Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы
рабочая программа (4 класс) по теме

Сергиенко Наталья Петровна

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_-_issledovatel.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное   учреждение

средняя общеобразовательная школа №24.

 

 

 

Программа  дополнительного образования

по духовно – нравственному направлению

«Я исследователь»                    

 

                Составитель    Сергиенко Наталья Петровна

                                                                   

                                                             

                                                                  р.п. Юрты

                                                                       ПАСПОРТ

на адаптационную педагогическую разработку

I раздел (заполняется автором разработки)

а)  Сергиенко Наталья Петровна , учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 р.п. Юрты

                                                фамилия , имя , отчество автора должность , учреждение, полный адрес

б) Я исследователь, естествознание

предмет, предметная область

в) Учебная дисциплина, предназначенная для обучающихся образовательных учреждений

                                    1- 4 классов

для каких классов (групп) предназначена разработка

г) Разработка используется с сентября 2011 года        

с какого времени разработка используется

д ) Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

    Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,  деятельностный подходы.

    Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

      Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я  исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:

•     имеет практическую направленность,  которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

•     в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

•     проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

•     проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•     проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

•     в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

•     реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

                                                             авторская оценка разработки

   

 II раздел ( заполняется администрацией образовательного учреждения)

а)  Авторская педагогическая разработка учебной программы «Я исследователь» предназначена для обучающихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений, что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии возрастам обучающихся.  

        Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер  Материал разработки изложен в том объёме и такой последовательности, которые позволяют с самого начала его изучения выполнять действия, дающие максимальные результаты при минимальных затратах времени.

Автором разработки выделены основные этапы изучения теоретического и практического материала. Программа «Я исследователь» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.  Данная программа представляет собой определённую систему содержания,  форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на  принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Я  исследователь» предполагает развитие познавательных интересов,  творческих  и коммуникативных способностей младших школьников.  Курс «Я  исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:

•     имеет практическую направленность,  которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

•     в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

•     проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

•     проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•     проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

•     в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

•     реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

                                                          оценка разработки

б) учебно-воспитательная

форма, (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации

в) разработка используется для обучения на занятиях творческого объединения, но может использоваться учителями для обучения на факультативных, кружковых занятиях,  в урочной деятельности.

где разработка используется: учебная деятельность , факультативы, кружки, , внеклассная работа

        

III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках

     1. Выполнения областного Положения об экспериментальных авторских разработках

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      2. Ведущие теоретические идеи авторской разработки:

- степень новизны; ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- научность содержания; _______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 - ключевые понятия, ведущая идея авторской разработки

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                

3.Содержательную характеристику авторской разработки.

(наличие проблемных вопросов, заданий творческого характера, контрольных, тестовых заданий).____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Реализация принципов преемственности и перспективности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Практическая направленность авторской разработки, её вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концепция целостного педагогического процесса)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Наличие критериев и диагностического сопровождения по результативности авторской разработки, чувствительность к возможным сбоям.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степень апробации.______________________________________________________________

 

        

Содержание

Введение                                                                                                                                 стр. 3- 4

Пояснительная записка                                                                                                          стр.5

Цели и задачи программы                                                                                                     стр.5

Принципы обучения                                                                                                              стр.6

Разделы  программы                                                                                                              стр.6

 Методы обучения                                                                                                                  стр. 6

 Условия реализации программы                                                                                         стр.7

Формы педагогического контроля                                                                                        стр.7

Тематическое планирование                                                                                                стр.8 - 12  

Планируемые результат                                                                                                        стр.13 - 14                                                    

 

Список литературы                                                                                                                стр.15

                           

  Введение

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. 

Наиболее распространенными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная. Духовно – нравственному направлению   –   посвящено данное методическое пособие.

 

 Программа    «Я исследователь » разработана  на основании:

Письма Департамента общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

Новизна программы .

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и  что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы

                                 

                                         

                                             

Пояснительная записка.

         Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» разработана на основе авторской программы « Юный исследователь»,  автор  Абдулкина Е.М.. опубликованной в журнале  «Завуч начальной школы» №8, 2011г., и  на основании письма   Департамента  общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет  духовно – нравственную направленность.

    В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

    Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

   Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

•     познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

•     мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

•     прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

•     прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я  исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я  исследователь» имеет отличительные особенности:

•     имеет практическую направленность,  которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

     в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

•     проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

•     проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•     проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

•     в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

•     реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

музыка, ИЗО);

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

•  просмотр и обсуждение видеоматериала;

•  экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

•  творческие конкурсы;

•  выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

•  заочные путешествия;

 •  творческие проекты, презентации;

•  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

•  сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).

 Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа «Я  исследователь» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Принципы обучения

 Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его

людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.

Принцип стимулирования.

Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

Программа курса рассчитана на 34 часа (1-4-е классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по реализации учебно-исследовательских проектов.

                                  Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий,  видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы -  эксперимент, наблюдение. анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

                          Условия реализации программы

обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;

утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;

подбор кадрового состава, участвующего  в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;

разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;

подбор и подготовка диагностического инструментария;

наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;

заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.  

                                      Методические материалы

      Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим) и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.

      В начальной школе закладываются основы для последующего изучения стематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я  исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является! одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим  главную роль играют средства обучения,  включающие) наглядные пособия:

1)  натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2)  гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты) представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов   позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Я исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.         

 В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

•     основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

•     понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

•     основные источники информации;

•     правила оформления списка использованной литературы;

•     способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

•     источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

•     выделять объект исследования;

•     разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

•     выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

•     работать в группе;

•     пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

•     вести наблюдения окружающего мира;

•     планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

•     работать в группе.

Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности с математикой, литературным чтением, окружающим миром.

На курс «Я  исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-го по 4-й класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».

 Планируемые результаты

В результате изучения курса «Я исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

•     получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

•     обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

•     приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

•     получат возможность осознать свое место в мире;

•     познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут  осваивать  умения  проводить  наблюдения  в  природе,  ставить  опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

•     получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

•     узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;

•     различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

•     оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

•     использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

•     учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•     ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

•     способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

•     основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

•     чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 Выпускник получит возможность для формирования:

•     внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•     выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•     устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•     адекватного понимания  причин успешности  неуспешности  внеучебной деятельности;

•     осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

•     эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•     учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•     оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и за-дачной области;

•     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

•     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•     проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•     самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•     осуществлять    поиск    необходимой    информации    для    выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном   пространстве,   энциклопедий,   справочников  (включая   электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

•     осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•     строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

•     проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•     устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•     строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выпускник получит возможность научиться:

•     осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•     записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов И КГ;

•     осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•     осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•     осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

•     осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•     строить логическое рассуждение, включающее следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•     адекватно использовать  коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

•     допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•     формулировать собственное мнение и позицию;

•     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•     задавать вопросы;

•     использовать речь для регуляции своего действия;

•     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

•     учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

•     учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•     понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•     аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•     задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

•     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•     адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•     адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных      

 

Разделы программы:

1класс 

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаем мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятия 4-5.

Тема: Школа почемучек.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со] взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.

Тема: Любимое число. Игры с числами.

Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать! умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать! свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с  практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

Занятия 15-16.

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки.

Цель: прививать любовь к традициям  русского народа, формировать умение работать в группе   и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Занятия 17-19.

Тема: Проект «Игры наших, дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цепь: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений  в Иркутской области.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

.Занятия 24-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

Занятие 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.

Театрализация сказки (2 часа).

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставка Презентация работ учащихся.

2-й класс

Описание содержания занятий по разделам

№ п/п

Название раздела

Название тем, проектов

Содержание занятий

1

Теоретический блок

Занятие 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий



Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования



Занятие 3. Коллективная игра-исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения



Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований



Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

2

Практический блок

Занятия 6-10. Путешествие в Загадкино

Работа над проектом в соответствии с этапами



Занятия 11-15. Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами



Занятия 16-20. У меня растут года...

Работа над проектом в соответствии с этапами



Занятия 21-25. Меры длины

Работа над проектом в соответствии с этапами



Занятия 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами



Занятия 31-33. Праздники в России

Работа над проектом в соответствии с этапами

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

•     основные особенности проведения исследований разных видов;

•     методы исследования;

•     правила выбора темы и объекта исследования;

•     правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

•     самостоятельно выбирать тему исследования;

•     выделять главное и второстепенное в собранном материале;

•     указывать пути дальнейшего изучения объекта;

•     презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

•     самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

•     реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

•     общаться с людьми разных возрастов;

•     работать в группе, коллективе;

•     презентовать работу общественности.

3-й класс

Содержание тем

1.  Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях (2 часа).

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.

2.   Структура  и  содержание учебно-исследовательской деятельности (2 часа).

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

3.  План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования (2 часа).

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.

4. Основные источники получения информации (3 часа).

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

5.  Оформление списка литературы и использованных электронных источников (1 час).

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

 6. Методы исследования. Мыслительные операции (1 час).

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

 

7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов (1 час).

Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

8. Оформление работы. Подготовка доклада (2 часа).

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

9.  Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point  (2 часа).

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft  Power Point . Презентация «Моя мама».

10. Тематические учебные исследования (18 часов = 4 часа +14 часов).

•     исследование числа - 1 час;

•     исследование суммы, произведения - 1 час;

•     исследование «Лексическое значение слов» - 1 час;

•     исследование «Орфограммы в корне слова» - 1 час;

•     исследование «Соединительные гласные в сложных словах» - 1 час;

•     мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» - 2 часа;

•     исследование «Вода - источник жизни». Конференция - 2 часа;

•     исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» - 2 часа;

•     исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» - 2 часа;

•     исследование «Труд в моей семье» - 1 час;

•     вредные  и  полезные  привычки.  Театрализованное  представление « Вредные привычки» - 2 часа;

•     игра-викторина «Путешествие в страну Знаний» - 1 час.

11. Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год (1 час).

4-й класс

Мы живем в удивительном краю, имя которому -  Иркутская область. Нашу область называют Россией в миниатюре. Это связано с тем, что на территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса и степи, большие и малые реки  озера, самые разнообразные растения и животные, несметные богатства недр  каменный и бурый уголь, железные и марганцевые, алюминиевые, медные и другие руды, золото, мрамор и многие строительные материалы. Месторождений полезных ископаемых в Иркутской области почти  747.  Чем удивительна наша область, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь» в 4-м классе.

Содержание тем

1. Где мы живем. Символы Иркутской области: герб, флаг, гимн.

Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.

Понятие о символах  Иркутской  области. Понятия: герб, флаг, гимн.

2-7. Геология родного края.

Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.

8. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Иркутской.

Цель: знакомство с исследователями.

Понятия: землепроходцы, исследователи.

9-10. Горы и равнины Иркутской области.

Цель: исследование гор и равнин Иркутской области.

Понятия:  

11-14. Полезные ископаемые.

Цель: исследование полезных ископаемых Иркутской области.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

15-16. Времена года и народные приметы.

Цель: исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы.

17-18. Реки и озера Иркутской области.

Цель: знакомство с реками и озерами Иркутской области. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

19-20. Почвы и природные зоны Иркутской области.

Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Иркутской области, отличительные особенности природных зон. 

21-26. Растительный мир родного края.

Мир деревьев тайги. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарник.  Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Цель: изучение растительного мира  Иркутской области

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.

27-32. Животный мир родного края.

Млекопитающие лесов  Птицы Иркутской  области. Земноводные, живущие на территории Иркутской области. Насекомые. Мир рыб.

 Цель: изучение животного мира родного края. Понятия: природное сообщество.

33. Экология Иркутской области.

Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблемы экологии.

Понятия: экологическая проблема.

34. Почитаем - поиграем. Проект «Природа  рабочего посёлка Юрт».

 

Тематическое планирование для 1 – го класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

I. Введение (1 час)

1      | Что такое проект

1

II. Учимся делать проекты (7 часов)

2

Что такое проблема

1

3

Как мы познаем мир

1

4-5

Школа «почемучек»

2

6-7

Удивительный вопрос

2

8-9

Источники информации

2

III. Мы исследователи (23 часа)

10-11

Любимое число

2

12-14

Алфавит

3

15-16

Почему мы любим, встречать Новый год

2

17-19

Игры наших дедушек и бабушек

3

20-23

Растения

4

24-25

Симметрия

2

26-31

Сказки

6

IV. Заключение ( 2 часа)

32

Что мы узнали и чему научились за год.

1

33

Моя лучшая работа

1

Тематическое планирование для 2-го класса

Наименование тем

Количество

Дата

п/п

часов

проведения

Тренинг исследовательских способностей (16 часов)

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

2-3

Что можно исследовать? (Тренировочные занятия)

2

4

Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования?

1

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

1

(Коллективные игры как средство стимулирования исследовательской активности детей)

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1

7

Игра «Историческое моделирование»

1

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей

1

9

Наблюдение как способ выявления проблем

1

10

Экскурсия-наблюдение за воробьями

1

11

Развитие умения видеть проблемы

1

12

Развитие умения выдвигать гипотезы

1

13

Развитие умений задавать вопросы

1

14-15

Развитие умений давать определение понятиям

2

16

Развитие умений классифицировать

1

Самостоятельная исследовательская практика (14 часов)

17

Задачи на классификацию с явными ошибками

1

18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами

1

19

Развитие умений наблюдать

1

20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент

1

21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

22

Эксперименты с домашними животными

1

23

Как оценивать идеи

1

24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения

1

25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии

1

26

Развитие умения создавать метафоры

1

27

Развитие умений создавать тексты

1

28

Методика работы с текстом

1

29

Учимся выделять главную идею

1

30

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание «Рассказ на заданную тему»

1

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3 часа)

31-33 3ащита проектов

3

                 

        Тематическое планирование для 3-го класса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов



теория

практика

итого

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях

1

1

2

2

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

3

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования

1

1

2

4

Основные источники получения информации

1

2

3

5

Оформление списка литературы и использованных электронных источников

1

1

6

Методы исследования. Мыслительные операции

1

1

7

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов

1

1

8

Оформление работы. Подготовка доклада

1

1

2

9

Как правильно делать презентацию. Знакомство с программой Microsoft  Power Point

1

1

2

10

Тематические учебные исследования

4

14

18

Итого

11

22

34

Тематическое планирование для 4-го класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1

Символы  Иркутской области: герб, флаг, гимн

1

2-7

Геология родного края

6

8

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Иркутской области

1

9-10

Горы и равнины Иркутской  области

2

11-14

Полезные ископаемые Иркутской  области

4

15-16

Времена года и народные приметы

2

17-18

Реки и озера   Иркутской  области

2

19-20

Почвы и природные зоны  Иркутской  области

2

21-26

Растительный мир родного края

6

27-32

Животный мир родного края

6

33

Экология Иркутской  области

1

34

Почитаем и поиграем

1

        

Список литературы

Григорьев Д. В.,  Степанов П. В.  Стандарты  второго поколения:  внеурочная деятельность в. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. - 321 с.

 Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор .. -1995. -№ 6. -16с.

3.  Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М.  Издательсательский центр «Академия», 1999. -204 с.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с.

Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, - 126 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 1 1 9 с.

7 Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.

 Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе  М.: Сентябрь, 1998. - 320с.

Э Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.

 Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия. 2009 -

  Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От  действия к   мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Народное образование.  

 5 Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование – 2000-№7

 

 

Приложения

Приложение № 1 Структура исследовательской деятельности учащихся

Подготовка учащихся к исследовательской деятельности

(введение в методологию научного исследования)

Выбор проблемы

( от общего к частному)

Исследование проблемы

(анализ специальной литературы, опросы, консультации)

Разработка собственного варианта решения проблемы

(составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования)

Практическая работа и анализ полученных результатов

(работа в архивах, встречи с участниками, опытная и экспериментальная работа и т.д.)

Подготовка к защите исследовательской работы

(оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы)

Презентация и защита исследовательской работы

(научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)

Рефлексия

Этапы информационного поиска

1 Технология защиты учебно-исследовательской работы.

1.  Выступление автора с докладом (10 мин).

2.  Вопросы участников конференции и ответы автора.

3.  Вопросы членов жюри и ответы автора.

4.  Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.

5. Ответы на замечания рецензента.

6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности.

1.  Приветствие.

2. Тема учебно-исследовательской работы.

3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.

4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.

5.  Гипотеза учебно-исследовательской работы.

6. Значимость учебно-исследовательской работы.

7. Объект и предмет исследования.

8. Этапы учебно-исследовательской работы.

9.  Результаты учебно-исследовательской работы.

10.  Выводы учебно-исследовательской работы.

  Виды исследовательских работ

Приложение №3

Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; Ф.И.О. автора; тему учебно-исследовательской работы; Ф.И.О. научного руководителя; город и год

Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

введение

Содержит: актуальность; объект исследования; предмет исследования; цель исследования; гипотезу; задачи;

 

•    методы исследования; •    практическую значимость; •    апробацию; •    базу исследования

Основная часть (не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе

Приложение №4

Виды исследовательских работ

 

Форма

Структура

Доклад

•    в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы;  

сущность темы, обоснованные научные предложения     выводы и предложения

Тезисы доклада

•    основные положения доклада; •    основные выводы и предложения

Научная статья

•    заголовок;

•    вводные замечания;

•    краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение; •выводы и предложения;

•    ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

   

•    краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; •    значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

 •    детальная характеристика применявшихся методов;

 •    существование новых научных результатов;

 •    заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы

Реферат

 

•    вводная часть     основной текст        заключительная часть;

•    список литературы;

•    указатели

Приложение №5

Терминологический словарь

 

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема - отражает характерные черты проблемы.

Объект - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования:

•     алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

•     библиография;

•     внедрение;

•     гипотеза исследования;

•     дедукция, деятельность;

•     закон, закономерность;

•     индукция, историзм, индикатор, исследование;

•     концепция, креативность, критерий;

•     метод, моделирование, мониторинг;

•     наблюдение, новация, новшество, наука;

•     обобщение, объект, опыт;

•     проект, предмет исследования, принцип;

•     рецензия, рефлексия;

•     сравнение, синтез, системный анализ;

•     теория, творческий подход, технология;

•     факт;

•     эксперимент.

Приложение №6

Принципы подбора тем исследовательских проектов

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

•     четко сформулирована цель исследования;

•     выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования;

•     определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута;

•     приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме;

•     описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте);

•     представлены собственные данные, полученные в результате исследования;

•     описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования;

•     исследование  должно  соответствовать   установленным   формальным критериям;

•     исследование    должно    демонстрировать    наличие    теоретических (практических) достижений автора;

•     проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение);

•     работа  должна   завершаться   выводами,   в   которых   излагаются   результаты исследования, и защитой. Защита - итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:

•     информационно-реферативные;

•     проблемно-реферативные;

•     экспериментальные;

•     природно-описательные;

•     исследовательские.

Информационно-реферативные работы - это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название: «Исторические памятники моего города».

Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.

Экспериментальные работы - это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его

результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.

Природно-описательные работы - это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.

Исследовательские работы - это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.

Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то объектами его исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.

Приложение №7  Работа с литературными источниками

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапов

11

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

22

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

33

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

44

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

55

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата и ее библиографическое описание)

66

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

77

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса

Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...