«Использование интерактивной доски с целью повышения познавательной активности младших школьников»
опыты и эксперименты

Худорожкова Ольга Евгеньевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование интерактивной доски с целью  повышения  познавательной активности младших школьников»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал из собственного опыта работы с интерактивной доской: некоторые приемы использования на уроках мультимедийных материалов, выполненные в программе Activ Inspire. Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ.

Цель: обоснование значимости использования интерактивной доски в работе современного учителя.

Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами применения интерактивной доски;
- формировать мотивацию к применению новых технологий.

Интерактивная доска – эффективный и удобный инструмент для обучения школьников, который помогает педагогу проектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС. Значение интерактивной доски велико.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты  – составляющие педагогических технологий, которые были хороши вчера. У каждого преподавателя свой стиль работы. Кто-то привык работать у доски, кто-то предпочитает объяснять материал, сидя за своим рабочим столом, кому-то проще и привычней свободно перемещаться по классу. Но эти методы устарели и им на смену пришли интерактивные технологии, требующие нового подхода к демонстрации визуальных материалов. К сожалению, проектор и экран не обладают той гибкостью для достижения нужного эффекта, как интерактивная доска. К тому же преподаватель вынужден отвлекаться на свой компьютер, чтобы управлять демонстрацией, и не всегда нужные функции удобны и доступны. В этом случае на помощь приходят мультимедийные технологии. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:

  1. Объяснения нового материала или инструктирования класса.
  2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
  3. Обобщения и закрепления изученного материала.
  4. Контроля знаний, тестирования.
  5. Проверки домашнего задания.

Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке:

  1. Повышение доступности, глубины и качества освоения материалов, в том числе наиболее сложных;
  2. Экономия учебного времени, интенсификация обучения;
  3. Усиление наглядности и «яркости» обучения;
  4. Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых;
  5. Повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале;
  6. Развитие творческих способностей учащихся: соединение изучаемого материала и навыков в области ИКТ;
  7. Разнообразие форм итогового контроля;
  8. Расширение видов деятельности на уроке;
  9. Возможность представить материал, который без интерактивной доски практически предоставить невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео - иллюстративную информацию в систему.

Интерактивный комплекс позволяет  демонстрировать ученикам:

  • мультимедийные  презентации, содержащие изучаемый материал;
  • иллюстративный материал  (фотографии, рисунки, схемы);
  • текстовый материал;
  • материал, оформленный в виде таблиц;
  • видеоматериал;
  • комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.

Интерактивный комплекс позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к  классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения по мере своего рассказа - вот не полный перечень возможностей, которые появились у меня и учеников моего класса с появлением интерактивного комплекса.

Для работы с интерактивным комплексом на уроке  используются:

  • ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) профессиональных разработчиков;
  • ЦОР, созданные другими учителями;
  • собственные  авторские ЦОР;

В дальнейшем планирую организовать деятельность учеников по созданию ими мультимедийных продуктов по тематическим заданиям. Ученики могут работать как самостоятельно, так и координироваться учителем.

Мной замечено, что активное использование контрольно-тренировочных материалов с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объёму материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным.

Вижу своей основной задачей построение  педагогической деятельности таким образом, чтобы ученики были не только зрителями и исполнителями заданий учителя, а становились соавторами урока, выступая с созданными ими сообщениями и докладами, сопровождаемыми собственными  мультимедийными продуктами.

Хотелось остановиться на некоторых  функциях интерактивной доски.  

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. (показ функции) 

На уроках обучения грамоте и письма, русского языка, литературного чтения можно использовать следующие упражнения:

1) «Минутка чистописания» - начертание букв  СЛАЙД "УЗКАЯ ЛИНИЯ" " СЛАЙД "СУНДУЧОК С БУКВАМИ"

2) Знаково-символическое моделирование -  СЛАЙД "Звуко-буквенный анализ слов"

3) Знаково-символическое моделирование - Схемы "РЕЧЬ", "ЗВУК"

4) СЛАЙД "СЛОГИ"

5) Части речи СЛАЙД "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК", "РАКЕТЫ"

6) СЛАЙД "СКЛОНЕНИЕ" "СПРЯЖЕНИЕ"

На урока математики можно использовать следующие упражнения:

1) СЛАЙД "СОСТАВ ЧИСЛА"

2) «Минутка чистописания» - начертание цифр  СЛАЙД "КЛЕТКА"

3) Проверочные работы СЛАЙД "ТЕСТ.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ"

4) Устный счёт СЛАЙД " ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"

Фронтальная работа с классом. (У детей цветные карандаши: синий, зелёный , красный, жёлтый)

-Послушайте задачу, определите каким действием она решается, отметьте цветным кружком по алгоритму (на доске алгоритм) :

СЛОЖЕНИЕ- красный

ВЫЧИТАНИЕ-синий

УМНОЖЕНИЕ-зелёный

ДЕЛЕНИЕ-жёлтый)

  1. К празднику ученики сделали 24 фонарика и 8 звёздочек.

Во сколько раз меньше сделали звёздочек, чем фонариков?(:)

  1. В парке 15 качелей и 5 каруселей. На сколько больше качелей, чем каруселей?(-)
  2. В ларьке было 5 ящиков помидоров, по 3 кг в каждом. Сколько кг помидоров было в ларьке?(*)

4.У Марины 40 копеек, а у Миши на 25 копеек больше. Сколько копеек у Миши?(+)

1

2

3

4

-Проверяем. Интерактивная доска.

(Учитель читает задачу, дети  объясняют выбор действия)

5) ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Интерактивное обучение очень большую помощь оказывает на уроках окружающего мира. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Можно использовать тренировочные упражнения с подачей новой информации.

Также большую помощь интерактивное обучение оказывает при проведении такого этапа урока, как рефлексия.

1) СЛАЙД "ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ" "ПАРОВОЗИК" "НАСТРОЕНИЕ"

Внеурочная деятельность, перемена СЛАЙДЫ  "СОСТАВЬ ПРИМЕР"  "ШАШКИ"  "ШАХМАТЫ"  "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ" "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СОЧИНЯЛКИ"

Интерактивные доски оказывают позитивное воздействие на учеников начальных классов. Чем больше учащиеся использовали интерактивные доски на уроках, тем лучше были их успехи по предмету.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Как гласит китайская мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассказано о том, как выстроить механизм адаптации родителей и детей в 1 классе....

Развитие воображения младшего школьника в условиях использования интерактивной доски

Статья об использовании игровых технологий для развития воображения у учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности....

Использование интерактивной доски с целью повышения познавательной активности младших школьников/

         Оснащение начальной школы разнообразными средствами ИКТ и цифровыми инструментами ставит перед преподавателем комплекс задач, связанных с грамотным и целесообр...

Работа со SMART доской в начальной школе. Использование интерактивной доски на уроках.

Методическая разработка на тему "Использование интерактивной доскина уроках."...

Развитие познавательной активности  младших школьников в группе продленного дня через использование современных интерактивных методов обучения 

В презентации отражены современные интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы для развитие познавательной активности младших школьников в группе продлённого дня. Такие как: &q...

Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий

В статье анализируется развитие познавательной активностимладших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий...