Исследовательская работа «Использование приемов риторизации для развития коммуникативно-нравственных качеств младших школьников»
материал

Худорожкова Ольга Евгеньевна

Приемы, которые педагог может использовать для своей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование приемов риторизации для развития коммуникативно-нравственных качеств младших школьников»

Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков  учащихся, всегда в той или  иной мере  решал  вопросы  культурно – речевые.  

В настоящее время в аспекте реализации образовательной программы одной из приоритетных задач является нравственное воспитание школьников. Она же актуальна для всех образовательных учреждений при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты.

Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены на слайде.

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают коммуникативно-нравственный аспект, который подразумевает развитие таких качеств как:

- уважение к собеседнику;

- доброжелательное, внимательное, осознанное слушание;

-соответствующее речевой ситуации ответное поведение, которое выражается в поддержке, помощи собеседнику в форме речевого высказывания.

Поэтому необходимо изучение универсальных приемов, позволяющих реализовать требования программ в соответствии с данным аспектом, проверка их результативности, что я и осуществила в своей работе. Все вышесказанное позволяет мне считать мою тему актуальной.

Непременным условием выражения уважения к человеку является желание и умение слушать и слышать его. Как ни странно, этим, казалось бы, простейшим умением обладает далеко не всякий зрелый человек, а дети им в большинстве своем и вовсе не владеют. В этом легко убедиться, наблюдая на уроке за тем, как ученики перебивают друг друга, выкрикивают с места, вторгаясь в ответ товарища, или тянут руку, желая ответить на поставленный вопрос, и повторяют неоднократно уже сказанное предыдущим отвечавшим – просто потому, что очень хотели высказаться сами и поэтому не слушали одноклассника.

Развитию коммуникативно-нравственных качеств может помочь наука риторика, а также риторизация, в основе которых лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс, - это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желание контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов. Возможность использования приемов риторизации описывают в своих статьях современные педагоги, например – это М.Э. Сафонова, О.А. Сальникова, З.И.Курцева, Н.М. Лаврова.

 Такой педагогический опыт лежит в основе исследования, в котором я определяю проблему: какое значение имеет риторизация в начальной школе для развития коммуникативно-нравственных качеств учащихся?

Объект исследования: процесс развития коммуникативно-нравственных качеств обучающихся в начальной школе.

Предмет нашего исследования: приемы риторизации как средство развития коммуникативно-нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.

 Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий с использованием приемов риторизации, направленных на развитие коммуникативно-нравственных качеств учащихся второго класса на уроках русского языка и литературного чтения, оценить его результативность в ходе эмпирического исследования.

Из поставленной цели вытекают задачи:

  1. изучить компоненты, составляющие понятие «риторика», «риторизация», «риторика как учебный предмет»;
  2. выявить психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-нравственных качеств младших школьников;
  3. определить основные приемы риторизации, их методические особенности;
  4. разработать комплекс заданий с использованием приемов риторизации, направленных на развитие коммуникативно-нравственных качеств учащихся второго класса на уроках русского языка и литературного чтения, оценить его результативность в ходе эмпирического исследования.

Методы исследования:

  1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  2. педагогическое наблюдение;
  3. тестирование;
  4. анкетирование;
  5. анализ продуктов деятельности учащихся;
  6. эмпирическое исследование;
  7. математическая обработка результатов.

Анализируя работы Н. А. Михайличенко, Н. Н. Кохтевой и Т. А. Ладыженской по основам риторики в своем исследовании, мы определили возможности уроков риторики, которые реализуются через следующие приемы:

- риторическое задание;

- риторическая задача;

- риторическая игра.

Использование риторических приемов позволит поддержать уровень познавательного интереса, а значит, и более «результативно» рассмотреть все наиболее важные понятия, явления, события, сформировать представление о поведении в речевой ситуации в соответствии с понятием нравственности.

Предполагаю, что  использование приемов риторизации на уроках русского языка и литературного чтения может способствовать повышению уровня развития коммуникативно-нравственных качеств младших школьников. Гипотезу мы проверили в ходе эмпирического исследования, которое осуществлялось на базе МБОУ «Никольская ООШ» во 2 «а» классе.

Общая цель констатирующего этапа: определить уровень сформированности коммуникативно-нравственных качеств, которые были выявлены в теоретической части работы.

Цель этапа была достигнута с помощью анкеты на определение сформированности уважительного отношения к собеседнику, методик «Оценка правильности / уместности выбора языковых средств в разных речевых ситуациях общения» и  «Закончи историю».

Результаты проведенных диагностик подтвердили проблему исследования. Зачастую учащиеся не способны подбирать языковые средства, согласно цели речевого высказывания, имеются большие пробелы в знании правил поведения в речевых ситуациях, в основе которых лежат нравственные представления.

Формирующий этап был проведен с целью повышения уровня развития коммуникативно-нравственнных качеств младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения с использованием приемов риторизаци.

Были проведены уроки русского языка и литературного чтения, и на каждом из них проводилась работа по развитию коммуникативно-нравственных качеств учащихся с помощью приемов риторизации, которые использовались нами в соответствии с требованиями ФГОС и программы по русскому языку и литературному чтению для 2 класса.

Так, на уроке литературного чтения при изучении рассказа Н.Н.Носова «Затейники» на этапе закрепления изученного проводилась работа с использованием приема постановки риторической задачи, целью которой было развитие уважения к собеседнику, доброжелательного, внимательного, осознанного слушания.

Риторическое задание я использовала на уроке литературного чтения по изучению рассказа  Н.Н.Носов «На горке», а также в виде самостоятельной работы по карточкам по теме «Типы предложений по цели высказывания»  

На уроке литературного чтения при знакомстве со стихотворением А.Л.Барто  «Мы не заметили жука» на этапе изучения нового проходила риторическая игра.

Содержание программ и учебников по русскому языку и литературному чтению располагало материалом для использования всех риторических приемов.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нужно было выявить, повысился ли уровень развития коммуникативно-нравственных качеств младших школьников после многократного использования приемов риторизации на уроках русского языка и литературного чтения.

 Учащимся было предложено несколько заданий, аналогичных по сложности с заданиями на констатирующем этапе.

Проанализировав результаты диагностик на контрольном этапе, я пришла к выводу, что отношение к собеседнику стало более уважительным, в положительную сторону изменился и уровень умения анализировать ситуацию общения, более правильным и уместным стал выбор языковых средств в разных речевых ситуациях общения.

Проведя сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов, можно сделать вывод, что используемые риторические приемы способствовали повышению уровня развития коммуникативно-нравственных качеств.

Гипотеза о положительном влиянии приемов риторизации на развитие коммуникативно-нравственных качеств младших школьников подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

Исследовательская работа по русскому языку «Формирование навыка орфографической зоркости у младших школьников посредством алгоритмических действий»

Уровень грамотности современных выпускников – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у младших школьнико...

Статья «Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ

laquo;Квест  - игра»  как средство развития     социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ...

«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлек...