Выступление на педагогическом совете_28.12.2015
материал

Выступление на педагогическом совете «Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в МСКОУ - Клинская специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.12.15-_pavlova_e.v._-_profilaktika_pravonarusheniy.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья -  Клинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида коррекционное) образовательное

______________________________                                      ____________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                             8(496)249-00-55; 8(496)247-68-02

Выступление

 на педагогическом совете

«Организация работы  по профилактике

 правонарушений среди несовершеннолетних

в МСКОУ  - Клинская специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»

Е.В. Павлова – заместитель директора по УВР

Клин

28.12.2015

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– безработица (явная и скрытая);

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически  несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им  по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

3. Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:

 Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации  на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в МС(К)ОУ – Клинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН и ЗП, ОДН, лечебно-профилактическими учреждениями, центром занятости населения, центром «Семья»,  библиотеками и др.

В начале каждого учебного года в школе создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении,  с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Педагогическими работниками патронируются семьи обучающихся.

Социальным педагогом  тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа. В школе на протяжении нескольких лет ведется работа по профилактике девиантного поведения учащихся, и создан банк,  где фиксируются все данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН и ЗП, ОДН, а также данные о семьях, находящихся в социально-опасном положении.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ОДН, КДН и ЗП, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, администрация школы. План проведения месячника утверждается директором школы.

В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия.

  1. Беседы, классные часы: «Дорога, транспорт и я», «Ответственность подростков за правонарушения и преступления», «Наркомания – социальное зло», «ВИЧ можно избежать», «Твои права и обязанности», «Наркомания и ее последствия для человека», «Что со мной происходит?»
  2. Конкурсы рисунков и плакатов по темам: «Знаешь ли ты закон?», «Пропаганда правовых знаний», «Наркотики»,  «Токсикомания и ее последствия», «Твое здоровье» и другие.
  3.  Заседания Совета профилактики  с обсуждением вопросов устранения причин и условий, способствующих правонарушениям детей, подростков, собеседованиями с учащимися и их родителями, отчетами классных руководителей.
  4. Родительские общешкольные и классные собрания, лекции, беседы специалистов.

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

В школе проводится большая работа по формированию у учащихся здорового образа жизни.  Регулярно проводятся беседы, мероприятия на формирование  здорового образа жизни такие как:  «Береги здоровье смолоду», «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните», «Экология и проблемы ХХI века»; «Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения».

С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в районных, областных соревнованиях.

В начале каждого учебного года составляется  календарь спортивно-массовых мероприятий, план работы. Учащиеся школы участвуют в общешкольных, районных и региональных соревнованиях.

В школе проводятся Дни Здоровья, соревнования по баскетболу, волейболу.  

Ребенок приходит в школу, уже имея определенные культурные интересы, потребности и способности, овладев собственными образцами деятельности, которые в массовой школе часто остаются неосознанными, невыраженными и невостребованными. И так называемые «трудные» дети, дети с проблемами развития, дети группы риска имеют внутренний культурный контекст и приобщены к определенной субкультуре, а через нее – к определенным образцам деятельности. Поэтому так важно использование соответствующих технологий, способствующих саморазвитию и корректированию целей подростка, помощи в усвоении ими образцов культурной деятельности.

Большое внимание в школе должно уделяться организации досуга учащихся. Ни для кого не секрет, что в последнее время в нашей стране наблюдается тенденция коммерциализации услуг дополнительного образования. Культурные заведения смотрят на учащихся школ подчас как на источник добывания доходов. А бюджет родителей, увы, оставляет желать лучшего. Из-за низкого материального уровня родителей  наши школьники лишены порой доступного досуга. Несмотря на это, педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки «Резьба по дереву», изо кружок «Кисточка», танцевальный кружок «Сударушка», кружок «Гимнастика». В них в свободное от уроков время охотно занимаются учащихся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации.

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Данные за последние три года:

Всего учащихся,

из них:

2013-2014

2014-2015

2015-2016

186

203

231

число учащихся «группы риска»

0

0

6

количество детей, находящихся на внутришкольном контроле

11

7

8

количество детей, состоящих на учёте в КДН

10

6

5

количество детей, состоящих на учёте в ОДН

13

7

7

количество опекаемых учащихся

11

8

7

количество детей, в приемных семьях

4

4

6

количество детей - инвалидов

57

62

75

обучаются на дому

27

26

28

количество детей, оставленных на второй год

0

0

0

количество учащихся из малообеспеченных семей

17

25

9

количество учащихся из многодетных семей/детей

28/36

36/42

42/54

количество учащихся, прибывших из стран ближнего зарубежья (какие страны: Армения)

1

1

1

Количество обучающихся из полных семей

80

100

124

Количество обучающихся из неполных семей

106

103

107

Количество обучающихся, находящейся в социально-опасном положении

3

4

0

Количество обучающихся, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3

4

7

По  данным за последние три года роста правонарушений среди обучающихся школы  не отмечалось. С состоящими на учёте и их родителями ведется  регулярная работа, в результате чего, количество состоящих на учете несовершеннолетних уменьшилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Новая система оценивания с свете внедрения ФГОС НОО" для выступления педагогическом совете

В презентацию собран проаназированный материал по оцениванию деятельности детей согласно новым федеральным ФГОС НОО"Новая система оценивания в свете введения ФГОС НОО"...

Презентация к выступлению на районном конкурсе Педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды"

Презентация к выступлению на районном конкурсе Педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды"...

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Сценарий выступления педагогической команды "Образовательный десант" на туристическом слете учителей.

Ежегодно в рамках празднования Дня Учителя в нашем городе проходит туристический слет педагогических работников, на котором команда от каждого образовательного учреждения должна преставить себя оригин...