Главные вкладки

    Статья "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
    статья

    Николаева Наталья Анатольевна
    Что значит интерактивное обучение? Это форма организации деятельности. Она имеет в виду конкретные и цели. Одна из целей состоит в комфортных условиях таких, при которых ученик чувствует успешность, свою состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Что представляют формы интерактивного обучения? Особенности организации интерактивных форм во внеурочной деятельности школьников. Опыт учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_statya.docx236.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Скажи мне – и я забуду;  

                                                                                                            покажи мне – и я запомню;

                                                                                                      дай сделать – и я пойму.

                                                                                                                     Китайская притча.

    Главная цель учителя современной школы заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. Федеральные государственные стандарты нового поколения включают в состав основных образовательных программ обязательное формирование универсальных учебных действий (далее УУД). Поэтому актуальной задачей для школы становится создание условий для развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

    Согласно новому стандарту обучения в школе должны быть сформированы следующие УУД:

    * личностные;

    * регулятивные;

    * познавательные;

    * коммуникативные.

    Одним из факторов в развитии личности ребёнка является умение учиться через познание мира в сотрудничестве с другими учащимися и учителями. Поэтому одной из приоритетных задач школы является подготовка коммуникабельного ученика, способного ориентироваться в любой ситуации. Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности личности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Кроме того, они определяют образ «Я» как систему представлений о себе и отношений к себе [1, с.37].

    В большей степени формирование универсальных учебных действий происходит на уроках, но также большой интерес представляет и внеурочная деятельность, так как именно здесь учащиеся в непринужденной обстановке могут более полно раскрыть себя и свои способности.

    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [5, с.19].

    В педагогической практике существует огромное количество разнообразных форм организации внеурочной деятельности: словесно-логические, игровые, образно-художественные, трудовые, психологические и так далее.

    Особенный интерес представляют именно интерактивные формы работы. Это объясняется тем, общество сегодня требует от человека умения мгновенно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни, находить общий язык с любым человеком, искать решение сложных вопросов, ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, а также усваивать её и применять в сотрудничестве с другими его членами. 

    Как отмечает В.А. Мижериков, интерактивный(«Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [3, с. 114]. Ссылаясь на данного автора, необходимо отметить, что интерактивное обучение и воспитание — это специальная форма организации познавательной деятельности, целью которой является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [3, с. 115]. 

    При использовании интерактивных форм обучения и воспитания резко меняется роль учителя, он перестаёт быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

    Для сравнения я предлагаю изучить таблицу взаимоотношений учителя с учащимися при использовании активных и пассивных форм и методов воспитания (таблица 1).

    Таблица 1 

    Сравнительная характеристика форм и методов воспитания

    Пассивные формы и методы воспитания

    Активные формы и методы воспитания

    Интерактивные формы и методы воспитания

    Классный руководитель играет

     центральную роль на занятии.

    Преобладает монологовый

    режим общения

    Учитель сам распределяет

    работу, предлагает на занятии

    заранее составленный план.

    Дети на таких занятиях

    являются только объектом

    воздействия взрослых.

    Используется метод

    обсуждения проблем.

    Устанавливается диалоговый

    режим.

    Центральная роль классного

    руководителя остается .

    Занятия не имеют

    жесткой структуры.

    Классный руководитель –

    организатор воспитательного

     процесса.

    Дает консультации,

    помогает в серьезных

    затруднениях.

    Занятие проводится

    в виде сотрудничества

    и взаимодействия.

    Учащиеся на занятиях

    взаимодействуют друг с другом

    Таким образом, из таблицы 1 видно, что при использовании интерактивных форм в организации внеурочной деятельности сам воспитанник определяет цель деятельности, а классный руководитель помогает ему в этом. Кроме того, воспитанник открывает новые знания – классный руководитель рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – классный руководитель содействует, воспитанник активен – классный руководитель создает условия для проявления активности.

    Отсюда следует, что интерактивные формы и методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.

    Развивать коммуникативные умения – значит научить школьника ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, то есть сотрудничать с одноклассниками в процессе коммуникативного общения.

    В начальной школе эффективны следующие интерактивные формы деятельности: деловые и ролевые игры; работа в группах (парах), интерактивная экскурсия, мастер-класс. Выбор перечисленных форм обусловлен простотой в организации, легкости в восприятии и выполнении заданий для детей данного возраста.

    Во внеурочной деятельности также можно использовать следующие технологии интерактивного обучения.

    1) Сменные тройки.

    2) Карусель.

    3)Аквариум.

    4)Незаконченное предложение.

    5)Мозговой штурм.

    6)Броуновское движение.

    7)Дерево решений.

    Существуют и другие формы интерактивного обучения и воспитания, такие как «Займи позицию», «Ковёр идей», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, прессконференция, фокус-группа и другие.

    В своей практике я использую такие интерактивные формы работы, как

    *творческие задания;

    *работа в малых группах;

    *обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

    *использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

    *социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, спектакли, выставки);

    *мультимедиапрезентации и др.

    Расскажем о некоторых из них.

    Работа в парах. Удобно использовать, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

    Карусель, когда образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это неподвижно сидящие ученики, а внешнее  - ученики, меняющиеся каждые 30 секунд или 1 минуту.

    Аквариум. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

    Дерево решений. Класс делится на 3 - 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои решения.

     Займи позицию. Учителем зачитывается какое – либо утверждение и ученики должны подойти к плакату, прикрепив к нему слова «ДА» или «НЕТ». (Желательно, чтобы они объяснили свою позицию).

    Ролевая (деловая игра). Строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. Существует огромное количество форм ролевых игр, используемых во внеурочной деятельности:

     - заочное путешествие;

    - пресс-конференция;

    - круглый стол;

     - сказка;

     - репортаж;

     - клуб по интересам и др.

     Работая в рамках реализации ФГОС внеурочной деятельности необходимо помнить и о некоторых правилах организации интерактивного обучения

     Во-первых, в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

    Во-вторых, нужно помнить о психологической подготовке участников. Только в этой связи внеурочные занятия помогают детям почувствовать себя более комфортно.

    В-третьих, обучающихся не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.

    В-четвёртых, отнестись с вниманием к подготовке помещения для работы.  Кабинет должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

    Как строится интерактивное занятие?  Что является его принципиальными составляющими? Примерная схема:

    мотивация – 5% от времени занятия.

    Постановка задачи - 5% от времени занятия.

    Исходная информация и инструктаж - 5% от времени занятия.

    Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 60% от времени занятия.

    Подведение итогов, рефлексия – 15% от времени занятия.

    Освоение учителем активных методов и приемов обучения невозможно без непосредственного включения в те или иные формы работы. Вот некоторые примеры их использования в личном опыте.

       Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к сочинительству, третьи – к конструированию. 2 сентября 2017 года прошло творческое занятие «Наши таланты». Дети готовили слайд – шоу, стенгазеты об успехах в освоении новых знаний, увлечениях, разных видов деятельности, о том, как добиться результатов и какие трудности приходится преодолевать на этом пути (фото 1).

    Фото 1

    На таких занятиях у учащихся расширяется представление о разных особенностях товарищей, их талантах, ценностных переживаниях, развивается умение задавать вопросы, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    Также в течение всего курса начальной школы действует программа внеурочной деятельности «Играем вместе!» с использованием комплекса интерактивных форм внеурочной деятельности, направленную на формирование таких коммуникативных УУД как        умение участвовать в работе группы, умение распределять функции и роли в совместной деятельности; договариваться с другими; в игре учитывать особенности поведения партнера.

    Учащиеся в младшем школьном возрасте непосредственны и эмоциональны. Особенно это удаётся почувствовать в такой форме, как игра-спектакль. Всем ребятам запомнилось участие в социальном проекте «Сказка для первоклассников». Они не только порадовали сказкой «Лисичка со скалочкой» первоклассников своей школы, но и смогли развивать свои УУД (фото 2). Разработка такого проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить план своих действий по обсуждаемому вопросу, участвовать в обсуждении, ощутить себя значимым членом группы, разделить радость от результата с товарищами.

    Таким образом, использование интерактивных методов многое дает участникам образовательного процесса:

    для каждого ученика:

    -  осознание включенности в общую работу;

    -  развитие ребенка как личности;

     - становление активной позиции в учебной (и иной) деятельности.

    учебной группе:

     - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

     -  принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

     - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

    классу:

     - формирование классного коллектива;

     - повышение познавательной активности класса.

    Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, интерактивное творчество учителя и учащихся безгранично. Нужно только направить его для достижения образовательных целей, решения дидактических задач.

    Среди не названных слабых сторон применения интерактивных форм и методов, можно назвать неготовность некоторых педагогов отойти от руководящей роли в процессе проведения мероприятий, трудности в установлении и поддержании дисциплины, страх показать свою некомпетентность в некоторых вопросах.

    Педагог учится всю жизнь. Такова специфика нашей профессии.  И использование интерактивных методов поможет ему в профессиональном росте, в изменении себя, обучении вместе с учениками.

    Таким образом, технологии интерактивного обучения – это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания.

     

    Список литературы

    1. Григорьев, Д.В.  Внеурочная деятельность школьников.  Методический конструктор:  

          пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011.  – 233 c.      

    1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли.         пособие для учителя / —М.: Просвещение, 2008. –112с.

    1. Мижериков,  В.А.  Психолого-педагогический  словарь  для  учителей  и руководителей общеобразовательных учреждений.-Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544с.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

    –М.:Просвещение, 2010. –36с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

    От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

    Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

    Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

    Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

    Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Моя работа посвящена проблеме использования проектной  деятельности на уроках и во внеурочное время  в начальной школе...

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....