Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий
статья

Луперьева Юлия Васильевна

В статье анализируется развитие познавательной активности

младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности

младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

В соответствии с требованиями ФГОС результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и личностные достижения обучающихся. ФГОС начального общего образования, определяет, что начальная ступень школьного обучения должна обеспечить освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

В условиях современного общества информационно коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе, а также занятиях, проводимых в ГПД, становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.

Для решения проблемы формирования познавательной активности младших школьников возможно использование нестандартных передовых технологий, которые помогут осуществить поставленные задачи, повысить мотивацию и эффективность обучения, сформировать познавательную активность. К таким технологиям  можно отнести метод использования интерактивных игр и заданий, строящихся на дидактических принципах наглядности, доступности и научности. Интерактивные игры и задания являются одним из эффективных средств формирования познавательной активности младших школьников в группе продленного.

Интерактивная игра — это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция, т. е вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской и т. д.

Выделяют следующие функции интерактивных игр и заданий:

  • Обучающая функция. Развитие учебных умений и навыков. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний и проконтролировать умение их применять. Для этого я создаю игры-тренажеры, включающие задания, предусматривающие применение опорных знаний и умений. 
  • Воспитательная функция. Тренинг и коррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций. Многие игры создаются для групповой работы. Ребята учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам. В коллективе формируется общественное мнение, создаются творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого ученика.
  • Коммуникативная функция. Установление эмоциональных контактов, реализация стремления ребят к общению, формирование умения аргументировать свою точку зрения по проблеме.
  • Развивающая функция. Развитие памяти, внимания, мышления.
  • Релаксационная функция. Снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Основными задачами интерактивных игр и заданий являются: формирование активно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся, усиление мотивации к изучению чего-то нового, исключение монологического преподнесения изучаемого материала и дублирование информации.

При создании интерактивной игры самый простой вариант – это применение презентаций, поскольку каждый педагог владеет данными умениями.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
  2. Обучающихся знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы педагогом, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали обучающиеся, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Использование современных интерактивных технологий в ГПД помогает мне:

- сделать занятие или мероприятие интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме;

- эффективно решать проблему наглядности в усвоении материала, расширить возможности визуализации изложенного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;

- индивидуализировать процесс усвоения материала за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- повысить самооценку воспитанников при ответе на вопросы
- самостоятельно исправлять допущенные ошибки.

Наблюдение за работой детей на занятиях также показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат внутри детского коллектива (происходит повышение доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций

Статья раскрывает основные способы и приемы применения мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе....

Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"

Работаю учителем начальных классов в МБОУ  СОШ №1 г. Юрьев-Польского   25 лет.  С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний».  П...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

Развитие познавательной активности  младших школьников в группе продленного дня через использование современных интерактивных методов обучения 

В презентации отражены современные интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы для развитие познавательной активности младших школьников в группе продлённого дня. Такие как: &q...