Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника».
рабочая программа (1 класс) по теме

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника" с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

     

                

                    Дополнительная образовательная  программа

                         «Школа будущего  первоклассника».

                                                 

 Крючкова Любовь Ивановна, учитель начальных классов

 

МБОУ «Богатищевская средняя общеобразовательная школа»

 

П. Богатищево,  Каширский район Московская область

                          2012 -2013 учебный год.

Паспорт программы

1

Наименование программы

 «Школа будущего первоклассника»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Разработчики программы

Крючкова Л.И. – учитель начальных классов

4

Основная цель программы

Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для подготовки к школе детей. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

• социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,

• педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе, создать условия для формирования готовности к обучению, формировать готовность к обучению в школе, развивать интеллектуальные качества, творческие способности и свойства личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника в школе для достижения успехов в учебе и положительное отношение к школе и учёбе.

5

Задачи программы

Формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;

- развитие логики – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие творческих способностей, фантазии;

-организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

-укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

-формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

-развитие речи – умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;

- развитие памяти, внимания, логики;

- развитие познавательных интересов, математических способностей;

- развитие мелкой моторики.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов.

7

Основные направления программы

 1.Снятие психологического стресса перед школой.

2.формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе; расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; развитие элементарных математических представлении, развитие речи и мелкой моторики руки, развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте, обогащение активного словаря ребенка, связной речи.

8

Сроки реализации

Июнь 2013 год

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

-Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

-развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

-формирование его готовности к систематическому обучению.

11

Исполнители мероприятий

Администрация, педагогический состав, будущие первоклассники, родители

12

Финансовой обеспечение программы

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетные

13

Управление программой

Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы

Пояснительная записка. 

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Школа с первых  же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но  требующих максимальной мобилизации интеллектуальных  и физических сил.  На   ребенка влияет   целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

   Что же является наиболее сложным для первоклассников?

1.      Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.

2.      Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.

3.      Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Во время обучения в «Школе будущего первоклассника» учитель будет работать над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:

- мотивация к обучению (желание идти в школу);

- умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем;

- наличие познавательной потребности к  сформированности  «внутренней позиции школьника»;

- умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;

- развитие интеллектуальных процессов;

- развитие фонематического слуха, речи;

- развитие мелкой моторики;

- умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать работать вместе с детьми группы.

Главное назначение подготовительного курса: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы при поступлении в школу у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для реализации этого важно научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрывать их творческие возможности, развить интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на уроке, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием  как для успешного усвоения программного материала, так и  продвижения детей  в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам.        

        Программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий.

Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: «Введение в школьную жизнь», «Занимательная математика», «Основы грамоты» и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников:

Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, одноклассниками).

Основные формы развивающей работы:

Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.

Концептуальные основы построения программы.

Программа Школа будущего первоклассника»' предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ). Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

 Сегодня усилия многих людей, родителей,  учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление.

Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям,  связанными со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Проект ориентирован на удовлетворение:

Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников

Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника

Методы:

Стимулирование и мотивация

Коррекция и самокоррекция

Социальные пробы и ситуации

Убеждение и самоубеждение.

Планируемые результаты.

В конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки: повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор

учатся общаться  друг с другом, работать в парах и группах

привыкают к школе, появляется желание продолжать обучения именно в ней

готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу

ребенок  получает всестороннее развитие

развить познавательные процессы детей (память, внимание, мышление);

привить привычку учиться с удовольствием;

обеспечить необходимый базовый уровень знаний, умений, навыков, которые помогут в дальнейшем хорошо и легко учиться.

Структура программы.

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 4 раздела:

1.Обучение грамоте. Развитие речи -10 часов.

2.Формирование первичных математических представлений - 10 часов.

3.Развитие мелкой моторики - 5 часов.

4.Введение в школьную жизнь» - 5 часов.

Обучение грамоте. Развитие речи -10 часов.

Цель:

Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Тематическое планирование по письму и развитию речи.

№п/п

Тема занятий

Количество занятий

1

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка.

Речь письменная и  устная.

1

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий.

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.

1

3

Письмо коротких линий с закруглением внизу.

Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки.

1

4

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв, объяснить понятия "буква", "звук", "гласный", "согласный";

Звук – буква – слог - слово.

1

5

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу.

Гласные и согласные звуки. Развитие речи (работа с картинками). формировать умение строить простые предложения;

1

6

 Письмо прямой длинной линии с петлёй вверху.

 Упражнения в определении звуков.

1

7

Письмо коротких линий с наклоном. Звук - буква-слог-слово. Звуковой анализ слов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения).

1

8

Письмо длинных  линий с наклоном.

Деление слов на слоги. Развитие речи (работа с сюжетными картинками). Понятие об ударении.

1

9

Письмо овалов и полуовалов.

Гласные и согласные звуки. Выделение всех звуков в слове.Мягкость и твердость согласных звуков. Развитие речи (загадки).

1

10

Упражнения в штриховке фигур.

Звуковой анализ слов. Чему мы научились? Что мы умеем?

1

Планируемые результаты.

Знать:

основное отличие звука от буквы

Уметь:

составлять связные рассказы по картинке из пяти и более предложений;

выделять в словах отдельные звуки;

выполнять звуко - буквенный анализ слов;

ориентироваться на страницах тетради;

правильно сидеть и держать ручку при письме.
Формирование первичных математических представлений - 10 часов.

          Основные цели:

- развитие у детей интереса к математическим знаниям;

-развитие самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления;

- развитие умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

- развивать умения соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве.

Предметное содержание:

Количество и счет.

          Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Образование чисел путем присчитывания по 1, сравнение чисел. Геометрические фигуры.

          Ознакомление с плоскими геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Составление геометрических фигур из палочек.

Свойства предметов.

          Сравнение, классификация по свойствам (цвет, форма, величина, материал).

Ориентирование в пространстве.

          Выделение пространственных отношений: направо-налево, назад-вперед, на, под, над. Определение расположения предмета по отношению к себе.

Задачи на логическое мышление.

Задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

        Сложение, вычитание, присчитывание и отсчитывание по единице. Формирование арифметического действия и способы его выполнения. Самостоятельное составление  задач.

Тематическое планирование по формированию математических представлений

Тема занятия

Кол-во часов

1

Прямой и обратный счет. Знакомство с понятиями: «больше, меньше, столько же», «длиннее - короче», «выше - ниже».

1

2

Рисование по клеточкам. Прямой и обратный счет в пределах 10. Знакомство с понятиями: «направо - налево», «вверх-вниз». Знакомство с геометрическими фигурами.

1

3

Предыдущее, последующее число.

Названия, последовательность, обозначение и состав чисел первого десятка.

1

4

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Число и цифра.

Знакомство с 1,2, 3. Состав числа 2 и 3.

1

5

Цифры 4, 5.Состав чисел 4 и 5.

Счет предметов, сравнение предметов.

1

6

Цифра 6.Состав числа 6.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

1

7

Цифра 7.Состав числа 7. Смысл сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания + - 1.

1

8

Цифра 8.Состав числа 8.

Простые задачи. Составление задач.

1

9.

Цифра 9.Состав числа 9. Геометрические фигуры.

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

10.

Цифра 10. Состав числа 10.

 Сравнение количества предметов на наглядной основе.

Сравнение чисел.

Планируемые результаты.

Знать:

название и последовательность чисел от 0 до10;

состав чисел от 2 до 10.

Уметь:

- считать предметы в пределах 10;

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;

- ориентироваться в тетради.

- распознавать известные геометрические фигуры;

- составлять с помощью учителя простые арифметические задачи по рисункам;

Раздел «Развитие мелкой моторики»  - 5 часов.

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Тематическое планирование.

№п/п

Тема занятия

Количество занятий

1

Упражнения для развития мелкой моторики. Виды штриховок.  Штриховка фигур.

1

2

Рисование по клеточкам. Раскрашивание картинок.

1

3

Лепка любимых персонажей из книг.

1

4

Аппликация из геометрических фигур..

1

5

 Рисование  по теме  «Летний день».

1

Планируемые результаты.

-обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

-развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

-формирование его готовности к систематическому обучению

-активизировать мышление;

 «Введение в школьную жизнь» - 5 часов.

Цель:

Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока.

Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.

Выявить стартовые возможности ребенка.

В области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать);

В области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

В области структурных компонентов развития личности –  уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.

Тематический план занятий курса.

Тема занятия

Количество часов

1

Знакомство. Экскурсия по школе.

1

2

Школьник и дошкольник.

Выработать школьное правило “Приветствие учителя”

Познакомить с правилом “Готов к уроку”, “Урок окончен”. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

1

3

Для чего ходят в школу.

Правила поведения в школе.

1

4

Учимся работать дружно. Работа в группах

аппликация из бумаги.

1

5

Этот разноцветный школьный мир.

Презентация о школе и школьной жизни.

1

Планируемые результаты:

- успешная адаптация ребенка к школе;

- развитие когнитивных процессов.

Литература:

1.Интернет - ресурсы

2.Предшкольное образование  № 3, 2009.

3.Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2009.

4.Федосова Н.А.  Программ «Преемственность. Подготовка к школе». – М.: Просвещение, 2009.

 5.Волина В. Учимся играя. -  Москва, «Новая школа», 2001 .                      

6.Безруких М.М.  Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М.: Дрофа,  2000 г.

7.Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф»,  2001 г 

Зуева Л.Н., Костылев Н.Ю., Соломенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста. Дидактические альбомы (№1,2,3,4) - Астрель – АСТ

8.Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.   

Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школа докторов Здоровья"

Программа составленав соответствии с ФГОС. Составлена программа гтворческой группой: Ракитянская Е.Б., Пантелеева Т.И., Беркутова Г.И. , Однокозова Н.А....

Программа дополнительного образования "Школа здоровья"

Прграмма дополнительного образования. Пояснительная записка: цель, задачи, актуальность, учебный план, учебно - тематический план, краткое содержание тем....

программа дополнительного образования "Школа мастеров"

Данная программа разработана для внеклассной работы с учащимися 1-4 классов....

Конспект группового занятия с учащимися 1 дополнительного класса (школа 8 вида). Тема: Домашние животные.

Представлен конспект группового коррекционо-развивающего занятия учителя-дефектолога с учащимися коррекционной школы  8 вида по теме :Домашние животные. В ходе занятия дети знакомятся с коровой, ...

Программа дополнительного образования "Школа мастеров" для учащихся 1-4 классов

В настоящее время  в соответствии с требованиями к структуре  ФГОС начального общего образования, в части внеурочной деятельности  учащимся предлагается как одно из направлений - проект...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"...