Шахматный гамбит: сложение и вычитание многозначных чисел
план-конспект урока (4 класс)

Вохмина Светлана Викторовна

Цель:

  1. научить сравнивать и решать логические и шахматные задачи разными способами;
  2. развивать логическое, алгоритмическое, пространственное мышление; 
  3. воспитывать у учащихся умение работать в группе, в паре, индивидуально.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnyy_gambit.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе

Тема: Шахматный гамбит: сложение и вычитание многозначных чисел

Цель:

  1. научить сравнивать и решать логические и шахматные задачи разными способами;
  2. развивать логическое, алгоритмическое, пространственное мышление;  
  3. воспитывать у учащихся умение работать в группе, в паре, индивидуально.

Развивать на уроке УУД:

познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем;

регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция;

коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Тип урока: урок применения новых умений (интегрированный урок по математике, окружающему миру и шахматам)

Форма урока: игра

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Принципы обучения:

наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.

Оборудование:

большие листы ватмана (1/2), фломастеры, учебник математики, тетради на печатной основе для 4 класса, листочки в клетку, сигнальные карточки со знаками «!» и «?», одна шахматная демонстрационная доска с фигурами, двенадцать переносных шахматных досок с фигурами.

Технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо, французский философ) Сегодня на уроке вам предстоит приложить усилия, чтобы сразиться в игре. Приступаем к работе.

2. Минутка чистописания.

- Какая сегодня дата? 21 сентября.

- Какое четырёхзначное число можно составить, используя эту информацию? 2109

-Почему?

Допишем год. Отделим классы.

- Какое число получилось? 21.092.018

- Составьте из цифр этого числа наименьшее восьмизначное число. 10.012.289

- Составьте из цифр этого числа наибольшее восьмизначное число.98.221.100

- Полученное число уменьшите в 100 раз. 982.211

3. Сообщение темы и целей урока.

Что это за числа? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Формулировка темы учащимися.) Сегодня мы будем закреплять изученный материал по теме «Действия с многозначными числами». Для этого мы подключим науку, фундаментом которой является математика. Чтобы ее разгадать, выполним устный счет.

4. Устный счёт (фронтальный опрос).

Обратите внимание на доску. На ней даны выражения. Вычислив значение выражений, вы ответите на вопрос: «Какой вид спорта связан с математикой?» Даю подсказку: «Каждому значению выражений соответствует буква. Из данных букв составьте слово»

11х300

1560-560

2948-900

5360:10

400х6

20х50

33х100

3300 (ш), 1000 (а), 2048(х), 536(м), 2400(а), 1000(т), 3300(ы)

(Ответ: ш а х м а т ы)

Что же такое шахматы? (Ответы учащихся)

5.Индивидуальное задание по группам:

А теперь давайте поработаем в группах (Памятка «Как работать в группе»):

1.Будьте доброжелательны

2.Слушайте команду учителя

3.Говорите и читайте вполголоса

4.Слушайте и проверяйте партнера

5.Поблагодарите друг друга за работу

Используя материалы сети Интернет (1 группа), Толкового словаря (2 группа), научной справки из дидактического материала (3 группа), дайте ответ на вопрос: «Что такое шахматы?»

Работа в группах.

Вывод:

1- группа: Шахматы – это в первую очередь преодоление себя, достижение мастерства, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.

2- группа: Шахматы развивают память, внимание, смекалку, воображение, воспитывают волю, характер, приучают к самостоятельной работе.

3- группа: Чтобы добиться высоких результатов в шахматах, не обойтись без упорной и напряжённой работы.

Посмотрите отрывок из мультсериала «Фиксики»-шахматы и ответьте на вопрос «Какими качествами должен обладать шахматист? (Просмотр отрывка из мультсериала «Фиксики»-шахматы, ответы детей на поставленный вопрос – например,  ответ учащегося 4 класса Мухамидулина Дамира, дважды победителя городских соревнований по шахматам среди школьников города Тобольска, смотрите в программе «День за днём» на канале «Тобольское время» - информационная программа от 13.09.2018)

6. Математический диктант. Два ученика у доски, остальные работают в тетради, победитель показывает на шахматной доске ход шахматной фигурой, зачитывая четверостишие:

Вперед и назад ходит браво,

Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю Я,

Ведь зовут её…(Ладья).

(Все ученики делают ход Ладьей за партами на шахматных досках, а затем записывают ответ в тетрадь)

 Чему равна сумма чисел 270 и 330? (600)

Найди разность чисел 3200 и 2700 (500)

Во сколько раз 4200 больше, чем 7? (600)

200 увеличь в 30 раз (6000)

Найди частное чисел 5400 и 3 (1800)

Сколько часов в 10 сутках? (240 ч.)

Сколько часов составляет две третьих от суток? (16 ч.)

Чему равно две пятых часа? (60:5х2=24 мин.)

Найди площадь квадрата со стороной 60см (3600 кв.см)

Проверка.

Вы хорошо умеете считать. Это пригодится в жизни каждому, даже если вы не планируете стать шахматистами.

7. Физкультминутка. (музыкальная)

8. 1.Отработка письменных и устных вычислительных навыков.

Каждый человек на каждом шагу сталкивается с различными проблемами. Отгадайте загадку:

Самый главный Я…,

Ты меня беречь изволь:

На соседние поля

Ставь с оглядками… (Король)

(Заходит шахматная фигура-Король)

Король – самая главная фигура на шахматной доске. Главная - потому что без Короля игры не бывает. Давайте сделаем ход королем. Условие. Шахматный король ходит по горизонтали, вертикали и диагонали, но только на 1 клетку. Даны две различные клетки шахматной доски, определите, может ли король попасть с первой клетки на вторую одним ходом?

(нет не может)

Во время устной работы проходит индивидуальная работа

8.2.Индивидуальное задание: логическая задача (на карточках записана логическая задача для Кривошеева Кирилла, Яковенко Софьи, Бастрыкина Ивана).

1) Когда сороке исполнится 4 года, что с ней произойдет? (Будет жить пятый год)

2) Тройка лошадей за час пробежала 24 километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (24 километра)

3).Гепард и зебра побежали одновременно в противоположных направлениях. Какое расстояние будет между ними через 4 часа, если скорость зебры равна 12км/ч, а гепарда – 65км/ч?

( записать решение задачи выражением) (65+12)*4= 304км.

  А теперь устно решим задачи и узнаем, в каком школьном предмете содержится такая информация?

1.Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (1200)

2.Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет? Поставьте вопрос, чтобы задача решалась сложением, вычитанием. (2500, 1500)

3.Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10.000 каштанов, а в Киеве в 5 раз больше? Сколько каштанов растет в Киеве? (50.000)

А зачем нужны растения на земном шаре? (поглощают углекислый газ и выделяют кислород).

Их называют «легкими» планеты.

Растения называют «легкими» планеты, а какого животного называют лесным «доктором»? (дятла) 

А почему? (он лечит деревья)

Король: избавляет их от жуков- короедов 1 дятел за 1 день съедает 750 жуков.

Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Их охотно используют для своих гнезд маленькие птички. Получается взаимосвязь дерево-дятел - птички (Экологические цепочки или цепи питания).

Учитель: Мы с ними уже встречались на уроках окружающего мира 3 классе. Спасибо, Вам Король. Просим, Вас остаться на нашем уроке. Будем очень рады.

9. Математическая цепочка.

Учитель: И в математике существуют цепочки только математические.

Я - …! Этим сказано много.

Могуч я, и пост мой высок.

Открыта мне всюду дорога –

И прямо, и на искосок!... (Ферзь)

Делаем следующий ход, записываем и решаем математическую цепочку.

Решив ее, мы прочитаем загадку и узнаем, какая лесная ягода самая богатая витаминами.

 (25.200+ 1.200-6.000-20.000-100)*2= (600)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Это бусины-… (Черника) 

Врачи утверждают, что если съесть 600 г черники, то иммунитет человека повышается на 5% . Оцени свою работу

10. Самостоятельная работа по карточкам.

Повторяя тему «Сложение и вычитание многозначных чисел», решив примеры столбиком, мы узнаем интересные факты о численности растений и животных. Давайте поработаем с карточками и примерами, используя алгоритм сложения и вычитания

987.858-737.858 = 250.000 (видов растений на Земле)

8.050+1950=10.000 (количество ядовитых растений на Земле)

236.450-225.025=11.425км. (самый длинный беспосадочный полет, совершенный птичками малыми веретенниками)

Самопроверка. Оцени свою работу цветными карточками.

Красный цвет – допущены ошибки в решении

Зеленый цвет – нет ошибок в решении

11. Анализ и решение задач. Победитель показывает на шахматной доске ход шахматной фигурой, зачитывая четверостишие:

Я – смел, силен,

Достаточно высок

Предпочитаю Я –

Ходить и бить – наискосок… (Слон)

Дом для птиц, зверей – это (лес)     

1.В лесах России гнездится очень много  птиц. Пара дятлов приносит своим птенцам в день 1012 гусениц, пара поползней – в 4 раза меньше, а пара скворцов – в 6 раз больше, чем поползни. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара поползней?

Проверка:

1)  1012 : 4 = 253 (г.) - приносит пара поползней.

 2)  253  x6 =1518 (г.) - приносит пара скворцов.

 3)  1518 – 1012 = 506 (г.) – больше приносит пара скворцов, чем пара дятлов.

 Ответ: на 506 гусениц больше.

- Задание: измените вопрос задачи так, чтобы она решалась сложением.

Оцени свою работу цветными карточками.

Красный цвет – допущены ошибки в решении

Зеленый цвет – нет ошибок в решении

Молодцы!

А чтобы птицы приносили больше потомство, значит, их должно быть больше. Что мы должны делать? (охранять). Зимующим? (строить кормушки) А перелетным? (скворцам) (строить скворечники из досок).

12. Работа над геометрической задачей: Победитель показывает на шахматной доске ход шахматной фигурой, зачитывая четверостишие:

Когда друзья стеной стоят,

Попробуй … съеш-ка!

Плечо к плечу сомкнул отряд,

И браво смотрит … (Пешка)

Учитель: Длина улицы 600 метров, ширина составляет три сотые части от её длины. Сколько понадобится асфальта, чтобы покрыть эту улицу асфальтом, если на 1 квадратный метр необходимо 40 килограммов асфальта?

Составление краткой записи у доски.

а-600м

в-?м, 3/100

S - ? кв.м

1кв.м-40кг

Всего-?кг

Учитель: Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

Можем ли мы узнать площадь улицы? Почему?

Что сказано о ширине улицы?

Можем ли узнать, чему равна ширина? Каким действием?

Что теперь можем узнать? Каким действием узнаем площадь? Почему?

Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? Каким действием?

(Дети решают самостоятельно, 2 человека у доски).

1. 600:100х3=18(м)-ширина

2. 600х18=10800(кв.м)-площадь

3. 40х10800=432000(кг)-асфальта

Вырази свой ответ в более крупных единицах массы,

13. Дома составьте обратную задачу к данной.

14. Итог урока

Зависит ли от вас окружающий мир природы? (ответы учащихся)

Что должен уметь хорошо делать шахматист? Почему? (ответы учащихся)

15. Рефлексия.

Учитель: подведем итог урока. Продолжить фразу

Занимаясь шахматами, я понял, что…… (шахматы – это постоянная борьба).

Король: Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу.

Учитель: Чтобы дать достойный бой сопернику, необходимо много…… (тренироваться, как и в любом виде спорта).

Король: Шахматы делают нас…… (выносливее, сильнее духом).

Шахматы, как зеркало, отражают нашу жизнь.

Победитель: Теперь я смог ответить на свой главный вопрос: Что для меня шахматы?  Я считаю, что шахматы – это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Ведь побеждают только сильнейшие.

(Стихотворение читают все герои урока по очереди)

Шахматы – игра простая,

Я давно в неё играю.

В ней соперники – фигурки

По доске передвигают.

Много тут фигурок есть,

Сразу все не перечесть.

В два ряда они стоят.

И соперники хотят

Королей съесть друг у друга,

Это, значит, сделать МАТ.

Всех подвижней королева:

Коль захочет, то пойдёт

И направо, и налево,

Ну, а пешке не везёт

Лишь на клеточку вперёд

Пешка может сделать ход.

И король, представьте, тоже

Далеко пойти не может.

Впрочем, это – ничего,

Есть защита у него:

Пешка, кони и ладья…

Что за славная игра!

Учитель: Сегодня на уроке мы закрепляли тему «Сложение и вычитание многозначных чисел», говорили о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.

“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. (М.Пришвин)

Список использованных источников и литературы.

Г.П. Шалаева «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте» - М., 2005

«Энциклопедия для детей» Т.20 «Спорт» — 2-е издание / ред. коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М., 2005

В.В. Костров «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» - СПб., 2015

Михайловская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....

Урок по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел". 4 класс.

Этот ресурс можно использовать на уроке математики, изучая тему  "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных  чисел"....

Конспект урока математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Интегрированный урок (математика + окружающий мир) в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.

Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышле...