«Основы педиатрии»
материал

Трофимчук Анастасия Ивановна

Оглавление

1.Профилактика заболеваний пищеварительной системы у детей…………....3

2.Календарь прививок…………………………………………………………….4

3.Заболевания пищеварительной системы: острый и хронический гастрит….7

4. Список используемой литературы…………………………………………...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smelysheva_l.n._osnovy_pediatrii_variant_8.docx470.88 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 «Курганский государственный университет»

(КГУ)

Институт педагогики, психологии и физической культуры

Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы педиатрии»

Вариант 8

Выполнил:

студент группы ПФЗ-10718с                                                         А.И. Кровякова

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Социальная педагогика»

Проверил:

доктор мед. наук, профессор                                                        Л.Н. Смелышева

Курган 2019

Оглавление

1.Профилактика заболеваний пищеварительной системы у детей…………....3

2.Календарь прививок…………………………………………………………….4

3.Заболевания пищеварительной системы: острый и хронический гастрит….7

4. Список используемой литературы…………………………………………...12

1. Профилактика заболеваний пищеварительной системы у детей

К сожалению, современные дети становятся жертвами пищевой индустрии. Фастфуд, чипсы, сухарики и газированные напитки становятся привычной едой для дошкольников и школьников. Обычные блюда для детей (каши, супы и пюре) уходят на второй план. Всё это приводит к срыву в пищеварительной системе и возникновению гастритов уже в раннем возрасте. Для предупреждения вредного воздействия неправильной еды необходима профилактика.

Главный вид профилактики — первичная. То есть, предупреждение развития болезней. Здесь наиболее важное значение имеет формирование у ребенка привычки питаться правильно.

1.Первичная.

Данный вид профилактики направлен на формирование здорового образа жизни и предупреждение появления факторов риска.

2.Вторичная.

Этот вид профилактики направлен на выделение детей в группы риска по патологии желудочно-кишечного тракта для исключения развития заболевания. Здесь осуществляется коррекция питания и образа жизни.

3.Третичная.

Профилактика направлена на предупреждение обострений заболеваний органов пищеварения у хронических больных.

Главные задачи профилактических мероприятий:

  • Предупреждение и борьба с факторами риска.
  • Активная пропаганда гигиены и здорового образа жизни.
  • Своевременное выявление начальных симптомов заболевания, пока патология не перешла в хронический необратимый процесс.
  • Диспансеризация (наблюдение под врачебным контролем) и реабилитация (восстановление после болезни) детей с диагностируемым заболеванием желудочно-кишечного тракта.
  • Своевременное лечение обострений (рецидивов) заболеваний пищеварительной системы.

Таким образом, профилактика заболеваний органов пищеварения играет значительную роль в предупреждении патологии желудочно-кишечного тракта. Важно, чтобы дети уже с раннего возраста понимали необходимость соблюдения правил гигиены и здорового питания. Это поможет защитить их от многих проблем, связанных с пищеварением. Конечно, наследственность никто не отменял. Семья, в которой родители (или один из родителей) имеет язвенную болезнь желудка или хронический гастрит, ассоциированный с Helicobacter pylori, может стать источником инфицирования ребёнка, вследствие которого возникнет заболевание. Несмотря на это, мамам и папам не стоит расстраиваться раньше времени. При правильном поведении родителей (соблюдение ежедневных гигиенических процедур, разделение предметов быта на индивидуальные для каждого члена семьи, дробное качественное питание) и исключении вредного воздействия факторов риска патологии желудочно-кишечного тракта у ребёнка можно избежать.

2.Календарь прививок

Использование вакцин оправдано как для профилактики заболевания, так и для его лечения (при затяжном течении болезни, когда требуется простимулировать иммунную систему). Профилактические прививки применяются у маленьких и взрослых пациентов, их комбинация и последовательность введения прописаны в особом документе — Национальном календаре профилактических прививок. Это — рекомендации экспертов по достижению наилучшего результата при минимальных отрицательных последствиях.

Существуют вакцины, которые не применяются в обычных условиях, однако оказываются крайне полезными в случае вспышки той или иной болезни, а также во время поездки в регион, известный сложной эпидемической ситуацией по определенной инфекции (например, холере, бешенству, брюшному тифу и т.д.). Узнать, какие профилактические прививки будет полезно поставить детям по эпидемическим показаниям, можно у педиатра, иммунолога или инфекциониста.

Принимая решение о вакцинации, важно иметь в виду юридические нормы, принятые на территории Российской Федерации:

  • прививка — добровольный выбор родителей. Наказания за отказ от нее не предусмотрено, однако стоит обдумать, чем чревато такое решение для благополучия как вашего ребенка, так и других малышей, которые могут однажды заразиться от него инфекционной болезнью;
  • любая вакцинация проводится в медицинских организациях, имеющих допуск к этому типу процедур (речь идет не только о государственных поликлиниках, но и о частных центрах);
  • прививку должен ставить медик, имеющий допуск к проведению вакцинации (врач, фельдшер или медицинская сестра);
  • проведение вакцинации допустимо лишь препаратами, официально зарегистрированными в нашей стране;
  • перед началом процедуры врач или медсестра обязаны разъяснить родителям ребенка положительные и отрицательные свойства прививки, возможные побочные эффекты и последствия отказа от вакцинопрофилактики;
  • перед введением вакцины ребенка обязан осмотреть врач или фельдшер;
  • если в один день ведется вакцинация сразу по нескольким направлениям, то прививки ставятся в разные участки тела, каждый раз — новым шприцем;
  • за исключением ситуации, описанной выше, период между двумя вакцинациями от разных инфекций должен быть не менее 30-ти дней.

Календарь прививок детям от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте вакцинироваться детям нужно гораздо реже. Однако важно не забывать сверяться с Календарем профилактических прививок, дабы случайно не забыть навестить педиатра в срок.https://pp.userapi.com/c845421/v845421850/207817/X7IzffBD-K0.jpg

Календарь профилактических прививок школьников. В школьные годы за сроками вакцинации детей обычно следит сотрудник медпункта — всем ученикам прививки часто ставят централизованно, в один день. Если у вашего чада есть особенности здоровья, требующие отдельной схемы вакцинопрофилактики, — не забудьте обсудить это с представителями школьной администрации.https://pp.userapi.com/c846124/v846124850/205ea9/AqNYTvpa6Vk.jpg

3. Заболевания пищеварительной системы: острый и хронический гастрит

Заболевания органов пищеварения. Хронические и острые гастриты

Все заболевания желудка делятся на функциональные и органические. К функциональным заболеваниям относятся нарушение секреторной активности желудка, нарушение моторной активности желудка (кардиоспазм, пилороспазм, рефлюкс).

К органическим заболеваниям относят гастриты, язвенную болезнь желудка. К заболеваниям желудка относят состояния после операции (послеоперационные заболевания) и опухоли. В основе функциональных нарушений могут быть нарушения режима питания, неправильная обработка пищи, недостаточное количество первых блюд, еда всухомятку, плохое пережевывание – алиментарные причины. Второй причиной является наличие сопутствующих заболеваний других звеньев желудочно-кишечного тракта.

Клинически функциональные нарушения проявляются в тупых, ноющих болях в области эпигастрия. Боли могут быть схваткообразного характера и сопровождаться чувством тяжести, тошнотой, рвотой. Рвота приносит облегчение.

Дифференциальный диагноз нужно проводить с пищевой интоксикацией, которая сопровождается повышением температуры тела и обезвоживанием.

Лечение заключается в нормализации режима питания, курсовом назначении ферментных препаратов, фитотерапии (фестал, креон, мезим-форте, болотный аир).

Прогноз благоприятный, но возможен переход в гастрит или язвенную болезнь.

1. Острый гастрит

Острый гастрит – острое воспаление слизистой оболочки желудка неинфекционного происхождения. Причиной острого гастрита может быть нарушение питания (изменение режима питания, перегрузка пищеварительного тракта обильной пищей, копченостями, маринадами, холодной пищей (мороженое)). Гастрит может возникнуть вследствие употребления лекарственных средств (аспирин).

Клинически проявляется чувством тяжести и болью в эпигастрии, сопровождается обильной рвотой. Привкус горечи во рту. При пальпации вздутие и болезненность в эпигастральной области. Стул неустойчивый. При адекватном лечении прогноз благоприятный. Излечивание через три дня.

Дифференциальный диагноз проводят с токсикоинфекцией, глистной инвазией.

Лечение проводят назначением диеты (жидкие каши, кисели, овощное пюре, творог, отварная рыба, мясо, черствый хлеб). Ферментные препараты (мезим-форте, инзистан, коэнзим, панзинорм).

2. Хронический гастрит

Хронический гастрит – это заболевание, которое характеризуется хроническим воспалением слизистой оболочки желудка, нарушением регенераторных процессов в слизистой с последующей атрофией желез желудка.

Этиология

Экзогенные факторы – физические (холодная, горячая, грубая пища), химические (пестициды, токсины, консерванты), биологические (поступление в организм аллергенов, микроорганизмов). К эндогенным факторам относятся: повышенная кислотность, нарушение слизеобразования и регуляция пищеварения гормонами.

Классификация

Классификация следующая.

I. По происхождению:

1) первичный (экзогенный гастрит);

2) вторичный (эндогенный).

II. По распространенности и локализации процесса:

1) распространенный гастрит;

2) очаговый (антральный, фундальный) гастрит.

III. По характеру гистологических изменений слизистой оболочки желудка:

1) поверхностный гастрит;

2) гастрит с поражением желез желудка без атрофии;

3) атрофический гастрит (умеренно выраженный с перестройкой слизистой оболочки).

IV. По характеру желудочной секреции:

1) с нормальной секреторной функцией;

2) с пониженной секреторной функцией;

3) с повышенной секреторной функцией.

V. Фазы течения:

1) фаза обострения;

2) фаза неполной ремиссии;

3) фаза ремиссии.

Клиника

Клинически хронический гастрит характеризуется следующими признаками: больной предъявляет жалобы на боль в эпигастральной области во время еды или сразу же после приема пищи. Язык обложен у корня и на спинке белым или желтоватым налетом, при пальпации болезненность в эпигастрии, положительный синдром Меллори. Длительность заболевания более полугода. В анамнезе – у родственников заболевания желудка (хронический гастрит, язвенная болезнь).

Диагностика

Инструментальные критерии диагностики.

1. ФГДС (фиброгастродуоденоскопия) – признаки воспаления в желудке, гиперсекреция.

2. Желудочное зондирование – повышение кислотности натощак, изменение кислотообразования в базальную и стимулированную фазу как в сторону гипосекреции, так и в сторону гиперсекреции.

3. Рентгенологические исследования: изменение складок, большое количество содержимого натощак, спазм привратника, двенадцатиперстной кишки, изменение формы желудка (в виде песочных часов, гастроптоз).

В плане обследования больных должны присутствовать сбор анамнеза, осмотр, анализ крови, мочи, ФГДС с биопсией, желудочное фракционное зондирование, ацидотест, рН-метрия, рентгеноскопия желудка и двенадцатиперстной кишки.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз проводят с язвенной болезнью желудка, эзофагитом, панкреатитом.

Лечение хронического гастрита зависит от уровня кислотности. При повышенной кислотности желудка рекомендованы:

1) диета № 1;

2) антациды, Н2-гистаминоблокаторы;

3) препараты, регулирующие слизистую оболочку (вентер, аллаптоин, солкосерил, актовегин);

4) физиотерапия (лазеротерапия, КВЧ, УВЧ).

При пониженной кислотности желудка рекомендованы:

1) диета № 2;

2) препараты, регенерирующие слизистую оболочку;

3) стимуляторы или заменители кислотной фракции (ацидин-пепсин, панзинорис);

4) витамины группы В;

5) физиолечение (лазеротерапия, электрофорез с витаминами В1 и В6).

При установлении наличия хеликобактер пилори целесообразно назначение денола, антибиотикотерапии (амоксициллин, метронидазол).

Список используемой литературы

1.Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., Академия, 2000.

2.Толкова - Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний. - М., Просвещение, 1984.

3.Все о здоровье вашего ребенка. Полная энциклопедия для родителей. - М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

4.Бисярина В.П. Детские болезни и уход за детьми.

5.«Эпидемиология инфекционных болезней». Учебное пособие. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов, Е.В. Кухтевич, Ю.Ю. Гришина

6.http://med-pomosh.com/?p=792

7.http://www.vidal.ru/encyclopedia/Gastroenterologiya/immunoprofilaktika-gepatita-B


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...