программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
рабочая программа

Зуйкова Екатерина Григорьевна

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь" (1-4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_issledovatel.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности

«Я исследователь»

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные УУД:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

II .Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс (33 часа)

Раздел  «Тренинг»

Знакомство с понятием «проект», «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словами  «проект», «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Какими бывают вопросы. Какие слова используют при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по формулировке умений задавать вопросы.

Где может добыть информацию исследователь. какие книги используют исследователи. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. с чего лучше начинать читать научные книги.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Виды деятельности.

Познавательная- понятия: проект, проблема, информация, гипотеза;   проблемно-ценностное общение – беседа, дискуссия.

Раздел  «Исследовательская практика»

        Каждая группа получает задание по организации выставки книг в алфавитном порядке. Составляем азбуку в картинках. По итогам проводим устные мини-презентации.

 Дети готовят проект по теме, пользуясь методиками, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводим в виде специальной мини-конференции , где у каждого будет возможность познакомить ребят со своим проектом.

Проведение игр по методике. Предлагается выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

Дети выступают с короткими сообщениями.  Коллективно организуют выставку. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственное мнение об услышанном.

 Устраивают театрализованные представления, инсценировки, конкурсы.

Работают над проектами, выступают с докладами.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах, проект.

Виды деятельности. 

Познавательная- понятия: проект, проблема, информация, гипотеза;   проблемно-ценностное общение – беседа, дискуссия; игровая.

Задания на проверку и тренировку наблюдательности. Эксперименты с доступными объектами. Практические занятия. Практические задания.

Раздел «Мониторинг»

Дети выступают с краткими сообщениями  по итогам собственных исследований. Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. Оформляют выставки.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Виды деятельности. 

Познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

2 класс

Раздел  «Тренинг»

       Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Как и где человек проводит исследования? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов.

        Какими бывают вопросы. Какие слова используют при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по формулировке умений задавать вопросы.

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа -  выявление логической структуры текста. Практические задания типа «что сначала, что потом».

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Виды деятельности.

Познавательная- понятия: научные исследования, научные открытия, практические задания;   проблемно-ценностное общение – беседа, дискуссия; игровая.

Раздел «Исследовательская практика»

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Занятия в рамках этого раздела выстроены так, что степень самостоятельности обучающегося в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Поиск необходимой информации, сбор необходимых материалов (для оформления). Обработка собранных материалов, создание сборников, либо презентаций.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах, проект.

 Виды деятельности. 

  Познавательная- поиск информации, сбор и обработка материалов; проблемно-ценностное общение – беседа, дискуссия; социальное творчество (социально значимая деятельность); игровая.

Эксперименты с доступными объектами. Практические занятия. Практические задания.

Раздел «Мониторинг»

Дети оформляют выставки, выступают с короткими сообщениями  по итогам собственных исследований. Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном материале.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Виды деятельности:

Познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

3 класс

Раздел  «Тренинг»

Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. Составляем план работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Основные источники получения информации: учебная литература – учебники, хрестоматии, справочная литература – словари, справочники, энциклопедии, электронные пособия.

Формируем правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Программирование данного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов» (включены друг в друга и неразрывно связаны между собой). Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Виды деятельности:

Познавательная- предмет и объект исследования, научные исследования, научные открытия, практические задания;   проблемно-ценностное общение – беседа, дискуссия; игровая.

Раздел «Исследовательская практика»

Чередуем коллективную и индивидуальную исследовательскую работу учащихся. Приобретаем разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.

Анализ задания, планирование, подготовка. Отбор и анализ информации, ее  использование в работах.

Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Проектная деятельность. Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка).

Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в проектной деятельности.

Планируем сроки проведения защит проектов, по мере готовности работ учащихся.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах, проект.

 Виды деятельности. 

Познавательная- поиск информации, сбор и обработка материалов; проблемно-ценностное общение – беседа, дискуссия; социальное творчество (социально значимая деятельность); игровая. Эксперименты с доступными объектами. Практические занятия. Практические задания.

Раздел «Мониторинг»

Продолжаем практику проведения конкурсных защит. Выделяем особо отличившиеся по темам.  Оформляем выставки.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Виды деятельности:

Познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

4 класс

Раздел  «Тренинг»

Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний на темы: Где мы живём. Символы Кемерово: герб, флаг, гимн. Геология родного края. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской.

Знакомство с понятием герба, флага, гимна. Понятие о символах Кемеровской области.

Раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре. Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.

Знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И. Литугиным, М. Волковым.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Виды деятельности:

Познавательная- символы Кемеровской области, научные исследования, исследователи;   проблемно-ценностное общение – беседа, дискуссия; игровая.

Раздел «Исследовательская практика»

Чередуем коллективную и индивидуальную исследовательскую работу учащихся.

Анализ задания, планирование, подготовка. Отбор и анализ информации, ее  использование в работах.

Родной край-частица России. Родной город, регион(область). Горы и равнины Кемеровской области. Полезные ископаемые. Знакомство с реками и озерами Кемеровской области. Изучение взаимосвязи почв и природных зон. Растительный мир родного края. Экология Кузбасса.

Планируем сроки проведения защит проектов, по мере готовности работ учащихся.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах, проект.

 Виды деятельности. 

Познавательная- поиск информации, сбор и обработка материалов; проблемно-ценностное общение – беседа, дискуссия; социальное творчество (социально значимая деятельность); игровая. Практические занятия. Практические задания.

Раздел «Мониторинг»

Итоги собственной исследовательской работы учащихся проводим уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям».

Учащиеся представляют на суд жюри и товарищей темы, которые для них интересны, важны и, в определенной степени, дороги.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Виды деятельности:

Познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально значимая деятельность. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

3. Тематическое планирование

1 год обучения (1 час в неделю) 34 часа

п/п

Название тем

Основные виды деятельности

Теория  

Практика

Всего часов

Раздел  «Тренинг» (11 часов)

1

Что такое проекты.

Обучающийся познакомится с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация.

0,5

0,5

1

2

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования

0,5

0,5

1

3

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. 5людение за осенними изменениями в природе Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт

0,5

0,5

1

4-5

Школа почемучек.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ

1

1

2

6-7

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

1

1

2

8-9

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

1

1

2

10-11

Любимое число. Игры с числами.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с  числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

1

1

2

Раздел «Исследовательская практика» (20 часов)

12-14

«Алфавит».

История русской азбуки. Проект «Алфавит».  Азбука. Каталог. Организация выставки Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

1

2

3

15-16

«Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки

История праздника Новый год. Мини-прект «Как встречают Новый год в разный странах.» Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

1

1

2

17-19

«Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Игра. Правила игры. Проект «Игры наших дедушек и бабушек».

Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.

1

2

3

20-23

«Растения»

Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Охрана растений родного края. Проект «Растения».

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

1

3

4

24-25

26-31

«Симметрия вокруг нас»

«Сказки»

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Понятия: симметрия. Проект «Симметрия вокруг нас».

Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Проект «Сказки».

1

2

1

4

2

6

Раздел «Мониторинг» (3 часа)

32-34

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

1

2

3

Итого теории и практики

11,5

22,5

34

2 год обучения  ( 1 час в неделю) 34 часа

п/п

Название тем

Основные виды деятельности

Теория  

Практика

Всего часов

Раздел  «Тренинг» (10 часов)

1-2

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

1

1

2

3-4

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

1

1

2

5-6

Коллективная игра-исследование.

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

2

2

7-8

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

1

1

2

Раздел «Исследовательская практика» (22 часа)

9-10

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

2

2

11-14

Путешествие в Загадкино

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

3

4

15-18

Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

3

4

19-22

У меня растут года…

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

3

4

23-26

Праздники в России

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

3

4

27-30

Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

3

4

Раздел «Мониторинг» (4 часа)

31-34

Итоговые занятия. Чему мы научились за этот год.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Первооткрыватели».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

1

3

4

Итого теории и практики

10

24

34

3 год обучения  ( 1 час в неделю) 34 часа

п/п

Название тем

Основные виды деятельности

Теория  

Практика

Всего часов

Раздел  «Тренинг» (11 часов)

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.анкетирование учащихся, опрос.

0,5

0,5

1

2-3

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

1

1

2

4-5

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.

1

1

2

6-8

Основные источники получения информации.

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

1

2

3

9

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников.

0,5

0,5

1

10

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

0,5

0,5

1

11

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

Письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики.

0,5

0,5

1

Раздел «Исследовательская практика» (22 часа)

12-13

Оформление работы. Подготовка доклада.

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад,  доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

1

1

2

14-15

Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама».

1

1

2

16

Тематические учебные исследования. Исследование числа.

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

1

2

17

Исследование суммы, произведения.

Работа над проектом в соответствии с этапами

0,5

0,5

1

18-21

Исследование «Вода - источник жизни». Конференция.

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

2

22-24

Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя».

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

2

25-27

Исследование «Наш город – Кемерово»

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

2

28-30

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны».

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

2

31-32

Исследование вредные и полезные привычки. Театрализованное представление вредные привычки».

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

2

Раздел «Мониторинг» (2 часа)

33-34

Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

2

2

Итого теории и практики

5,5

28,5

34

4 год обучения  ( 1 час в неделю) 34 часа

п/п

Название тем

Основные виды деятельности

Теория  

Практика

Всего часов

Раздел  «Тренинг» (7 часов)

1

Где мы живём. Символы Кемерово: герб, флаг, гимн.

Понятие о символах города Кемерово: герб, флаг, гимн.

1

1

2-4

Геология родного края.

Раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской, юрсской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

2

3

5

5-7

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской.

Знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И Питугиным, М. Волковым.

Понятия: землепроходцы, исследователи. Работа над мини-проектом в соответствии с этапами

1

1

2

Раздел «Исследовательская практика» (24 часа)

8-10

Горы и равнины Кемеровской области.

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

1

2

11-14

Полезные ископаемые

Знакомство с полезными ископаемыми Кемеровской области.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

3

4

15-16

Времена года и народные приметы.

Исследование связи времен года и народных примет.

Понятия: народные приметы. Работа над мини-проектом в соответствии с этапами

1

1

2

17-18

Реки и озера Кемеровской области.

Знакомство с реками и озерами Кемеровской области.

Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

Работа над мини-проектом в соответствии с этапами

1

1

2

19-24

Растительный мир родного края.

Деревья и кустарники. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения. Работа над проектом в соответствии с этапами

1

5

6

25-30

Животный мир родного края.

Млекопитающие лесов, птицы, насекомые, рыбы.

Исследование животного мира родного края.

Понятия: природное сообщество. Работа над проектом в соответствии с этапами

1

5

6

31-32

Экология Кемеровской области.

Исследование экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Понятия: экологическая проблема.

1

1

2

Раздел «Мониторинг» (2 часа)

33-34

Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

1

1

2

Итого теория и практика

12

22

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....