Педагогический проект "Использование приемов проблемного обучения как средство формирования красивого подчерка на уроках письма"
проект (1 класс)

Худорожкова Ольга Евгеньевна

Материал предназначен для учащихся 1 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская основная общеобразовательная школа»

(с.Никольск, переулок Школьный 1А, телефон 2 – 35 – 23)

Педагогический проект

Тема: «Использование приемов проблемного обучения как средство формирования красивого подчерка на уроках письма»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «Никольская ООШ»,

Худорожкова Ольга Евгеньевна

2018

ОБОСНОВАНИЕ

Все мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе.

По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании.   Данная проблема остаётся актуальной как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций: "письмо с секретом"; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов (Агаркова Н.Г., Безруких М.М.,  Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Федосова Н.А.). 

Проблема актуальна  с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке.

Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается.

Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо - всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.

С  первых  уроков  письма  многие  учащиеся  теряют  надежду  на  легкое  и  красивое  письмо,  а  родители  огорчаются  и  нередко  ругают  своих  детей  за  нестарание  и  неаккуратность.  Наступает  момент,  когда  появляется  и  быстро  растет  нелюбовь  к  письму,  т.  е.  исчезает  положительная  мотивация  учения.

Впервые с этой проблемой я столкнулась, будучи студенткой факультета начальных классов, проходя практику «Первые дни ребенка в школе». Наблюдая за детьми во время уроков, было выявлено, что из-за неудач в написании элемента дети начинают плакать, у них пропадает желание заниматься на уроке, терялся интерес, многие дети быстро уставали, с нетерпением ожидая перемены.

Таким образом, возникает противоречие между
реальными возможностями,  желаниями обучаемых и теми требованиями, которые к ним предъявляются со стороны педагогов, родителей.

Данное  противоречие определило  основное направление моей работы: научить детей красиво писать, используя приемы проблемного обучения письму

Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием использования приёмов проблемного обучения  на уроках русского языка для формирования навыков красивого письма, повышения уровня мотивации учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями при обучении учащихся 1 класса  письму, а идея методики может заинтересовать учителей разных областей школьного образования.

Объект исследования: процесс формирования красивого почерка в рамках уроков письма.

Предмет исследования: приемы, использующиеся на уроках письма для формирования каллиграфического почерка  учащихся

Гипотеза: использование приемов проблемного обучения на уроках письма  способствует формированию каллиграфического почерка, повышению уровня мотивации учащихся.

Цель проекта: определить степень эффективности приёмов проблемного обучения при формировании каллиграфического почерка учащихся 1 класса.

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по данной теме;
  • определить понятие метода проблемного обучения письму;
  • рассмотреть приёмы проблемного обучения письму;
  • повысить интерес к урокам русского языка;
  • повысить результативность обучения;
  • проверить влияние приемов проблемного обучения письму  на формирование красивого почерка

Участники проекта: учитель начальных классов, учащиеся 1 класса МБОУ «Никольская ООШ», родители.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:  сентябрь 2015

  • Изучение и анализ литературы по теме проекта;
  • работа с Учебным планом и Рабочей программой по русскому языку 1 класса;
  • работа над написанием букв по традиционной методике
  • наблюдение за учащимися

Основной: октябрь 2015 —декабрь 2015

  • Использование приемов проблемного обучения письму;
  • корректировка заданий;
  • сравнение
  • проведение опроса учащихся.

Заключительный:  январь  2016

  •  анализ результатов;
  •  обобщение опыта

Методы исследования:

  • анализ проблемы исследования;
  • проектирование педагогического эксперимента;
  • эксперимент
  • обобщение;
  • педагогическое наблюдение;
  • анализ продуктов деятельности учащихся.
  • сравнение;
  • обобщение полученных результатов;

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к русскому языку и развитие мотивов учебной деятельности;
  • активизация творческой деятельности;
  • снижение утомляемости учащихся в процессе учебной деятельности.
  • Формирование каллиграфического почерка

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Каллиграфия  -  это  искусство  писать  четким,   красивым   почерком. У  большинства  из  нас далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так  много  ошибок,  почему  обучение  письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе  -  эти  вопросы  волновали меня ёщё во время обучения в педколледже.  

Начиная работать в школе, я предполагала, что и в моём классе может возникнуть  такая проблема. Вначале учебного года  я понаблюдала за своими  учащимися 2 недели, и, к сожалению, мои предположения подтвердились: дети допускали ошибки в написании элементов, расстраивались…. Но мне – то хотелось с первых уроков пробудить интерес к письму.

И тогда я решила применить методику проблемного обучения письму.

Эта методика обучения письму  разработана Е.Н. Потаповой (на основе методики Монтессори) и  состоит из трех этапов.

I этап – развитие мускульной памяти.

II этап – развитие тактильной памяти.

III этап – закрепление знаний и умений, обучение написанию букв и их соединений с помощью прописей.

1 этап – развитие мускульной памяти. На этом этапе происходит тренировка мелкой моторики рук путем занимательного черчения различных фигурок с помощью лекал и с последующей штриховкой их дугообразными, прямыми линиями, петельками – это будущие элементы букв.

Прием «штриховка» включат подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить руку, подготовить ее к работе.

Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи  трафаретов с вырезанными на них геометрическими фигурами.

Первоначально я всегда указывала стрелкой направление штриховки. Правила не трудно запомнить. Дети принимают условия быстро, легко, как в игре. 

Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но и в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают штриховать до конца периода обучения грамоте. 

Вначале для штриховки я давала использовать трафарет с геометрическими фигурами. После того как ученики научились хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, мы приступили к работе с другими трафаретами с изображениями предметов.  Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Начиная с октября, мы начали штриховать не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Со второго полугодия учащимся предлагаются тетради для раскрашивания. Используя трафареты геометрических фигур, мы с ребятами составляли, чертили по ним целые смысловые композиции – для последующей штриховки. К этому времени дети знают все буквы и в свою штриховку активно включают элементы букв.

2 этап - развитие тактильной памяти.

Основная цель этого этапа - соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы. (Формирование в сознании ребенка буквы). Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость.

Косвенно развивается память, мышление, речь, познавательная активность, творческие способности.

Прием ощупывания вырезанных из наждачной бумаги  букв нацелен на знакомство учащихся с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений; обозначению звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.

Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв «азбуки».

Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В этом большую роль оказывает материал, из которого изготовлены буквы: шероховатая поверхность наждачной буквы. Прочному запоминанию буквы во многом способствуют игровые моменты.

 Обучение письму путем формирования образа букв непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже "пишет ее".

Многие учителя – практики  стремятся усовершенствовать методическую систему обучения первоначальному письму, включая в нее свои собственные методические находки.

У меня пока ещё нет опыта, но я решила дополнить приёмы проблемного обучения работой на интерактивной доске. Когда дети работают на интерактивной доске,    я проверяю,  как сформировалось запоминание образа букв,  элементы букв, написание букв в сознании ребенка. На этом этапе происходит формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, т.е. визуальной памяти.

При использовании приёмов проблемного обучения, письмо выглядит не только опрятно и красиво, но, что самое главное, увеличивается скоропись, т. е. скорость письма.

Проверки тетрадей учащихся показали, что новый метод ускоряет становление почерка. К декабрю у 70% учащихся 1 класса вырабатывается устойчивый почерк, совершенствуются графические навыки: высота, наклон букв.

Результаты проверки письма показали, что скорость письма учащихся, обучаемых по новому методу, возросла в 2 раза

Применяя приемы проблемного обучения, я пришла к выводу, что такое обучение действительно дает положительный педагогический эффект и моральное удовлетворение как для меня, так и для учащихся. Делает обучение младших школьников педагогически эффективным, физиологически безопасным и безболезненным.

Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

1.

  • Изучение и анализ литературы по теме проекта;
  • работа с Учебным планом и Рабочей программой по русскому языку 1 класса;
  • работа над написанием букв по традиционной методике
  • наблюдение за учащимися

 сентябрь 2015г.

2.

Классное родительское собрание в 1 классе

Сентябрь 2015г.

3.

Наблюдение за учащимися

Сентябрь – декабрь 2015

4.

Использование на уроках письма приёмов проблемного обучения

Сентябрь – декабрь 2015

5.

Корректировка заданий

По мере необходимости

6.

Фиксирование результата учителем

Еженедельно

7.

  • Подведение итогов;
  •  анализ результатов;
  •  обобщение опыта

январь 2016г.

8.

Выступление на МО учителей – предметников МБОУ «Никольская ООШ»

апрель 2016г.

ИСТОЧНИКИ

  1. Потапова Е.Н. «Радость познания». Москва. «Просвещение».1987.
  2. Потапова Е.Н. «Становление почерка». Советская педагогика. № 7 1987.
  3. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/pismo/75400-obuchenie-pismu-po-metodike-e-n-potapovoj.html
  4. http://www.rae.ru/forum2012/264/1214
  5. http://pishikrasivo.ru/netradicionnye-metodiki-obucheniya-kalligraficheskomu-pismu-metodika-en-potapovoy-i-vf-odegovoy

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...

Методический семинар "Технология проблемного обучения как средство формирования УУД на уроках у младших школьников "

Материал содержит теоретический и практический блоки по заявленной теме с мультимедийным сопровождением....

Обобщение опыта по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников"

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе разви...

Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одност...

Использование методов проблемно-диалогического обучения как средство формирования языковых компетенций на уроках в начальной школе

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Методы и приёмы проблемно-диалогичес...