Проектно - исследовательская деятельность
проект

Довбня Светлана Владимировна

Проектно - исследовательская деятельность в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник по проектной деятельности

Ф.И.________________________________________

1. Приходилось ли вам ранее изучать учебный материал с использованием метода проектов?

а) да;

б) нет.

2. Как вы думаете, работать в группе легче?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. При выполнении домашней работы какими источниками информации вы пользовались?

а) учебная литература;

б) информация в сети «Интернет»;

в) другие источники (укажите, какие).

4. Понравился ли вам проект?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

5. Смогли ли вы реализовать себя в рамках проекта?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Нужны ли были вам консультации?

а) да;

б) нет;

в) нужны, но не обращались.

7. Что показалось вам наиболее трудным в работе над проектом?

а) поиск информации;

б) работа в группе;

в) презентация проекта на итоговом уроке.

8. Какие проектные умения вы больше развили в процессе создания проекта?

а) мыследеятельностные (умение ставить цели, планировать работу, оценивать достигнутые результаты);

б) коммуникационные (письменная коммуникация, работа в группе, публичное выступление);

в) умение работать с информацией (поиск и обработка информации).

9. Хотели бы вы продолжить проектную деятельность?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

10. Удовлетворены ли вы продуктом проектной деятельности?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.




Предварительный просмотр:

Выступление.

Меня зовут Михайлина Мария. Я ученица 2 «д» класса школы №8                                                                                                                          Мой проект называется  «Парящая чашка».

  Я посещаю творческий клуб «Hand made», где мы всегда к праздникам делаем подарки, сделанные только своими руками. А когда наступил долгожданный праздник весны – 8 Марта, встал вопрос: Что подарить своей учительнице?  Я решила самостоятельно сделать поделку «Парящая чашка».

   Светлане Владимировне мой подарок очень понравился, а все мои одноклассники с восхищением рассматривали поделку, и тогда учительница предложила мне рассказать подробно об этом виде творчества.

Цель моего проекта изучение истории техники и изготовление топиария своими руками.

  Задачи, которые были поставлены,  вы можете увидеть на слайде.

         Из словарей я узнала, что понятие «топиарий /топиари» это искусство художественной обрезки и предания декоративных форм кронам деревьев, кустарников. Это искусство возникло давно. Благодаря умениям и стараниям садовника топия состояла из деревьев и кустарников различной формы – конусы, шары, колонны, фигуры животных. Сейчас топиарное искусство переживает свой новый расцвет.

Что же такое топиарий в декоре? Топиарий, или как его еще называют "Европейское дерево" - это декоративное искусственное деревце. Это декоративная работа, в которой крона может приобретать самые разнообразные формы. Она прекрасно вписывается в любой интерьер и служит украшением дома.

Топиарий - это способ для современных мастериц выразить себя и порадовать близких. Ведь топиарий сейчас - самый стильный и модный подарок.

    Чтобы узнать, что знают мои одноклассники о топиарии, мы провели анкетирование. Оказывается, что никто из них не слышал о таком искусстве, и всем было интересно узнать о нём и как выполняется топиарий. Это обрадовало и воодушевило  меня – значит, проект будет интересен другим ребятам, они смогут освоить новую технику, а выполненные работы подарить своим друзьям и близким.  

Изучив литературу и интернет ресурсы я,  узнала,  что существуют различные виды топиариев, которые различаются в зависимости от материалов изготовления: Топиарий из бумаги, кофейный топиарий, свадебный топиарий, топиарий из органзы, топиарий – «парящая чашка», топиарий из денег, фруктовый топиарий. Итак, для украшения декоративного деревца можно использовать не только цветы, кофейные зерна, ткань, но и, например: сизалевое волокно, камушки, бусинки, ленточки, различные аксессуары из флористики или швейной фурнитуры. Всего не перечесть. Всё зависит от ваших желаний и фантазии.

  Достоинство техники топиарий в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных поделок. Работа с зернами кофе не оказывает на окружающую среду пагубного (отрицательного) влияния.

 Но при работе с клеевым пистолетом необходимо помнить и соблюдать правила безопасности.

   В результате проделанной работы я:

- узнала, историю происхождения топиария, виды топиариев, подготовила сообщение по этой теме для своих одноклассников;

- изучила всю информацию, и выяснила, что топиарий стал очень популярным видом творчества в нашей стране;

- изучила технику топиария и узнала, что подарок в технике топиария приносит радость, хорошее настроение;

- сделала оригинальный подарок своими руками, использовала бросовый материал;

- создала пошаговую карту – помощницу для своих одноклассников.

   Поставленные задачи были выполнены. Актуальность моей работы в том, что  мои одноклассники узнали, что такое топиарий и  захотели сделать его самостоятельно. Практичность заключается в том, что это отличная идея для необычного и красивого подарка близким и знакомым.

     Считаю, что изделие, изготовленное своими руками, всегда является лучшим подарком, так как при его изготовлении человек вкладывает в него частичку своей души. А поделка в технике топиарий ещё и несёт в каждый дом красоту, уют. К тому же, согласно  восточным поверьям, топиарий принесёт в ваш дом не только счастье, но также удачу и очень много хорошего настроения! А если  дополнительно украсить денежными купюрами, то он будет привлекать в дом достаток.

Готова выслушать ваши вопросы. 

 



Предварительный просмотр:

 Выступление.

Меня зовут Павлова  Маша. Я ученица 2 «д» класса школы №8                                                                                                                          Мой проект называется  «Волшебная мозаика»

   Однажды я с мамой зашла в магазин и увидела коробочку, на которой был чудесный рисунок. Он меня заинтересовал.  Мне захотелось узнать, что же внутри коробки. Мама купила мне этот загадочный набор – это оказалась «алмазная вышивка». Мы ознакомились с правилами работы, а мама показала прием работы со стразами.  Я так увлеклась новой техникой, что создала уже несколько картин, которыми украсила свою комнату. А когда я принесла свои работы  в класс и показала своей учительнице и одноклассникам, то оказалось, что о таком виде искусства знают немногие. Все ребята заинтересовались, как же получаются такие необычные картины, как появилась такая техника, как изготовить такие картины? Моя учительница предложила, изучить  эту технику, познакомить всех ребят с «алмазной вышивкой».

Цель моего проекта: Познакомиться с историей возникновения и приемами алмазной вышивки, изготовить картину в технике «алмазной вышивки»

Задачи, которые были поставлены,  вы можете увидеть на слайде.

  Оказывается, что алмазная вышивка (она же алмазная мозаика, алмазная живопись) – сравнительно новый вид рукоделия, успевший за свою недолгую историю обрести огромную армию поклонниц в разных странах. Работа выглядит как сложная вышивка, только не крестиком и бисером, а крошечными стразами. По сути, к самой вышивке данная техника отношения не имеет, здесь не используется игла, и нет ниток. Современная вышивка алмазной мозаикой зародилась в Китае совершенно случайно. Процесс изготовления состоит в том, чтобы приклеить на готовую схему стразы нужных цветов. Это похоже на выкладывание мозаики, а не на вышивку и не на живопись. Но в интернете прижилось название «алмазная вышивка». Китайские умельцы вдохнули новую жизнь в старую идею и стали выпускать наборы мозаики, с помощью которых каждый сможет создать свой собственный шедевр.

    Для того чтобы узнать, что же знают об алмазной мозаике мои одноклассники мы провели анкетирование.   Оказалось, что все знают, что такое мозаика, но что бывает алмазная мозаика, слышали только 3 человека. Всем одноклассникам было интересно узнать об алмазной вышивке. Это особенно обрадовало и воодушевило – значит, проект будет интересен другим ребятам, они смогут освоить новую технику, а выполненные работы подарить своим друзьям и близким.  

 Польза алмазной мозаики для детей состоит в том, что, как и другие виды рукодельного творчества, алмазная живопись прекрасно успокаивает, способствует снижению стресса, а также развивает мелкую моторику рук. Создание картины из страз прививает  усидчивость и терпение, поможет развитию творческих способностей.

Я считаю, что мой проект удался. В результате работы я:

- узнала историю возникновения мозаики, подготовила сообщение по этой теме для своих одноклассников;

- изучила технику  мозаики и выяснила, что она имеет историю длиной в несколько веков, и главной её целью оставалась потребность в стремлении человечества  к красоте;

- изучила всю информацию, и выяснила, что техника «алмазная мозаика» появилась не так давно;

- выполнила картину в технике «алмазная мозаика» и рассказала  и показала, как она выполняется своим одноклассникам;

- создала пошаговую карту – помощницу для своих одноклассников.

      Актуальность проекта в том, что алмазная мозаика открывает  совершенно уникальные возможности для изготовления подарков своими руками.  

   Считаю, что с поставленными задачами справилась.

Спасибо за внимание, готова выслушать ваши вопросы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Парящая чашка» ученица 2 «Д» класса Михайлина Мария МАОУ «Средняя школа №8»

Слайд 2

Цель: изучение истории техники и изготовление топиария своими руками. Задачи : - выяснить историю возникновения топиария, узнать, на какие группы он делится; - изучить различные источники информации о возникновении топиария; - сделать чашку непроливайку; - вызвать желание у одноклассников создавать красивые вещи своими руками; - создать технологическую карту по его изготовлению для своих одноклассников.

Слайд 3

Объект исследования: сведения о топиарии Предмет исследования: сувенир «Парящая чашка» Методы исследования: - изучение различных источников информации (литературы, сайтов); - аналитический опрос одноклассников; - анализ и обобщение информации; - практическая работа.

Слайд 4

Этапы проекта: Информационный (опрос, поиск информации по теме проекта). Организационный (анализ, обобщение) Технологический (моделирование, практическая работа по изготовлению поделки, создание технологической карты, метод дифференциации, эмоционального погружения) Заключительный (обобщение деятельности, выводы, представление результатов деятельности)

Слайд 5

Анализ анкеты учащихся 2 – д класса

Слайд 6

Берём вилку и сгибаем её в верхней и нижней части Разогреваем клеевой пистолет. Берем вилку и блюдце. Нижнюю часть вилки приклеиваем к блюдцу и удерживаем. Сверху также наносим клей. Технологическая карта-помощница

Слайд 7

После того, как наш клей остыл, мы переворачиваем блюдце. К верхней части вилки, внешней стороны наносим клей. Обратно перевернув блюдце, к нанесённой части вилки клея приклеиваем чашку. Придерживаем чашку, чтобы хорошо приклеилось. Поверх вилки, также наносим клей.

Слайд 8

Вот что получилось. Начинаем приклеивать кофейные зёрна. На каждое зерно наносим клей, а затем быстро его придерживаем на необходимом месте. И так зёрнышко за зёрнышком.

Слайд 9

Клеим и с обратной стороны кофейные зёрна. Вот что получилось. Начинаем оформлять. Достаём из точилки отходы от карандаша и клеим на чашку, в виде веера. На «веер» я решила приклеить зёрна.

Слайд 10

Внизу привязываю к ножке розовую ленточку. И на неё клею бусинку. Перо клею сбоку на край чашки. Мой подарок получился!

Слайд 11

Актуальность моей работы в том, что мои одноклассники узнали, что такое топиарий и захотели сделать его самостоятельно. Практичность заключается в том, что это отличная идея для необычного и красивого подарка близким и знакомым.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебная мозаика» ученица 2-д класса Павлова Маша МАОУ «Средняя школа №8»

Слайд 2

Задачи : - собрать и изучить информацию об искусстве мозаики; - самостоятельно сделать панно в технике алмазная мозаика; - активизировать других ребят на творческую деятельность. Объект исследования: искусство мозаики

Слайд 3

Предмет исследования: картина в технике «алмазной вышивки» Методы исследования: 1. Аналитический опрос одноклассников. 2. Изучение различных источников информации. 3. Анализ. 4. Практическая работа.

Слайд 4

Этапы Методы Содержание работы Информационный Наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, информационная поддержка Изучение литературы, анкетирование Организационный Анализ, обобщение Разработка технологической карты, подготовка материала к работе Технологический Метод дифференциации, эмоционального погружения. Изготовление картины в технике «алмазной вышивки» Заключительный Метод рефлексивного анализа Выводы о проделанной работе, оформление проекта Этапы реализации проекта

Слайд 5

Анализ анкеты учащихся 2 – д класса

Слайд 6

Экологическое обоснование проекта: Изготовленные изделия не приносят вреда окружающей среде. Они не загрязняют природу, а приносят красоту и радость людям. Экономическая ценность проекта: Затраты на изготовление картины не очень большие, поэтому дешевле сделать самой подарок в данной технике, чем купить похожий.

Слайд 7

Польза алмазной мозаики для детей: прекрасно успокаивает, способствует снижению стресса, развивает мелкую моторику рук, создание картины из страз прививает усидчивость и терпение, развивает творческие способности детей.

Слайд 8

В набор входит: - прорезиненная плотная ткань-основа, поверх которой нанесена схема, поверх которой, в свою очередь нанесен клеевой слой с защитной пленкой; - инструкция с символами схемы и иллюстрацией готовой работы ; - алмазные камешки, расфасованные в пакетики; - металлический пинцет для выкладывания алмазиков; - пластиковые блюдца (круглые, квадратные или треугольные ) для работы с конкретным цветом алмазов; - зип - пакеты для хранения камешков.

Слайд 9

Для работы вам потребуется удобное рабочее место с хорошим освещением. Раскладываете перед собой все, что входит в набор. Сверяете номера страз с ключом, который есть на схеме.

Слайд 10

Работу лучше начинать с левого верхнего угла. Отклеиваете небольшой кусочек защитной пленки и смотрите, какие стразы вам понадобятся сначала. Не отклеивайте большие куски и не держите всю схему без защитной пленки . Насыпаете нужные стразы в емкость (разные цвета не смешивать). Если будете выкладывать сразу несколько цветов, то удобнее использовать бокс с небольшими отсеками, для хранения всякой мелочевки (в набор не входит), либо просто насыпаете в разные емкости.

Слайд 11

Выкладываете каждый камушек на свое место, согласно схеме. Старайтесь попадать точно в границы одного элемента. При этом используете инструменты, входящие в набор. Готовую работу поместить в раму под стекло.

Слайд 12

Готовые изделия

Слайд 13

Реклама. Девчонки и мальчишки занимайтесь творчеством! Создавайте чудесные картины своими руками. Я ркие цветы, милые животные, и необычные портреты украсят ваш дом или станут чудесным подарком!

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема исследовательской работы: «Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры» ученица 3-д класса МАОУ «школа №8» Михайлина Мария

Слайд 2

Моя малая родина - город Когалым

Слайд 3

Цель моего исследования : расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО - Югра – ханты и манси. Объект исследования : коренные жители ХМАО - Югры – ханты и манси. Предмет исследования : человек (коренной житель) – семья Русскиных.

Слайд 4

З адачи : 1. Собрать всю информацию о жизни коренных жителей Севера; 2. П ровести анкетирование среди своих одноклассников и выяснить, что они знают о ханты и манси; 3. П роанализировать полученную информацию и сделать выводы; 4. Подготовить выступление с презентацией, а также словарь коренных жителей для одноклассников, сделать буклет.

Слайд 5

М етоды исследования : - анкетирование одноклассников и анализ полученных результатов, - наблюдение ; - экскурсии ; - поиск информации в сети Интернет и анализ собранных материалов.

Слайд 6

В «Русскинской музее Природы и Человека им. А. П. Ядрошникова»

Слайд 7

Путешествие в угодье к ханты – к семье Русскиных

Слайд 8

Практическая часть Анкетирование

Слайд 9

Выступление в классе перед одноклассниками

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Городской конкурс проектных и исследовательских работ

младших школьников «Гости из будущего» в 2019 году

Тема исследовательской  работы:

«Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры»

Секция  «Краеведение»

                     

Выполнила

             ученица 3-д класса

                                                                                                               Михайлина Мария

             Руководитель: 

              учитель начальных классов

Довбня Светлана Владимировна         

             

 

г. Когалым, 2019 год

Содержание

Введение………………………………………………….............3-4 стр.

Основная часть

 I. В «Русскинской  музее  Природы и Человека

им. А.П. Ядрошникова»………………………………………...  5-6 стр.

II. Путешествие в угодье к ханты – к семье Русскиных ……... 6-9 стр.

III. Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры…...…9-10 стр.

Практическая  часть

I. Анкетирование «Что я знаю о коренных жителях нашего округа?»………………………………………………..………….10-11 стр.

Заключение…………………………………………………........11-12 стр.

Список источников информации………………………..........13 стр.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение.                                                                                        

      Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полёта. Наверное, это так и есть. Важно ещё и другое: человек создан для того, чтобы жить окруженный природой, как её неотъемлемая и естественная частица и этому мы можем научиться у коренных жителей - ханты. 21 век должен быть не только веком пластмассы и атома, но прежде всего веком зелёных трав, ярких цветов, чистых прозрачных ручьев и рек. И думать об этом нужно уже сегодня!
      Моя малая родина - город Когалым, здесь я родилась, пошла в первый класс. Мои родители приехали в Ханты – Мансийский автономный округ, чтобы осваивать его просторы – работать в нефтяной отрасли. Когда я еще была маленькой, я увидела людей в необычной одежде. Мама объяснила мне, что это коренные жители – ханты и манси,   они  живут рядом с нами.

      Когда я подросла,  мне захотелось найти ответы на вопросы: Каковы первые жители этих мест? Как выглядят? Какова их культура? Как складывается  их быт? Мне было интересно узнать их жизнь, что они едят, что одевают, как живут.

   На эти вопросы я попыталась найти ответы. В библиотеке я взяла книги и прочитала много из истории коренных жителей Севера. Мне захотелось больше узнать о жизни и быте ханты и манси. Я об этом рассказала маме и тогда вся наша семья отправилась в путешествие. Сначала мы посетили Муниципальное учреждение культуры «Русскинской  музей  Природы и Человека им. А.П. Ядрошникова». Затем мы отправились на стойбище.

   Цель моего исследования: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО - Югра – ханты и манси.

   Тема проекта является актуальной на сегодняшний день, проблемы экологии, загрязнения окружающее среды, люди стали забывать о традициях коренных народов Севера.    

 Исходя из цели, были сформулированы задачи:

  • Собрать всю информацию о жизни коренных жителей Севера;
  • провести анкетирование среди своих одноклассников и выяснить, что они знают о ханты и манси;
  • проанализировать полученную информацию и сделать выводы;
  • подготовить выступление с презентацией, а также словарь коренных жителей для одноклассников, сделать буклет.

Объект исследования: коренные жители ХМАО - Югры – ханты и манси.

Предмет исследования: человек (коренной житель) – семья Русскиных.

Гипотеза: Если я соберу материал о коренных жителях ХМАО - Югры, то восполню недостаток информации, смогу многое  рассказать своим одноклассникам о традициях коренных народов Севера.    

Получить ответы на вопросы мне помогли методы исследования:

  • анкетирование   одноклассников  и  анализ полученных  результатов,
  • наблюдение;
  • экскурсии;
  • поиск информации  в  сети Интернет  и анализ  собранных  материалов.

Основная часть

I.  В «Русскинской  музее  Природы и Человека им. А. П. Ядрошникова                                           

   Муниципальное учреждение культуры «Русскинской  музей  Природы и Человека им. А.П. Ядрошникова» радушно встретил нас и предоставил нам экскурсию «Животные Югры как часть религии и фольклора, обских угров» и «Традиционная культура тром-аганских ханты». Нас познакомили  с животным миром Югры на основе таксидермической коллекции, экскурсовод рассказала не только о биологических особенностях животных, но и представила их, как часть религиозных воззрений коренных жителей Югорской земли.

    Мы узнали, что музей в д. Русскинской  в 1988 году на основе личной коллекции организовал Ядрошников Александр Павлович, энтузиаст, увлеченный историей и культурой края. Музейная экспозиция рассказывает о мире Природы и Человека, гармонично существовавших на протяжении многих тысячелетий. Познакомиться с миром Природы Сургутского  Приобья позволяет уникальная зоологическая коллекция, изготовленная Ядрошниковым А.П. Интересны композиционные решения, позволяющие представить отношения в мире животных. Пушные звери, рыбы и рыбоядные, хищники, олени и лоси, перелетные птицы, боровая дичь смогли «ужиться» в одном музейном зале. Искусность рук, природное чувство композиции, наблюдательность и огромный интерес к природе края помогли мастеру найти правильные способы творческого воплощения. Предметы промысла и рукоделия, одежда, утварь из бересты, средства передвижения, игрушки, украшения из меха и кожи – целый мир взаимодействия человека с окружающей средой. Вторая часть экскурсии прошла в этнографическом зале музея. Нас  познакомили с материальной и духовной культурой тром-аганской группы восточных ханты через предметы этнографической коллекции.

   Особое место в экспозиции занимают предметы, связанные с религиозными воззрениями: на почетном месте находится голова медведя - священного животного ханты. Разнообразно представлено в коллекции прикладное искусство. Экскурсовод ярко и содержательно познакомила нас с прошлым и настоящим маленького народа  Югорской земли.

II. Путешествие в угодье к ханты – к семье Русскиных

   После знакомства с экспонатами музея и узнав много интересного о коренных жителях, Ольга Сергеевна - работник музея организовала нам маленькое путешествие в угодье к ханты – к семье Русскиных.

    Наше путешествие началось. Нас радушно встретил глава семьи Алексей Антонович. Он предложил нам одеться в теплые одежды. Мы переоделись, сели на сани, запряжённые в буран, и поехали по болотам. Вокруг раскрывались бескрайние просторы Сибирской земли. Мы приехали на угодье. Чуть замёрзли, но нас ждала гостеприимная хозяйка и уже накрытый стол. Стол низкий, на маленьких ножках. Едят ханты, сидя на полу. Хлеб только что испечённый, чай с ягодами, уха. Наш хозяин Алексей Антонович ест сырую рыбу. На столе всегда есть брусника, перетёртая с мукой, рыба жаренная, варенье из клюквы, жареное и отварное мясо куропатки, брусника с сахаром. Главное – все блюда северной кухни очень сытны и питательны, чтобы поддерживать энергию в человеке в суровых климатических условиях. Очень любят ханты пить чай. Я узнала, что до появления настоящего чая или когда не могли его купить, пили настой чаги, заваривали листья, цветы и ягоды брусники, черники, шиповника. Обязательным для ханты и манси является то, что даже случайно зашедшего в дом человека нужно напоить чаем.      

   Национальная одежда ханты - малица из оленьей шкуры, на них разные орнаменты и узоры, их сшила хозяйка дома Зоя Павловна. Мы посмотрели, как Зоя Павловна шьёт кисы. Они шьются из лапок оленей, где самая стойкая шкурка. Верёвку делают из прожилок спины оленя. Для шитья шкур требуются силы, очень трудно вдевать иголку в шкуру. Мы сами попробовали шить, оказалось очень сложно без сноровки и умения выполнить даже маленький стежок.

    После облачившись в одежду ханты, что было непросто (она оказалась тяжёлой), мы направились на рыбалку. Дядя Слава показал нам, как перекрывают реку и ставят мордушку, куда заплывает рыба. Оттуда рыбу перекладывают в клетку, где она там плавает до зимы. Мы сами перенесли рыбу в клетку. Зимой рыбой кормят оленей. И ещё перебрались на другой берег реки, собрать рыбу.

   

     Довольные рыбалкой, мы вернулись на угодье. Рассмотрели все постройки. Лабаз – домик на высоких ножках, где ханты хранят еду, чтобы не забрались дикие звери. В печи пекут хлеб, подкладывают угольки и ставят на песок форму. Затем закрывают заслонкой. Печки у ханты особенные. Одна в доме называется – чувал, и в ней готовится еда зимой, а на улице стоит хлебная печь.  Дальше я увидела облас – это традиционная лодка ханты, название лодки происходит от слова   «обло» – «круглый», сделанная из цельного дерева. Изготавливается лодка-долбленка из стволов осины или кедра путем методичного выдалбливания в течение месяца. А на поиск и подготовку древесины иногда уходят годы. 

    Также я увидела сани для перевозки вещей, грузов – нарты - транспорт   упряжной (нарты и упряжь заимствованы  от ненцев).  Они   служат  для  перевозки  домашних  святынь. Езда   на  них  только зимой. Летний домик оленей, пока там хранится ягода - клюква.

   Наше путешествие подходило к завершению. Обратно мы добирались так же на санях, прицепленных к бурану.

 Было весёлое путешествие, и я много узнала о жизни ханты.

III. Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры 

    Я многое узнала о коренных народах Севера. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, большей частью, ставшие позднее территориальными группами. Традиционные занятия ханты – речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство.

  Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, живут на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой – крытых покрышками из оленьих шкур,            летом – из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

   Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х годах в связи с переводом ханты на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях, например в деревне Русскинской, дети учатся в интернате.

     Одежда у северных ханты близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных ханты вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь – меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние – с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги.

   Основные продукты питания – рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо – рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

     Хотя Ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с шаманизмом, культом предков. Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов ("медвежий праздник"), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С "медвежьим праздником" связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

   Культура манси и ханты — весьма интересна. Согласно народным традициям, у обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались и почитаются особо. Верования ханты и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и ханты держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.

        

Практическая часть  

I. Анкетирование

    Для того, чтобы узнать, что знают мои одноклассники о коренных жителях нашего округа, я решила провести анкетирование среди учащихся 3-д класса.  Мною   была  разработана анкета, которая содержала следующие вопросы:

  1. Знаешь ли ты, как живут ханты и манси?
  2. Знаешь ли ты, какие основные занятия ханты и манси?
  3. Знаешь ли ты, какая основная пища ханты и манси?
  4. Знаешь ли ты о традициях ханты и манси?

Всего было опрошено 26 учеников. Анализируя ответы, я составила диаграмму.

    Диаграмма показывает, что многие ребята не знают или что – то слышали о коренных жителях – ханты и манси. Были и такие ребята, которые сказали, что даже не интересовались, как живут ханты и манси.

   Но при ответе на вопрос: Хотел бы ты пополнить свои знания о коренных жителях нашего округа? Все мои одноклассники сказали, что хотели бы узнать о том, как живут коренные жители. Что навело меня на идею сделать для одноклассников презентацию о моих исследованиях и выступить перед ними на классном часе (Приложение 1, 2), а также сделать для них буклет (Приложение 4,5), где будет словарь ханты.  (Приложение 3)

 Заключение

Край ты мой - моя Югория, 
Край лесов и озёр голубых. 
Ты мой мир, моя история, 
И мой дом на просторах твоих.
Югорский край, моя седая Русь,
Я именем твоим горжусь!
Виктор Калинушкин

     В декабре 2015 года исполнилось 85 лет со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Многие из нас  родились, и все мы растём  на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать о  крае, в котором мы  живем. Я задумалась: а насколько хорошо  я и мои одноклассники владеем информацией об истории и  жизни коренного населения Севера ханты и манси. У меня пробудился интерес к  более глубокому изучению родного края. Мне  захотелось узнать подробнее о народах  ханты и манси, каковы культура и  традиции  коренных народов Севера. И почему, наконец, наш округ называется Ханты-Мансийский, хотя коренное население составляет всего 2% от общей численности, проживающих в округе людей.

     В ходе исследования я выяснила, что выжить на Севере – значит существовать в гармонии с природой. Создававшиеся на протяжении веков культуры коренных народов представляют модель экологически «чистых» взаимоотношений человека с окружающей средой. Гипотеза подтвердилась,  работая  над  данным  проектом,  я  узнала    много  нового  из   жизни  коренных  жителей  нашего  края – ханты  и  манси,  их  исторические  корни, их  жизнь  сегодня.  Было интересно  прочитать  новые  книги,  посмотреть  фотографии,  побывать  в  краеведческом  музее… Мои родители  с  удовольствием  помогали  мне  добывать  нужный  материал  и  оформлять  его.  Я  обогатила  свой  кругозор  новыми  словами  и  понятиями.  В целом,   было  очень  интересно  работать над   проектом. Своими  открытиями  я поделились с  одноклассниками, и вызвала у них огромный интерес изучать свой край.

     

Список использованных источников информации:

  1. Авторский коллектив. Югра – взгляд в будущее. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006. – 384 с., с илл.
  2. Казначеева Надежда «Медвежьи игрища» признаны культурным наследием//Югра. – 2016. – с.90 - 91                                                                                                                    
  3. Куриков В.М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой – в третье тысячелетие. – Екатеринбург: Издательский дом «Зевс», 2000. – 192с., с илл.
  4. Куриков В.М – Окно в Югру – атлас – путеводитель. – Ханты – Мансийск: «Рекламно – издательский Центр «ЗЁБРА», 2005. – 447с., с илл.
  5. Чижов Б.Е. Лес и нефть Ханты – Мансийского автономного округа.  – Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1998. – 144с. + 48 с. вкл.
  6. Щукин А. В.  – «Обские угры». – Тюмень: ИФА, 2005. – 207с., с фото  
  7. Щукин А. В.  – «Сказание о земле Югорской». – Тюмень: ИФА, 2005. – 209с., с фото  
  8. Фото из личного архива семьи Михайлиных.

                                                                                                              Приложение 1

Словарь ханты и манси:

Домашняя утварь

 и предметы быта

Охота и рыбалка

Одежда и обувь

Еда

Постройки

Ватлан – берестяная посудина с плотной крышкой.

Апа – берестяная люлька

Пайва – берестяной заплечный короб для переноски ягод, грибов, орехов.

Туес – берестяная посудина с деревянным дном и деревянной крышкой.

Чуман – берестяная посудина, заменяющая таз.

Ани - чашка, блюдо.

Арпа – зимний рыболовный запор на реке

Черкан — сибирский  малый самострел, на колонка, ставится над норой зверка.  

Нял – стрела

Колыдан - остяцкая рыболовная сеть.

Кямка – морда, рыболовная снасть

Напа – берестяное приспособление для переноски крупногабаритных предметов (ловушек, больших кусков мяса).

Садок – плетёная клетка для живой рыбы.

Серкан – деревянная ловушка на колонка, горностая, зайца.

Мордушка - ловушка

Облас – это традиционная лодка ханты, название лодки происходит от слова   «обло» – «круглый», сделанная из цельного дерева.

Малица – мужская одежда из оленьих шкур, внутрь мехом.

Няры – женская обувь из неплю (замши).

Сахи – женская одежда из оленьих шкур, внутрь мехом.

Шабур – халат, малахай из грубого конопляного полотна, надеваемый поверх шубы.

Кисы - традиционная зимняя обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (лап) оленя, с плотной многослойной подошвой, высотой до колена, часто — с небольшим каблучком.

Сурвяка – блюдо, приготовленное из брусники, рыбьего жира, рыбьей муки и толокна.

Урак – копчённая по – мансийски рыба.

Урашница – суп из копчёной рыбы.

Пурлахтын – угощение.

Айнут - питье, напиток.

Карус – сруб

Макол – земляной дом.

Жалины – двухметровые колотые, тонко оструганные лиственничные палки.

Нарта – санки для езды на оленях или собаках.

Хорей – длинный шест для управления оленями.

Чувал – мансийская глинобитная печка – очаг.

Лаба́з - лавас (вероятнее всего от коми лобос — «хижина, сарай») — разновидности хозяйственных или жилых строений; продуктовый склад, лавка, крытый навес; охотничий помост на деревьях.

                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проектно - исследовательская деятельность в учебной деятельности

Выступление учителя начальных классов на методическом объединении...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...