Контроль и оценка знаний
учебно-методический материал

Татьяна Анатольевна Андреева

Критерии оценивания различных видов работ на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_i_kontrol_znaniy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  ЗНАНИЙ

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа, состоящая из примеров:

«5» - без ошибок.

«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

«З» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

«1» - все задания выполнены с ошибками.

Работа, состоящая из задач:

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 негрубых ошибки.

«З» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

«1» - задачи не решены.

Комбинированная работа:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«З» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 грубые ошибки.

«1» - все задания выполнены с ошибками.

Контрольный устный счет:

«5» - без ошибок.

«4» -1-2 ошибки.

«З» -3-4 ошибки.

Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

 3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

 4. Не решенная до конца задача или пример.

 5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

           1. Нерациональный прием вычислений.

           2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

           3. Неверно сформулированный ответ задачи.

           4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

           5. Недоведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3». 

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Объем диктанта:

1-й класс - 15 - 17 слов.

2-й класс - 1-2 четверть – 25 - 35 слов.

                      3-4 четверть – 35 - 52 слова.

    3-й класс - 1-2 четверть – 45 - 53 слова.

                        3-4 четверть – 53 - 73 слова.

    4-й класс - 1-2 четверть – 58 - 77 слов.

                     3-4 четверть – 76 - 93 слова.

Оценки:

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

«З» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.                                                  

Примечание                      

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание.

Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным.

При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«З» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

        «З» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

        «2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

        2-й класс - 8-10 слов.

        3-й класс - 10-12 слов.

        4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«З» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«З» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

ИЗЛОЖЕНИЕ

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«З» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.

СОЧИНЕНИЕ

        «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

        «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

       «З» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

      «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.                          

    «1» - не смог написать на заданную тему.

Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

ТЕМП ЧТЕНИЯ

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

I четверть

5-10 сл/м

25-30 сл/м

50-54 сл/м

70-75 сл/м

II четверть

11-15 сл/м

31-40 сл/м

55-60 сл/м

75-80 сл/м

III четверть

16-24 сл/м

41-45 сл/м

61-65 сл/м

81-90 сл/м

VI четверть

   25-30 сл/м

46-50 сл/м

70-75 сл/м

91-95 сл/м

При проверке техники чтения следует помнить:

1. На чтение стихов и диалогов времени уходит больше.

2. Темп чтения стихотворного текста зависит от настроения, которое вызывает это стихотворение, веселые стихи читаются быстрее.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.

1. Самостоятельная работа:

а) должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);

б) хорошо, если носит разноуровневый характер;

в) предусматривает помощь учителя;

г) проверка осуществляется сразу же на уроке;

д) оценка «2» за данный вид работы не ставится;

е) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Начиная работу:

1. Выясните, подготовлена ли она:

              • устными упражнениями;

              • выполненным домашним заданием;

              • выполненным аналогичным заданием на уроке.

2. Определите цель работы:

               • закрепление знаний;

               • углубление знаний;

                проверка домашнего задания;

               • подготовка к объяснению нового материала.

3. Определите содержание знаний:

               по образцу (на уроке первичного усвоения знаний);

               • по сходной ситуации (на закреплении);

               • в измененной ситуации (на повторении).

4. Определите время, необходимое для выполнения каждому ученику (слабому ученику окажите помощь, слабому дайте дополнительное задание).

5. Определите форму осуществления самоконтроля:

               по готовому решению;

               • по устному ответу;

               • взаимопроверка (проверяющий ученик не зачеркивает, а только указывает на ошибку).

6. Определите, какая помощь будет оказана:

               • памятка-алгоритм;

               • помогающие карточки;

               • включение в работу консультанта.

7. Определите, какие средства будут использованы при проверке:

               • индивидуальные доски;

               • «крылья» доски;

               • экранные средства;

               • самостоятельная работа у доски не очень «сильных» учеников с последующей сверкой их решений с решениями в тетрадях.

8. Начиная работу, сообщите детям:

              • время, отпущенное на задания;

              • цель задания;

              • в какой форме оно должно быть выполнено;

              • как оформить результат;

              • какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание).

9. Продумайте действия учителя на уроке и после самостоятельной работы:

           • сообщите критерии оценки;

           • организуйте проверку;

           • подведите итог.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЬНЫХ РАБОТ

Признаки классификации самостоятельных         работ        

Формы и цель самостоятельных работ

1. По дидактической цели

1. Для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала.

2. Для изучения нового материала.

3. Для систематизации знаний.

4. Для закрепления знаний и умений путем выполнения тренировочных упражнений.

5. Для закрепления знаний путем применения их в новой ситуации.

6. Проверочные, контролирующие

2. По характеру познавательной деятельности

1. Копирующего характера, выполняемые по образцу.

2. Частично-поискового характера.

3. Исследовательского характера

3. По формам организации

учебной деятельности учащихся

1. Фронтальные.

2. Групповые (по дифференцированным заданиям).

3. Парные (по вариантам, дифференцированные).

4. Индивидуально-дифференцированные

4. По источнику знаний

1. С учебником, справочником или другими печатными пособиями.

2. По составлению плана, конспекта лекции, на основании прочитанного или услышанного.

3. По составлению схем, плана после или во время работы с экранными пособиями.

4. С раздаточным материалом.

5. По выполнению опытов.

6. С моделями.

7. По устному и письменному решению расчетных и качественных задач.

8. По написанию диктантов.

9. По экспериментальному решению задач.

10. По подготовке рефератов, докладов, творческих, графических работ

2. Проверочная работа:

а) отдельный вид работы, может быть разноуровневым;      

б) количество проверочных работ должно соответствовать количеству контрольных работ за четверть, за год, т.к. проводятся за 3-4 урока до контрольной работы с целью выяснения готовности детей к написанию контрольной работы и избежания неудовлетворительных оценок;

в) при проведении проверочной работы помощи учителя быть не должно;

г) проверка осуществляется после урока.

3. Контрольная работа:

а) задания должны быть одного уровня для всего класса;

б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;

в) за входную работу оценка «2» в журнал не ставится;

г) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления;

д) неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).

Журнал «Завуч начальной школы» №5,2003 г.

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ПИСЬМЕННЫМИ ТЕКСТАМИ

1. Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста (бегло - т.е. в темпе свободной речи; сознательно - т.е. с пониманием не только общего смысла текста, но и всех его элементов и языковых средств; правильно - т.е. без ошибок и искажений).

2. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; про себя; вслух (сплошное чтение - внимательное прочтение подряд всего материала для целостного изучения содержания текста; выборочное чтение - чтение, которое предполагает определенный отбор материала с целью его углубленного изучения;

комментированное чтение - чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний; чтение по ролям - чтение текста, принадлежащего действующим лицам, с элементами сценической игры).

3. Переходить с одного вида чтения на другой.

4. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста (выразительное чтение - это чтение, характеризующееся следующими признаками: а) ясное, четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп; б) соблюдение пауз и логических ударений; в) соблюдение интонации вопроса, утверждения, отрицания; г) придание голосу нужной эмоциональной окраски: радостной, грустной, ироничной и т.д.).

5. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.

6. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.

7. Определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, аннотация.

8.Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам.

9. Пользоваться библиографической карточкой.

10. Осуществлять библиографическое описание книги одного-двух, авторов.

11. Различать научные, официально-деловые/публицистические и художественные письменные тексты.

12. Подбирать и группировать материалы по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов.

        13. Составлять простой план письменного текста (план - это основные компоненты содержания изученного текста, представленные в четких и кратких формулировках; простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3.

и т.д.).

      14. Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. четко, разборчиво, связно, красиво, в соответствии с утвержденными нормами) списывать и писать под диктовку тексты.

Темп письма к концу года:

1-й класс - 20-25 знаков в минуту;

2-й класс - 25-30 знаков в минуту;

3-й класс - 30-40 знаков в минуту;

4-й класс - 40-50 знаков в минуту.

15. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

16. Создавать письменные тексты различных типов:

Повествование - тип текста, который представляет изменение объекта в движении и во времени. Компоненты повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Повествование отвечает на вопрос: что произошло?

Описание - тип текста, который представляет объект в статике, одномоментно. Компоненты описания: общее представление объекта; подробная характеристика частей, его составляющих, или свойств. Описание отвечает на вопрос: какой?

Рассуждение - тип текста, который представляет причинно-следственные связи объектов. Компоненты дедуктивного рассуждения: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности или неправильности тезиса. Компоненты индуктивного рассуждения: анализ и синтез фактов, вывод. Рассуждение отвечает на вопрос: почему?

Объем сочиненного текста:

1-й класс - 3-4 предложения;

2-й класс - 5-10 предложений;

3-й класс - 12-15 предложений;

4-й класс - 20-25 предложений.

 17. Владеть различными видами изложения текста: по отношению к объему исходного текста - подробное и сжатое; по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное.

Объем излагаемого текста:

1-й класс - 30-40 слов;

2-й класс - 45-60 слов;

3-й класс - 60-70 слов;

4-й класс - 90-100 слов.

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С УСТНЫМИ ТЕКСТАМИ

 1. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.

Восполняющий (открытый) вопрос - это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др. Уточняющий (закрытый) вопрос - это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности суждений («прямые» вопросы, вопросы с частицей «ли»).

3. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.

4. Составлять простой план устного теста.

5. Создавать устные тексты различных типов.

6. Выразительно говорить.

7. Владеть различными видами пересказа текста.

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С РЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ КАК ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

1. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем (наблюдение - это метод познания, заключающийся в целенаправленном, преднамеренном восприятии реальных объектов).

2. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения: структурированное - т.е. наблюдение, осуществляемое по плану;

неструктурированное - т.е. наблюдение, при котором определен только объект наблюдения; полевое - т.е. наблюдение в естественной обстановке; лабораторное - т.е. наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях.

3. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта (качественное описание - это фиксация свойств, указывающих, что собой представляет объект, какие свойства, процессы, явления для него характерны; количественное описание (измерение) - это определение отношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу).

4. Формировать под руководством учителя простейшие модели, т.е. такие материальные (предметные) и мысленно представленные (идеальные) модели объектов, которые в процессе изучения заменяют объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования свойства.

Журнал «Завуч начальной школы» №1,2002 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок контроля и оценки знаний по математике в 3 классе. Тема: "Табличное умножение и деление"

АннотацияУрок контроля и оценки знаний по теме «Табличное умножение и деление» проведен не в форме традиционной письменной  контрольной работы, а в форме игры-соревнования «Олимпийские игры...

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС

В этой статье рассказывается о современных подходах к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС...

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к функциональным компонентам урока по ФГОС

Показан современный подход к контролю и оценке знаний обучающихся, поможет при планировании оценивания различной деятельности....

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Презентация на тему: "Основные виды, методы и формы контроля и оценки знаний учащихся в начальной школе"

Данная презентация содержит практические рекомендации для учителя, работающего в начальной школе в 1 классе. Раскрыты 4 основные формы контроля, этапы формирования оценочного суждения....

Системы диагностики, контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся

  Контроль за усвоением учащимися учебного материала – важнейшая составная часть учебного процесса. Предлагаемые тексты контрольных работ носят комбинированный характер....