. ...

Исследовательская работа "Почему небо голубое?"

      Актуальность моей темы заключается в том, что она будет интересна и полезна для слушателей потому, что очень многие люди, смотрят на ясное голубое небо, любуются им, ...

Исследовательская работа "Почему осенью с деревьев опадают листья"

Детская исследовательская работа направлена на изучение причин листопада у листопадных деревьев, значения листа в жизни дерева и его изменений....

Презентация исследовательской работы "Почему у Хомки толстые щёчки?"

Исследование помогает детям узнать о повадках хомячков и правилах ухода за ними....

Исследовательская работа "Почему птицы улетают на юг?"

Данная работа стала победителем на школьной научно - практической конференции "Шаг в будущее". Работу выполняли учащиеся 1класса, под руководством педагога....

Коллективная исследовательская работа "Почему птицы улетают на юг?"

В данной исследовательской работе учащиеся смогли раскрыть главные причины перелёта птиц....

Учебно-исследовательская работа "Почему коньки скользят?"

Учебно-исследовательская работа "Почему коньки скользят?" выполнил ученик 1а класса Назаров Илья...