Программа дополнительного образования Кружок «Город мастеров»
методическая разработка по технологии (1,2,3,4 класс) по теме

Бастрикова Елена Юрьевна

Программа кружка "Город мастров" для начальной школы, рассчитана на 1 год реализации, вней отражены основные разделы работы с различными материалами (бумага, пластелин, соленое тесто, работа с тканью, и бросовым материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_masterov._kruzhok.doc60 КБ
Microsoft Office document icon uchebno_-_tematicheskiy_plan_-_1.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление по спорту и молодежной политике администрации г. Тюмени

МАОУ ДОД ДЮЦ Клуб Детского Творчества им. А.М. Кижеватова

Программа дополнительного образования

Кружок «Город мастеров»

Срок реализации: 1год

Возраст воспитанников: 7 — 10 лет

Составитель: Бастрикова Е.Ю.

педагог дополнительного образования

Тюмень 2011


Пояснительная записка

Дети должны жить в мире

 красоты, игры,сказки, музыки,

 рисунка, фантазии, творчества.

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

   Декаротивно — прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно — техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности.  

   Естественное стремление любого народа украсить  свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения.

  Это стремление сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни: появились картины, вышитые бисером, аппликации из ткани, посуда из глины  и многое другое. Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированную под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, глиной природным материалом, соленым тестом, пластелином, различным бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимым в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, изготовление игрушек, различными полезных предметов для школы и дома.

 Программа расчитана на детей младшего школьного возраста. Работа кружка расчитана на годичное обчение. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно — прикладного искусства, а также в неё вкючены участие в выставке, конкурсах.


Цели программы: - создание возможности творческого развития учащихся.

Задачи программы:

Обучающая:

  1. знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно — прикладного искусства,
  2. формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка,
  3. активизировать познавательную деятельность, фантазию, память, развивать мелкую моторику рук,
  4. обучать рациональным способом использования различных видов материалов.

Развивающая:

  1. пробуждать любознательность в области декоративно — прикладного искусства,
  2. развивать смекалку и изобретательность,
  3. формировать творческие способности,
  4. развитие художественно вкуса, умение видеть и понимать прекрасное.

Воспитывающая:

  1. осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников,
  2. добиваться максимальной самостоятельности детского творчества,
  3. воспитание эстетического вкуса, гордости за свой выполненный труд.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятиях займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

В результате обучения в течении года учащиеся должны получить

Знания:

  1.  материалах и инструментах, о правилах безопасности труда и личной гигиене,
  2.  о видах декоративно — прикладного искусства в жизни человека,
  3.  о способах аппликации,
  4.  о работе с соленым тестом, глиной,
  5.  о хохломской росписи и ее отличительных особенностях.

Умения:

  1. организовывать рабочее место,
  2. работать нужными инструментами и приспособленями,
  3. использовать в работе основные приемы лепки,
  4. выполнять объемные изделия из соленого теста, глины, плстелина,
  5. выполнять поделки из бросового, природного материала и в технике папье — маше.

Перечень материально — методического оборудования

Инструменты: ножницы, кусочки ткани, емкости для воды, пластиковая бутылка, нитки, иголки, шаблоны, линейка, кисточки, деревянные или пластиковые лопаточки, клеенка.

 Материалы: бумага для аппликации, самоклеющаяся бумага, бархатная, цветной, белый картон, ткань (ситец)для салфеток, мех, проволока тонкая, нитки, бисер, ячейка из под яиц, клей ПВА, обойный, клейстер.

Учебно — тематический план на 2010 — 2011 уч. гг.

Разделы и темы

Общее количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

-

1

Раздел «Бумажный город» (работа с бумагой и картоном)

58

7

51

2

Раздел «Пластелиновая гора» (работа с пластелином, тестом, глиной)

16

2

14

3

Раздел «Башня принцессы Иголочки» (работа с тканью, мехом)

48

6

42

4

Раздел «В чудесном лесу» (работа с природным материалом)

18

2

16

5

Раздел «Остров ненужных вещей»

4

2

2

Итого:

144

21

123

Список литературы.

   А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

  1. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
  2. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  3. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
  4. Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
  5. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
  6. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
  7. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  8. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  9. М.А.Гусакова “Аппликация”
  10. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  11. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
  12. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  13. Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  14. Т.И. Еременко “Рукоделие”
  15. “Искусство бисероплетения”  
  16. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  17. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
  18. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  19. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  20. Н.М.Конышева “Умелые руки”
  21. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
  22. “Копилка игр сибирячка”
  23. С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  24. Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
  25. В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
  26. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  27. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
  28. А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
  29. “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
  30. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 1-2 классов.
  31. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 3 класса.
  32. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 4класса.
  33. Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
  34. Д.Р.Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”
  35. В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”

36Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”



Предварительный просмотр:

Управление по спорту и молодежной политике администрации г. Тюмени

МАОУ ДОД ДЮЦ Клуб Детского Творчества им. А.М. Кижеватова

Учебно — тематический план на 2010 — 2011гг.

художественно — эстетического кружка

 «Город мастеров»

Срок реализации: 1год

Возраст воспитанников: 7 — 10 лет

Разработчик:

Бастрикова Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования

Тюмень 2010

Учебно — тематический план на 2010 — 2011 уч. гг. (на 1 год обучения)

Разделы и темы

Общее количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

1

1

1

Раздел «Бумажный город» (работа с бумагой и картоном)

57

7

50

2

Раздел «Пластилиновая гора» (работа с пластилином, тестом, глиной)

16

2

14

3

Раздел «Башня принцессы Иголочки» (работа с тканью, мехом)

47

6

41

4

Раздел «В чудесном лесу» (работа с природным материалом)

18

2

16

5

Раздел «Остров ненужных вещей»

4

2

2

Итого:

144

20

124

Календарно — тематическое планирование

Дата

Содержание материала

Количество часов

Примечание

1

02.09.10

Вводное занятие

Теория: Работа кружка "Город мастеров»

Практика: работа по собственному замыслу

1

1

2

05.09.10

Лепка кувшина

Теория: свойства и характеристика пластилина. Приёмы работы.

Практика: лепка по мотивам гончарных изделий

1,5

1,5

Репродукции натюрморта

3

09.09.10

«Закладка для книг»

Теория: способы сгибания картона и бумаги.

Практика: изготовление изделия из бумаги по шаблону

1

1

4

12.09.10

Изготовление прихватки «Ягодка»

Теория: правила работы с острыми предметами, обсуждение эскиза,

Практика: прихватка «Ягодка»

1,5

1,5

Прихватка «Ягодка»

5

16.09.10

Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

Теория: свойства и характеристика пластилина. Приёмы работы.

Практика: изготовление деталей, украшение деталей узорами, сборка деталей.

1

1

6

19.09.10

«Дымковская игрушка»

Теория: о народных промыслах,

Практика: игра, изготовление игрушки с использованием пластиковой бутылки.

1,5

1,5

Игра «Придумай»

7

23.09.10

Изготовление салфетки

Теория: история вышивки, виды швов,

Практика: выбор эскиза, выполнение работы.

1

1

Виды материалов

8

26.09.10

Аппликация по выбору.Теория:выбор эскиза, обсуждение рисунка. Практика: выполнение работы.

1,5

1,5

9

30.09.10

Сюжетная аппликация «В лесу»

Теория: выбор эскиза, правила работы с острыми предметами,

Практика: поэтапное изготовление аппликации.

1

1

Т/Б при работе ножницами

10

03.10.10

Панно «Осенний узор»

Теория: техника работы с природным материалом,

Практика: изготовление мозаики — панно  с помощью пластилина, семян, плодов рябины.

1,5

1,5

11.12.10

07.10.10 – 10.10.10

"Ангел» (соленое тесто)

Теория: легенда о хлебосолках, правила работы с соленым тестом.

Практика: изготовление фигурки в технике соленого теста.

1 – 1

1,5 – 1,5

13

14.10.10

«Ежик (лепка из соленого теста)

Теория: легенда о хлебосолках, правила работы с соленым тестом.

Практика: изготовление фигурки в технике соленого теста.

1

1

14

17.10.10

Человечек  Пон — Пон

Теория: техника работы с пряжей,

Практика: изготовление игрушки с помощью пряжи и картона

1,5

1,5

Приёмы работы с картоном и ножницами

15

21.10.10

Панно «Осенний лес» Теория: выбор эскиза, Практика: выполнение работы

1

1

16

24.10.10

Бусы для Осени

Теория: способы сборки, как работать с семенами,

Практика: изготовление поделки.

1,5

1,5

17

28.10.10

Корзиночка из пластикового стаканчика

Теория: выбор эскиза,

Практика: изготовление поделки,

1

1

Т/Б при работе с резаком

18

31.10.10

Игрушки из природного материала

Теория: правила и способы работы,

Практика: изготовление игрушек по выбору, обсуждение эскиза.

1,5

1,5

Веточки дерева, семена, косточки персика.

19

07.11.10

Фигурные пряники.

Теория: виды,  способы лепки. Практика: выполнение работы.

1,5

1,5

20

11.11.10

Игрушки из природного материала

Теория: правила и способы работы,

Практика: изготовление игрушек по выбору, обсуждение эскиза

1

1

Веточки дерева, семена, косточки персика.

21

14.11.10

«Кукла — вертушка»

Теория: рассказ о куклах

Практика: поэтапное изготовление куклы.

1,5

1,5

Иллюстрации, образец

22

18.11.10

Мешочек для мелочей

(с вышивкой)

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение изделия

1

1

Правила работы с острыми предметами

23

21.11.10

Рисование по ткани

Теория: рассказ о технике,

Практика: поэтапное выполнение работы

1,5

1,5

Белый картон, цветная или белая ткань, гуашь, клей

24

25.11.10

Подставка под горячее

из пуговиц

Теория: беседа «Какие бывают пуговицы?» способы пришивания пуговиц,

Практика: изготовление подставки.

1

1

Картон, пуговицы, нитки

25

28.11.10

Куклы — неразлучники.

Теория: рассказ о куклах

Практика: поэтапное изготовление куклы.

1,5

1,5

26

02.12.10

Дом для сказочных героев

Теория: правила техники безопасности при работе с острыми предметами,

Практика: конструирование домика,

1

1

Коробочка из под сока, клей, цветная бумага,

27

05.12.10

Игрушка — марионетка

Теория: рассказ о куклах — марионетках,

Практика: Кукла - марионетка

1,5

1,5

28

09.12.10

Аппликация из опилок.

Теория: приемы работы, обсуждение поделки,

Практика: поэтапное выполнение поделки.

1

1

Картон, клей ПВА, опилки

29

12.12.10

Изготовление игольницы

Теория: выбор формы для хранения иголок,

Практика: поэтапное изготовление игольницы,

1,5

1,5

30

16.12.10

Лепка из соленого теста. Фрукты.

Теория: способы работы с солены тестом,

Практика: лепка фруктов из соленого теста

1

1

31

19.12.10

Снежинки из фольги. Составление композиции.

Теория: выбор эскиза,

Практика: работа над созданием композиции.

1,5

1,5

Фольга, цв. бумага, клей, ножницы

32

23.12.10

Новогодняя открытка

Теория: история праздника, главные герои, выбор эскиза.

Практика: приемы работы выполнения открытки.

1

1

Приемы сложения картона

33

26.12.10

Изготовление елочных игрушек

Теория: выбор игрушки,

Практика: изготовление игрушек разными способами.

Картон, кусочки ткани, цв. бумага, клей ПВА, стаканчики,

34

13.01.11

Аппликация из оболочек лука и чеснока.

Теория: как можно использовать луковую шелуху, где ее применяют, для чего.

Практика: Изготовление аппликации

1

1

Луковая и чесночная шелуха

35

16.01.11

Аппликация из ткани и засушенных растений.

Теория: способы засушивания растений,

Практика: выполнение аппликации.

1,5

1,5

36

20.01.11

Букет в вазе. Техника Оригами.

Теория: способы складывания, техника Оригами,

Практика: изготовление  вазы и цветов.

1

1

37

23.01.11

Склейка коробки – матрешки

Теория: способы работы с картоном,

Практика: заготовка шаблонов,

1,5

1,5

38

27.01.11

Бумажный фонарик

Теория: способы работы с картоном,

Практика: заготовка шаблонов,

1

1

39

30.01.11

Выпуклая аппликация.

Теория: способы работы с картоном,

Практика: заготовка шаблонов, выполнение аппликации.

1,5

1,5

40

3.02.11

Путешественницы.

Теория: Что нам дарит природа? (материалы),

Практика: обсуждение эскиза (черепахи), выполнение.

1

1

41

06.02.11

Мартинички из кругов (работа с бумагой)

Теория: работа с бумагой,

Практика: обсуждение эскиза, выполнение аппликации

1,5

1,5

42

10.02.11.

Работа с гофрированной бумагой. Гвоздика.

Теория: работа с бумагой,

Практика: обсуждение эскиза, выполнение аппликации

1

1

43

13.02.11

Бабушкин сундук

Теория: работа с бумагой,

Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы

1,5

1,5

Коробочка из под чая

44

17.02.11

На отдыхе

Теория: работа с природным материалом,

Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы

1

1

Природный материал          (шишки, палочки, пластилин)

45

20.02.11

Райская птичка

Теория: работа с природным материалом,

Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы

1,5

1,5

Природный материал          (шишки, палочки, пластилин, перья)

46

24.02.11

Лесные строители

Теория: работа с природным материалом,

Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы

1

1

Природный материал          (шишки, палочки, пластилин, перья)

47

27.02.11

Зимние цветы

Теория: работа с бумагой,

Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы

1,5

1,5

48

3.03.11

Открытка Маме

Теория: работа с бумагой,

Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы

1

1

49

06.03.11

Пластилиновая аппликация

Теория: способы работы,

Практика: выполнение работы

1,5

1,5

Посвящается маме

50

10.03.11

Брелок для ключей

Теория: приемы работы с кожей,

Практика: выбор эскиза.

1

1

Клеенка, искусств. кожа, резак, ножницы. Тех. Безопасности.

51

13.03.11

Оригами. По выбору детей.

Теория: способы работы,

Практика: выполнение работы

1,5

1,5

52

17.03.11

Оригами. По выбору детей.

Теория: способы работы,

Практика: выполнение работы

1

1

53

20.03.11

Вертушка

Теория: обсуждение работы,

Практика: выполнение работы

1,5

1,5

Трубочки из под сока,

54

24.03.11

Домик для Мальвины

Теория: обсуждение работы, «Что может рассказать дом о своем хозяине?»

Практика: выполнение работы

1

1

55

27.03.11

Украшения, которые мы носим

1,5

1,5

Теория: обсуждение работы,

Практика: выполнение работы

56

31.03.11

Птица – солнце (оригами)

Теория: способы работы,

Практика: выполнение работы

1

1

57

03.04.11

Ваза для цветов (лепка из глины)

Теория: способы работы с глиной,

Практика: изготовление работы.

1,5

1,5

58

07.04.11

Изготовление пальчикового театра

Теория: рассказ о театре,

Практика: шитье игрушки,

1

1

59

10.04.11

Аппликация «Ситцевый рай»

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы,

1,5

1,5

60

14.04.11

Изготовление колокольчиков из глины

Теория: способы работы с глиной,

Практика: выполнение работы,

1

1

61

17.04.11

Геометрическая аппликация

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1,5

1,5

62

21.04.11

Изготовление куклы из мочала

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1

1

63

24.04.11

Работа соленым тестом

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1,5

1,5

64

28.04.11

Изготовление веера из гофрированной бумаги

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1

1

65

01.05.11

Аппликация из цветов

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1,5

1,5

66

05.05.11

Рельефная композиция из пластилина

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1

1

67

08.05.11

«Лети, лети бумажный змей»

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1,5

1,5

68

12.05.11

Работа с бисером

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1

1

69

15.05.11

Пластилиновая аппликация «Волшебная страна»

1,5

1,5

Игра — отгадывание загадок

70

19.05.11

Работа с соленым тестом

Теория: обсуждение эскиза,

Практика: выполнение работы

1

1

71

22.05.11

Цветочки из ткани

Теория: техника работы,

Практика: поэтапное выполнение цветка.

1,5

1,5

72

26.05.11

Итоговое занятие.

Выставка работ

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Город мастеров"

Главная цель образовательной программы: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в системе дополнительного образования на основе педагогической поддержки его индивидуальности....

Программа дополнительного образования. Кружок "Подвижные игры". 1 класс

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Подвижные игры". 1 класс...

Программа дополнительного образования - кружок "Весёлый этикет"

Данная программа кружка рассчитана на 1 год обучения. При проведении занятий учитываются возрастные особенности младших школьников, их подготовленность, существующие навыки и умения. Они ведутся в увл...

Рабочая программа дополнительное образование кружок «ЛЕГО - конструирование»

Рабочая программа курса «Лего – конструирование» составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие м...

Программа дополнительного образования. Кружок "Шахматы".

Актуальность программы «Шахматы» позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качес...

Программа дополнительного образования - кружок "Занимательная грамматика"

Программа дополнительного образования - кружок "Занимательная грамматика" 1-4...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»

Адаптированная образовательная программа  дополнительного образования кружка «Город мастеров»...