Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа ТРИЗформашки», 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Фролова Наталья Яковлевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа ТРИЗформашки» разработана для внеурочной деятельности во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями и положениями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trizformashki.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Школа ТРИЗформашки»

3  класс

Разработчик:

Фролова Наталья Яковлевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 – 2018 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа ТРИЗформашки» разработана для внеурочной деятельности во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями и положениями ФГОС, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1578 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»;
  7. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
  8. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования;
  9. Письмо МОиН РФ от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими материалами по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся»);
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  11. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на период 2015-2019 годы;
  12. Авторская программа курса «Школа ТРИЗформашки» для 1-4 классов. Дереполенко М.А.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности учащихся.

Программа внеурочной деятельности  разработана для развития интеллектуальных способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, и на создание условий, обеспечивающих их творческую деятельность, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Интеграция предметов в образовательных учреждениях с использованием комплексного и блочного подходов в преподавании позволило повысить интенсивность обучения. Один из предметов, который способен внедрить эти направления, является информатика.  

Одновременно, возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Постепенно наряду с традиционным обучением, в педагогический процесс начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

Одна из  инновационных технологий, способная повысить эффективность образования  –  это  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, разработанная Г.С. Альтшуллером), которая положена в основе ТРИЗ-педагогики.

Основные идеи  ТРИЗ-педагогики заключаются в следующем:

  1. Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России.
  2. Помочь человеку полностью самореализоваться и прожить свою жизнь по максимуму. Для этого необходимо:
  • определить врожденные способности человека;
  • развить все положительные качества человека;
  • перевоспитать все отрицательные качества.

3.        Воспитать важнейшее качество личности - нравственность.

4.        Укрепить физическое и психологическое здоровье детей.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Элементы ТРИЗ в данной программе «Школа ТРИЗформашки» дадут детям действенные инструменты творчества, в основе которых – опыт реальной изобретательной и исследовательской деятельности. Данная программа объединила в себе элементы ТРИЗ + предмет «информатика», которые и дали название программе «Школа ТРИЗформашки».

Цель – научить учащихся раскрывать резервы своей личности с помощью специальных методов и приемов обучения.

Задачи:

  1. сформировать положительное отношение детей к учебному процессу;
  2. развивать самостоятельность, уверенность в своих силах;
  3. развивать память, внимание, логику, мышление;
  4. развивать умение анализировать и решать изобретательские, практические задачи;
  5. развивать творческое воображение, фантазию, речь.

Задачи реализуются через систему занятий, на которых создаются ситуации моделирующие реальность. Занятия могут проводиться в виде: викторины, игры, конкурса, тренинга и т.д.

На занятиях можно использовать разные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, коллективную или индивидуальную.

Программа творческая и, значит, она немыслима без творческих уроков,   где предлагаются игры с творческим ролевым сюжетом, инсценируются различные логические ситуации, проводятся научные обозрения, устные журналы.

Игровая форма уроков с разнообразными видами упражнений, примеров и задач, вовлечение всех детей в полидиалог, предоставят каждому ребенку высказать свое мнение. Основной метод обучения детей – проблемно-поисковый, когда учащиеся самостоятельно находят решения творческих задач. Важную роль играет и умение педагога создать на занятии «ситуацию успеха», обстановку раскованности. Необходимо, чтобы обучающиеся получали удовольствие от процесса «думания». Задачи, используемые на занятиях, должны быть предельно конкретными, сопровождаться подробностями, воссоздающие реальную жизненную ситуацию. Желательно, чтобы форма вопросов стимулировала творческое воображение, была бы живой и образной.

В данной программе рассматриваются основные направления развития учащихся средствами предмета «Информатика»:

1. Алгоритмизация.

2. Информация.

3. Моделирование.

Интегрированный подход (Элементы ТРИЗ + предмет «Информатика») позволяет также охватить единой обучающей средой  и элементы психологии, математики, логики.

На протяжении всех занятий выстраиваются в следующие блоки:

  1. Диагностическое тестирование.
  2. Развитие психофизических качеств личности.
  3. Работа с тестами.
  4. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин.
  5. Уроки-информашки.
  6. Логические игры.
  7. Работа в интеллектуальном театре.
  8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка.

Материал каждого блока рассматривается на протяжении всего курса концентрически,  т.е. углубляется и расширяется в зависимости от возрастных особенностей и года обучения (объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу).

Систематическое проведение занятий по «Школе ТРИЗформашки» будут способствовать всестороннему развитию психофизических качеств личности. Выстроенные в определенной последовательности и подкрепленные соответствующим тестированием упражнения обеспечат комплексное развитие памяти, внимания, речи,  интуиции, фантазии, воображения, нестандартного творческого мышления, повысят интерес не только к конечным результатам работы, но и, что особенно важно, к самому процессу познания. Более того, разнообразие тематики занятий сделает процесс обучения более радостным и интересным, научит удивляться и познавать, находить правильное решение в нестандартных ситуациях, принимать участие в решении проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин, рассматривать их в целом.

Предлагаемая развивающая программа «Школа ТРИЗформашки» для учащихся 3 а класса – 35 часов в год (1 час в неделю);

Программа «Школа ТРИЗформашки» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, которая позволит учащимся повысить уровень освоения любых предметов. Использование элементов ТРИЗ сделает педагогический процесс эффективным, сформирует системно-диалектическое мышление, способность применять творческие методы и модели в любых ситуациях, самостоятельность учащихся  и углубит их  знания.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметные результаты:

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Моделировать ситуацию.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 
  • Конструировать несложные задачи.
  1. Содержание занятий «Школа ТРИЗформашки»

Блок 1. Диагностическое тестирование (2 ч)

Диагностика уровня интеллекта. Диагностика особенностей внимания. Диагностика памяти.

Блок 2. Развитие психофизических качеств личности (5 ч)

        Упражнения на развитие навыков правильного распределения внимания.

Игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, память, внимание, пространственно-временной ориентации. Игры на развитие интеллектуальных способностей. Игры на развитие логического мышления.

Блок 3. Работа с тестами (5 ч)

Правила работы с тестами. Выполнение тестов логического содержания.

Блок 4. Уроки-информашки. (4 ч)

             Занимательный материал по информатике.

Блок 5. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин (8 ч)

Проведение интеллектуального марафона (2 этапа). Разбор интеллектуального марафона. Игры, конкурсы, соревнования на закрепление изучаемого материала. Знакомство с методами и приемами решения нестандартных задач. Построение алгоритма решения творческих задач. Конкурс «Умники и умницы». Конкурс Эрудитов.

Блок 6. Создание логических игр своими руками.  (2 ч)

Знакомство с логическими играми. Создание логической игротеки. Игры на развитие комбинаторных способностей. Моделирование игр.

Блок 7. Работа в интеллектуальном театре (4 ч)

Инсценирование логических задач. Построение алгоритмов решения задач. Подготовка и проведение научных обозрений, устных журналов.  

Блок 8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка (3 ч)

Предметные олимпиады.

Резерв 2 ч.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы .

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Организацион

ные формы обучения

План

Коррек

ция

Блок 1. Диагностическое тестирование (2 ч)

1.

Диагностика уровня интеллекта.

1

Диагностика

2.

Диагностика особенностей внимания. Диагностика памяти.

1

Диагностика

Блок 2. Развитие психофизических качеств личности (5 ч)

3.

Упражнения на развитие навыков правильного распределения внимания.

1

Деловая игра

4.

Игры, тренирующие память.

1

Деловая игра

5.

Игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции.

1

Деловая игра

6.

Игры на развитие пространственно-временной ориентации.

1

Деловая игра

7.

Игры на развитие интеллектуальных способностей. Игры на развитие логического мышления.

1

Деловая игра

Блок 3. Работа с тестами (5 ч)

8.

Правила работы с тестами.

1

Беседа

9.

Выполнение тестов  логического содержания.

1

Работа с тестом

10.

Выполнение тестов  логического содержания.

1

Работа с тестом

11.

Выполнение тестов  логического содержания.

1

Работа с тестом

12.

Выполнение тестов  логического содержания.

1

Работа с тестом

Блок 4. Уроки-информашки. (4 ч)

13.

Занимательный материал по информатике.

1

Викторина

14.

Занимательный материал по информатике.

1

Соревнование

15.

Занимательный материал по информатике.

1

Соревнование

16.

Занимательный материал по информатике.

1

Конкурс

Блок 5. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин (8 ч)

17-18.

Знакомство с методами и приемами решения нестандартных задач. Построение алгоритма решения творческих задач.

2

Деловая игра

19.

Проведение интеллектуального марафона

(1 этап).

1

Интеллектуальный марафон

20.

Разбор результатов интеллектуального марафона (1 этап).

1

Смотр знаний

21.

Проведение интеллектуального марафона  

(2 этап).

1

Интеллектуальный марафон

22.

Разбор результатов интеллектуального марафона (2 этап).

1

Смотр знаний

23.

Конкурс «Умники и умницы».

1

Конкурс

24.

Конкурс Эрудитов.

1

Конкурс

Блок 6. Создание логических игр своими руками.  (2 ч)

25.

Знакомство с логическими играми. Создание логической игротеки.

1

Деловая игра

26.

Игры на развитие комбинаторных способностей. Моделирование игр.

1

Деловая игра

Блок 7. Работа в интеллектуальном театре (4 ч)

27.

Построение алгоритмов решения задач.  

1

Деловая игра

28.

Подготовка и проведение научных обозрений, устных   журналов.  

1

Выступления

29.

Инсценирование логических задач.

1

Ролевая игра

30.

Инсценирование логических задач.

1

Ролевая игра

Блок 8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка (3 ч)

31.

Предметные олимпиады.

1

Олимпиада

32.

Предметные олимпиады.

1

Олимпиада

33.

Подведение итогов предметных олимпиад.

1

Смотр знаний

34.

Резерв

2

35

Методическая литература для педагога

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. – М.: Первое сентября, 2004.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.:   Роспедагентство, 2010.      
  3. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по воспитательной работе

_______________________Барба А.Н.

                                                                                «______» ____________________ 2017 год      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс  "Школа добрых дел". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа докторов здоровья

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности  и направлена  на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за со...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа рисования"

рабочая программа и тематическое планирование для начальной школы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" (кружок)

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.Здоровье подразумевает не только отсутствие боле...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа общения" начальные классы

Программа внеурочной детельности способствует формированию основ морали,социальной культуры, воспитанию нравственного чувства и этического сознания младших школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс...