Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа по  внеурочной деятельности кружка "Волшебная кисточка" составлена по общекультурному направлению  в соответствии с Федеральным законом  от  29 декабря 2012 года №273 - ФЗ "Об образовании РФ".  "Волшебная кисточка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа31.63 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

3 КЛАСС

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»  составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  ФГОС начального общего образования, Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", на  основе  программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная  Министерством образования Российской Федерации,  основной образовательной программой начального общего образования Филиал МАОУ «Ярковская СОШ» Дубровинская СОШ,

Программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназначена для внеурочной и кружковой работы с детьми младшего школьного возраста  и рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы. В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть  предназначение  искусства,  служащее,  прежде  всего  духовной  пищей,  представляющей  совокупность  красоты  и высоконравственного, доброго смысла. Младшего школьника нашего времени необходимо развить, как творческую личность.

Новизна программы. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает им педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.

Художественный  образ  лежит  в  основе  передаваемого  детям  эстетического  опыта  и  является  связующим  понятием  в  системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.  

Объясняя детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им. Необходимо подвести

детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи программы:

  • содействие  овладению  элементарными  навыками  и  умениями  изобразительной  деятельности,  усвоению  знаний  о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • ознакомление  детей  с  нетрадиционными  техниками  изображения,  их  применением,  выразительными  возможностями, свойствами изобразительных материалов;  
  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры);
  • создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • формирование чувства цвета, формы;
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • содействовать формированию  учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение).

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КУРСУ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Личностные результаты:

•  уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей;

•  развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;

•  формирование духовных и эстетических потребностей;

•  воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

•  называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

•  самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохи;

•  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить..

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

•  проговаривать последовательность действий на занятии;

•  учиться работать по предложенному плану;

•  учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

•  учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

•  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

•  с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

•  учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

Познавательные УУД:

•  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

•  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

•  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

•  преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

•  уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а)  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

б)  оформить свою мысль в устной и письменной форме;

•  уметь слушать и понимать речь других;

•  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;

•  учиться согласованно, работать в группе:

а)  учиться планировать свою работу в группе;

б)  учиться распределять работу между участниками проекта;

в)  понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г)   уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. «Мы рисуем осень» -  8 ч

Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись)

Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности

-рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

-рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

-рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

 Аппликация

-составление сюжетных аппликаций на сюжеты русских народных сказок.

 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

-виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

-действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

 Декоративная работа

-выполнение эскизов росписи игрушки - матрешки

 Раздел 2. «В мире сказок» –  8 ч.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись)

-выполнение графических и живописных упражнений.

- рисование игрушек (золотая рыбка)

Рисование на темы

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

-рисование на темы: «В сказочном подводном мире»

-иллюстрирование:  «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина

Декоративная работа

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

-выполнение эскизов, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки и т. п.);

-выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

-родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);

-форма, объем и цвет в рисунке, живописи

Раздел 3. Красота в умелых руках 11 ч.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись)

-рисование предметов быта (детское ведерко, детская лопата)

-рисование животных (заяц, кролик

-рисование игрушечных машин (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом), народных игрушек (глиняные свистульки - Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов - Майдан);

Рисование на темы

-рисование на темы: «Городские и сельские стройки»

-иллюстрирование:  «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова

Декоративная работа

Углубленное знакомство с народным декоративно - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой.В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

-выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки.

-выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук)

-раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии;

-выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Лепка

-лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;

-лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

-русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве, выразительные средства декоративно - прикладного искусства;

-старинные города России;

-тема труда в изобразительном искусстве

Раздел 4 . Пусть всегда будет солнце 7ч.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись)

-рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

-рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

Рисование на темы

а)рисование на темы: «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце»;

б)иллюстрирование  стихотворения Д.Родари «Всемирный хоровод»

        Аппликация

-составление аппликации «Весенняя сказка цветов»;

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

-музеи России.

-наша Родина - Россия;

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

№ п/п

Содержание программы

Количество часов по теме

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Мы рисуем осень

8

Воспринимать и  выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и  объяснять разницу.

Выбирать и  использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок,

орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости

в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа,

здания, предметы.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

2

В мире сказок

8

3

Красота в умелых руках

11

4

Пусть всегда будет солнце

7

Всего

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата

По факту

Предметные

Метапредметные

Дата по плану

Раздел 1. «Мы рисуем осень» -  8 ч

1

 Рисование по памяти  «Прощаемся с теплым летом» (карандаш, акварель)

1

Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж

Уметь отражать в рисунке природные явления

Л. (мотивация учения, смыслообразование

П.(выбор оснований и критериев для сравнения, моделирование)

Р. (постановка учебной задачи, самооценка)

К. (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

05.09

2

Рисование с натуры осенних листьев сложной формы (акварель)

НРК «Листья нашего края»

1

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура )

Уметь анализировать форму, цвет

П. (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

Р (постановка учебной задачи, удерживание цели)

К. (строить понятные собеседнику высказывания).

12.09

3

Рисование с натуры веток с осенней окраской

1

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет)

Уметь анализировать форму, цвет.

П.(действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

Р. (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

К. (взаимодействие под руководством учителя)

19.09

4

Декоративное рисование «Русская матрешка в осеннем уборе» (карандаш)

1

Знать форму изображения круга

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов

26.09

5

 Декоративное рисование «Русская матрешка в осеннем уборе» (акварель)

1

Знать о пропорциях и пространственном расположении предметов

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– организовать рабочее место.

Р. (коррекция – сравнение своей работы с образцом)

П (выдвижение гипотез и их обоснование)

К. (слушать и слышать учителя, строить понятные высказывания)

Л. (проявление активности)

03.10

6

Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»  (акварель)

НРК «Овощи нашего огорода»

1

Знать правила смешения основных красок

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции

10.10

7

Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме» (карандаш, гуашь)

1

Знать о цветовом контрасте

Уметь:

– понимать «язык» украшений.

Р. (работа по плану, удерживание цели)

П. (сравнивать объекты по критериям, моделирование)

К. (взаимодействие под руководством учителя)

17.10

8

Беседа «Сказка

в произведениях русских художников».

Составление сюжетной аппликации на сюжеты русских народных сказок.

1

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства

Уметь:

– высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве;

– рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве

Р. (коррекция – сравнение своей работы с образцом)

П (выдвижение гипотез и их обоснование)

К. (слушать и слышать учителя, строить понятные высказывания)

Л. (проявление активности)

24.10

Раздел 2. «В мире сказок» –  8 ч.

9-10

Иллюстрирование «Сказки  о царе Салтане» А. С. Пушкина

2

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Знать понятие «иллюстрация».

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников               (В. М. Васнецов)

Л. Формирование познавательного мотива.

П. Поиск и выделение нужной информации.

К. Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Р. Прогнозирование результата.

07.11

14.11

11

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» (карандаш)

1

Знать о пропорциях и пространственном расположении предметов

Уметь:

–анализировать произведения изобразительного искусства;

– самостоятельно выполнить с натуры рисунок (рыбка) в нужной последовательности

21.11

12-13

Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» (карандаш)

2

Знать и уметь определять «теплые» и «холодные» цвета

Уметь:

– сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими;

– анализировать произведение изобразительного искусства;

– объяснить последовательность выполнения рисунка

Л. Формирование познавательного мотива.

П. Поиск и выделение нужной информации.

К. Умение слушать и вступать в диалог.

Р. Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.

28.11

05.12

14

Декоративная работа «Сказочный букет» (карандаш, гуашь)

1

Знать что такое «композиция»

Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса

Р. (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

П.(устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции)

К.(построение оценочных высказываний, участие в коллективном создании замысла)

Л.(принятие позиции учащегося)

12.12

15

Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки»

(карандаш, акварель)

1

Знать о различных предметах народного орнаментального искусства

Уметь:

– объяснять последовательность выполнения рисунка;

– выполнить самостоятельно эскизы елочных игрушек-украшений

Р.(постановка учебной задачи, удерживание цели)

К.(строить понятные собеседнику высказывания)

П.(самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

19.12

16

Декоративная работа «Мы готовимся

к встрече Нового

года – праздника

радости сказок»

(карандаш, гуашь)

1

Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением.

Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски

Раздел 3. Красота в умелых руках 11 ч.

17

Рисование  по памяти  «Труд людей зимой»

НРК «Труд людей зимой в нашем крае»

1

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь:

– составлять композицию;

– обсуждать композиции рисунков;

– правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, характерности поз и движений

Р.(постановка учебной задачи, удерживание цели)

К.(строить понятные собеседнику высказывания)

П.(самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

26.12

18

Тематическое  рисование «Городские и сельские стройки»

1

Знать архитектуру Московского Кремля.

Уметь:

– последовательно работать над тематическим  рисунком.

Л. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

П. Подведение под понятие – распознавание объектов. Формирование универсального логического действия – синтез (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). Умение структурировать знания.

К. Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.

Р. Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

16.01

19

Рисование с натуры «Орудия труда человека» (карандаш)

1

Знать:

– понятие и сущность светотени и ее градаций;

– орудия труда человека

Знать:

– понятие и сущность светотени и ее градаций;

– орудия труда человека

Р.(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

П.(сравнивать объекты по критериям, моделирование)

К.(принятие различных позиций и точки зрения на предмет)

Л.(проявление активности)

23.01

20-

21

Декоративное рисование «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь)

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

2

Знать:

– произведения декоративно-прикладного искусства;

– традиции народного творчества.

Уметь выполнить самостоятельно рисунок

с изображением богородской игрушки

Р.(принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

П.(выдвижение гипотез и их обоснование)

К. взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения)

Л.(проявление активности

30.01

06.02

22

Декоративное рисование  «Красота в умелых руках» (гуашь)

1

Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка

Уметь:

– выполнять элементы хохломской росписи;

– передавать форму и пропорции, объем предмета

Л. Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.

П. Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К. Формирование умения контролировать действия партнёра.

Р. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

13.02

23

Декоративное рисование  

 «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке»

1

Знать особенности композиции узора в квадрате.

Уметь:

– показывать общее и разное в образных решениях;

– заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора

20.02

24

Рисование  по памяти и представлению. Домашние животные (карандаш)

НРК «Животные моего двора»

1

Знать:

– особенности изображения жизни домашних животных;

– художников-анималистов и их произведения

Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное

Р.(принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

П.(выдвижение гипотез и их обоснование)

К. взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения)

Л.(проявление активности

27.02

25

Лепка  птиц и зверей  по памяти или по представлению

1

06.03

26

Иллюстрирование стихотворения

Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Знать цветовую окраску предметов.

Уметь:

– видеть сюжет;

– построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом;

– детально прорисовать деда Мазая и зайцев

Л. Формирование умения называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; объяснять своё

П. Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.

К. Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении

Р. Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

13.03

27

Лепка фигуры зайца

1

20.03

Раздел 4 . Пусть всегда будет солнце 7ч.

28

Беседа на тему: «Большое космическое путешествие»

1

 Знать:

 о космосе;

– зрительном образе космоса;

– об освоении космоса.

Уметь:

– работать командами (экипажами) над композициями космического пространства;

– выполнять работу в контрастном колорите

Л. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

П. Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей,

К. Учёт разных мнений и умение обосновывать своё умение

Р. Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.

03.04

29

Тематическое

рисование «Полет на другую планету»

1

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).

Уметь выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

10.04

30

Рисование с натуры «Ветка вербы»

(акварель)

1

Знать о пропорциях

 Очертания, и о цветовой  окраске  веточки вербы

Уметь:

– передавать пространственное положение ветки вербы;

Л. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

П. Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К. Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Р. Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

17.04

31-32

Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод»

2

Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные

Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и в колорите

Л. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

П. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы.

К. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Р. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

24.04

08.05

33

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

 Аппликация   «Весенняя сказка цветов».

1

Знать: стихи о весне, о пропорциях очертания,

и о цветовой  окраске весенних цветов (тюльпаны, нарциссы)

Уметь:

– наблюдать, замечать в природе прекрасное,

сравнивать с изображением на полотнах живописцев;

15.05

34

Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце»

1

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета)

Уметь:

– составлять композиции;

– анализировать репродукции;

– выполнять рисунок карандашом и в цвете

Л. Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации.

П. Формирование умения устанавливать аналогии.

К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Р. Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

22.05

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВИДЫ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

1. Использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские емкости ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.  Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки в младших классах – это украшение платьев, следы зверей и т.д.  В старших – получаются красивые пейзажи. В настоящее время пальцевой живописью занимается художник из Германии Гюнтер Юнкер.

2. Использование «монотипии» –  отпечатка. Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий»  –  лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку или другое изображение.

3. Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

4. Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки – волны, бахрому, густую траву.

5. Коллаж – сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.

6. Рисование краской прямо из тюбика. Но необходимо научить ребёнка выжимать краску нужного объёма сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Если размыть краски, выпуклость уменьшится и  появятся разные  оттенки цвета.

7. «Объемная аппликация». Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.

8.        Кляксография.

Вариант 1.  Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2.   Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.

9.  «Точечный рисунок». Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.

10. «Рисунок клеем».  На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура.

11. «Цветные ниточки».  Нитки по 25 – 30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь), кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить.

12. «Граттаж» (гравюра).  Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После подсыхания, стеком или палочкой процарапывают рисунок.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина  Изобразительное искусство в начальной школе.
  2. В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина  Раскраски.
  3. Серия «Школа рисования для малышей».
  4. Серия «Искусство детям»
  5. А.А.Фатеева. Рисуем без кисточки.
  6. Ф.Левин. Домашние животные. Шаг за шагом.
  7. М. Трофимова «И учеба, и игра. Изобразительное искусство»
  8. Т.Давыдова. Серия детское творчество  «Рисуем пальчиками»
  9. В.Костина, Е.Потапова. Школа весёлого рисования «Рисуем пальчиками».
  10. А.Шмид. Детское творчество «Весёлые уроки для детей»

7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Наглядные пособия:

- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по изобразительному искусству (в том числе цифровой   форме).

- портреты русских и зарубежных художников;

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-  схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

-  таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

- муляжи фруктов, овощей, грибов, ягод:

-  гербарии;

-  изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

-  предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.);

-  керамические изделия (вазы, кринки, и др.).

  • Оборудование для мультимедийных демонстраций:

- мультимедийный проектор;

            - экспозиционный экран;

            - компьютер;

- телевизор;

- сканер;

- принтер.

  • Интернет – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http:school-collection.edu/ru)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СЛОВАРЬ ЮНОГО ХУДОЖНИКА

Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.

Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Блик – это самая светлая часть на предмете.

Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.

Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.

Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.

Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.

Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.

Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).

Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.

Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.

Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Палитра  1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.

Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.

Ритм – это повторение и чередование фигур.

Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.

Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.

Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).

Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени  в произведениях живописи и графики. В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».

Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.

Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.

Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Штрих – это черта, короткая линия.

Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.

Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность органи...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...