программа дополнительного образования "Школа мастеров"
рабочая программа (технология) на тему

Данная программа разработана для внеклассной работы с учащимися 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Школа мастеров"102 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 12

г. Волжский Волгоградской обл.

                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 12

_____________________/ Ф.И.О.

Программа дополнительного образования

«Школа мастеров»

Для обучающихся начальной школы

Количество часов:

1 класс – 33 ч.

2- 3 класс – 34 ч.

4 класс – 34 ч.

Разработчик программы:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 12

Лазарева Ольга Вячеславоана

                                                                                                         Рассмотрено

на заседании методического совета

МОУ СОШ № 12

Протокол № 2

от 7.10.2010г

ПРОГРАММА

 дополнительного образования

 «ШКОЛА МАСТЕРОВ»

Введение

     ХХI  век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо  в детстве, начиная с начальной школы.  В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный курс может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

     Надпредметный курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо  продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

     Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Программно – методическое обеспечение

2.1.Учебно – тематический план

2.2.Содержание программы

2.3.Информационно – содержательная основа курса

  1. Учебно – дидактическое обеспечение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     В программе представлено поурочное планирование для начальной школы по классам к курсу «Общественно – полезный труд» в соответствии с основными требованиями Новых образовательных стандартов на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

      Поурочные разработки предлагают различные формы и методы организации занятий, предусматривающие размышление, наблюдение, решение творческих задач, планирование работы и коллективный труд. Каждый урок – это обучение технологии наблюдения, изучения материалов, изготовления изделий, планирования своей деятельности. Практическую часть урока обязательно предваряет вводный инструктаж по правилам техники безопасности.

     Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и их опыта трудовой  деятельности. Основным предназначением является формирование технологической культуры младшего школьника, системы знаний и умений в этом направлении, воспитании трудовых и гражданских качеств его личности.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта (В.А.Петерсон)

Содержание программы предусматривает изучение материала по линиям:

  • Культура и эстетика материала
  • Элементы домашнего и прикладного труда
  • Знакомство с миром профессий
  • Проектная деятельность

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Цели курса:

  1. Освоение основ общественно – полезного труда в процессе включения в разнообразные виды трудовой и технологической деятельности.
  2. Овладение безопасными приёмами труда, обще - трудовыми умениями, необходимыми для поиска и использования информации, создания поделок и проектирования.
  3. Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих и коммуникативных способностей.

Основные задачи курса:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;
  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
  • формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
  • развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции;
  • обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;
  • формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.

Программа создана на основе учебно – методической литературы:

  1. Петерсон Л.Г. Кубышева М.А.Типологоя уроков деятельностной направленности.М.: УМЦ «Школа 2000», 2008
  2. Мастерская трудового обучения в 1-4 классах. Методические рекомендации – Новая школа, Арктоус 2000
  3. Долженко Г.И. «100 оригами», Ярославль: Академия холдинг, 2002

              ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УОВНЮ ПОДГОТОВКИ

      К концу года выпускники начальной школы должны знать основы общественно – полезного труда, овладеть безопасными приёмами труда и правила техники безопасности при работе на уроках труда.

      Самостоятельно составлять алгоритм своей работы и выполнять его поэтапно, представлять продукт своего труда, а так же оценивать результат своего ТРУДА И ТРУДА ОДНОКЛАССНИКОВ. 

      Различать материалы: природные и искусственные, уметь изготовить поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина, ткани и ниток по представлению, правильно собирать и хранить гербарий.

      Знать и различать профессии и их особенности.

      Уметь организовать своё рабочее место, содержать в порядке свою комнату, следить за своим внешним видом, содержать в чистоте свою классную комнату.

      Уметь наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений, делать выводы.

Учебно – дидактическое обеспечение.

  1. Мультимедийные презентации по темам.
  2. Наглядные пособия: схемы оригами, «Что нам даёт дерево», схема квартиры и комнаты, выкройки.
  3. Предметные образцы: поделки оригами (кошечка, лисица, утка, лебедь, избушка), кукла из ниток, поделки из картона, бумаги и фольги, образцы из ткани.
  4. Фотографии людей разных профессий.
  5. Инструменты для прикладного труда.
  6. Компьютер, проектор, экран.

                                                               4 КЛАСС

  • Культура и эстетика материала – 11 часов
  • Элементы домашнего труда – 11 часов
  • Знакомство с миром профессий – 3  часа
  • Проектная деятельность – 9 часов

Календарно – тематическое планирование

Наименование тем курса

Форма проведения

Содержание занятий

Кол-

во часов

Дата

1.

Открываем «Школу мастеров»

Беседа (использование презентации)

Подведение итогов прошлого года, повторение правил мастеров

1

2.

«Из чего же, из чего же, из чего же?»

Открытие нового (использование презентации)

Расширение знаний о различных материалах, их группы по использованию в прикладном труде

1

3.

«Наша коллекция»

Занятие - исследование

Классификация материалов

1

4.

Работа с бумагой          Базовая форма:  «Катамаран» «Лодка под парусом»

Практическое занятие

Знакомство с новой базовой формой, изготовление поделки

1

5.

Базовая форма:  «Лягушка» «Ирисы», «Лилии»

Практическое занятие

Знакомство с новой базовой формой, изготовление поделки

1

  6.

Работа с бумагой   «Букет»

Урок творческой рефлексии

Используя свои знания и опыт, дети изготавливают букет из лилий и ирисов, оформление

1

7.

Профессия «архитектор»

Урок-открытие нового  (использование презентации)

ВЕЛИКИЕ АРХИТЕКТОРЫ. Знакомство с особенностями профессии, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

2

8-10.

Работа с бумагой «Средневековый замок»

Занятие - проект

В ходе коллективной работы ученики изготавливают макет

3

11.

Что такое «папье – маше»?

Занятие - исследование

Расширение представлений о техниках работы с бумагой

1

12-13.

«Блюдце для конфет»

Работа с бумагой и клейстером

Практическое занятие

Изготовление блюдца для конфет из кусочков газеты и клейстера

2

14-16.

«Посудная лавка»

Проект построения системы знаний

В ходе коллективной работы дети изготавливают модели посуды (вазы, блюда, чашки) и представляют презентацию своей работы

3

17.

Профессии «столяр и плотник»

Экскурсия - исследование

Экскурсия в школьную мастерскую

( преемственность), расширение знаний о профессиях

1

18.

Элементы домашнего труда «Я и папа – мастера»

Практическое занятие

Работа с родителями и детьми, посильный ремонт мебели в классе

1

19.

Комнатные растения

«Сделаем наш дом уютней»

Беседа (использование презентации)

Знакомство с видами комнатных растений, их роль в жизни человека

1

20.

Комнатные растения

Практическое занятие

Учиться ухаживать за комнатными растениями

1

21.

Комнатные растения

Практическое занятие

Посадка ростков в горшки, поливка

1

22-23.

Подарки своими руками

Работа с картоном, бумагой, фольгой

Практическое занятие

Изготовление подарка своими руками из данного материала, правила безопасного труда

2

24.

«Я иду в гости»

Творческая лаборатория

Учимся оформлять подарки, пользоваться обёрточной бумагой

1

25.

Элементы домашнего труда «Приходите в гости к нам»

Беседа

Рассказы детей о своём доме, их обязанностях по дому

1

26.

«Что где стоит?» Мебель, электроприборы, инструменты

Занятие – исследование

Деление предметов домашнего быта на группы по их назначению

1

27.

Что такое электричество Электроприборы в нашем доме

Урок открытия нового знания

Разъяснение нового понятия, правила пользования электроприборами

1

28.

Работа с природным материалом

Занятие – исследование (использование презентации)

Знакомство с природным материалом (семена, косточки,  и т.д.), способами работы с ним

1

29-30.

«Ваза для цветов»  

Работа с пластилином и природным материалом

Занятие - проект

Правила безопасного труда. Изготовление из стеклянной баночки или бутылки, пластилина и природного материала вазы в ходе коллективной работы

3

31.

Наш класс

Практическое занятие

Уборка класса

1

32- 33

        «Наш школьный двор»

занятие - экскурсия

(посильный труд на территории)

Наблюдение за изменениями природы с приходом весны, уборка пришкольной территории

2

34.

«Мы - мастера»

Итоговое занятие

Построение системы знаний (использование презентации)

Систематизация и обобщение изученного, выставка поделок учеников

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования Кружок «Город мастеров»

Программа кружка "Город мастров" для начальной школы, рассчитана на 1 год реализации, вней отражены основные разделы работы с различными материалами (бумага, пластелин, соленое тесто, работа с тканью,...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Город мастеров"

Главная цель образовательной программы: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в системе дополнительного образования на основе педагогической поддержки его индивидуальности....

Программа дополнительного образования "Школа мастеров" для учащихся 1-4 классов

В настоящее время  в соответствии с требованиями к структуре  ФГОС начального общего образования, в части внеурочной деятельности  учащимся предлагается как одно из направлений - проект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»

Адаптированная образовательная программа  дополнительного образования кружка «Город мастеров»...

Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров"

Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров"...