Дополнительная программа «Школа будущего первоклассника»
рабочая программа
Дополнительная программа
«Школа будущего первоклассника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа «Школа будущего первоклассника» | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор школы: _________Н.Л.Минченкова Протокол № 01 Приказ № 42/1 - ОД от 31.08. 2018 г.
30. 08. 2018 г.
Дополнительная программа
«Школа будущего первоклассника»
Учитель: Башмакова Н.А., первая категория
д. Городище
Пояснительная записка
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Программа готовит детей, которые не посещали детские сады, к обучению в школе. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Место занятий в учебном плане.
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обществоведческие знания», «Знания о живой и неживой природе», «Счёт и развитие математических представлений», « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», «Знания и умения в художественной деятельности», «Знания о культуре поведения, умения в этой области». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 20-минутным перерывом. Программа рассчитана на 4 недели. Общее количество занятий – 24.
Ценностные ориентиры.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
правильно использовать кисть при рисовании;
выполнять элементарный орнамент в полосе;
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
использовать основные правила построения линейного орнамента.
Работа с родителями будущих первоклассников.
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей.
Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы родителям» информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы.
Ноябрь:
- Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу».
Январь:
- Лекция «Дидактические игры в семье как средство развития познавательной деятельности»
Март:
- Лекция «Первые дни ребенка в школе»
Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей начальных классов.
Тематическое планирование занятий
« Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Звук, слог, слово. Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах. | 1 |
2. | Предложение. Модели предложений. Гласные звуки. Согласные звуки. | 1 |
3. | Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки». | 1 |
4 | Звуки [а], [о ]. Буквы а, о. Звуки [с], [з ]. Буквы с, з. | 1 |
5 | Звуки [е], [и ]. Буквы е, и. Звуки [п], [б ]. Буквы п, б. | 1 |
6 | Звуки [к], [г ]. Буквы к, г. Звук [э]. Дид. Игра «Грибы, ягоды, цветы» | 1 |
7 | Звук [ы]. Дид.игра «Сломанный телевизор» .Звук [д]. Зимняя обувь. Зимняя одежда. | 1 |
8 | Звук [л]. Буква л. Звук [н]. Буква н. | 1 |
9 | Звук [р]. Буква р. Е. Благинина «Стихи о маме» . Звук [т]. Буква т. | 1 |
10 | Звук [ф]. Буква ф | 1 |
ИТОГО: | 10 ч. |
Тематическое планирование занятий « Весёлая математика».
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Счёт предметов. Сравнение групп предметов. Больше, меньше. | 1 |
2. | Налево, направо, вверх, вниз. Число и цифра 1. | 1 |
3. | Число и цифра 2. Число и цифра 3. Состав числа. | 1 |
4. | Число и цифра 4. Число и цифра 5. Состав числа. | 1 |
5. | Число и цифра 6. Число и цифра 7. Состав числа. | 1 |
6. | Число и цифра 8. Число и цифра 9. Состав числа. | 1 |
7. | Число и цифра 10.Состав числа. Число 0. | 1 |
ИТОГО: | 7 ч. |
Тематическое планирование занятий «Знакомство с окружающим миром».
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Наша страна Россия. Моя деревня. | 1 |
2. | Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. | 1 |
3. | Правила дорожного движения. Азбука пешехода. Вежливые слова. | 1 |
4. | Моя семья. Расскажи о себе. Мои любимые игры и игрушки. | 1 |
5. | Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе. | 1 |
6. | Месяцы года. Дни недели. Время суток. Режим дня. | 1 |
7. | Звери, птицы, рыбы, насекомые. Овощи и фрукты. | 1 |
ИТОГО: | 7ч. |
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Литература
1. Программа «Радуга. На пороге школы». Авторы: Т.Н. Дронова, Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова, Е.В. Соловьёва, Л.Е. Тимощук, С.Г. Якобсон (Составитель Т.Н. Дронова) – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. 2. «100 загадок от а до я» Н. Сотникова, М. – Айрис пресс, 2008 3. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
– комплект для фронтальной работы;
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.
Наборы сюжетных (предметных) картинок
Словари по русскому языку: толковый словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"
Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника».
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника" с УУД....
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника»
Цель программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью е...
Дополнительная образовательная программа Школы будущего первоклассника
Школа будущего первоклассника проводится по субботам. Программа составлена с учётом возрастных особенностей дошкольников и условий даннной школы. Однвременно организуется родительский лекторий....
дополнительная образовательная программа " Школа будущего первоклассника"
подготовка детей к школе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»
Программа рассчитана на ускоренный курс ( 10 занятий)...
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника"
quot;По дорожке в первый класс"...