Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников
материал (4 класс)

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_integrirovannyy_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ МО Плавский район

«ПСОШ №1 имени Б.Ф. Сафонова»

                                                                            Жбанкова Татьяна Ивановна

           

Плавск 2019

           


Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников

«Всё, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи».

Ян Амос Коменский

«Великая дидактика»

Каждый учитель хочет воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку.

Новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются новые стратегии школы, стратегии созвучные нашему времени, новые педагогические технологии.

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Введение интегрированных уроков позволяет учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

Не так давно моё представление об интегрированных уроках было весьма поверхностным, как и, наверное, у многих других учителей. Мне казалось, что интегрированный урок должен занимать больше времени, так как объединяет два или более разных предметов. Изучая эту тему, я пришла к некоторым выводам, о которых хочу вам рассказать. Начну с определения.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция в обучении – это естественная взаимосвязь разных видов деятельности на основе ведущей идеи и многогранным раскрытием изучаемых предметов. 

Интеграция содержания – процесс установления связей между структурными компонентами содержания разных учебных дисциплин с целью формирования целостного представления о мире.

Уровни интеграции содержания учебного материала:

- внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;

- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;

- транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную. Фактически межпредметные связи устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами

Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Я считаю, что за методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, умение списывать грамотно и быстро текст, в большей мере зависит от умения бегло и правильно читать. 

В каждом классе есть группы школьников, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстрый. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Отсюда возникают споры и разногласия. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему интеллектуальный уровень. В начальных классах она носит свои особенности и носит коллективный характер. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Интегрированные уроки также способствуют формированию целостной картины мира у детей, понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности. 

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин:

- Снижение интереса учащихся к отдельным предметам;

- Недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ;

- Специфика отдельных предметов;

- Несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий;

- Необходимость экономии учебного времени.

С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.            

Цели интегрированного обучения:

- Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения

- Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.

- Повышение и развитие интереса учащихся к учебным предметам.

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво. Учителя начальных классов не имеют четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу. Значительным фактором обучения является познавательный интерес.

Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету. 

Непосредственный интерес к факторам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации. Это элементарный уровень интереса; Интерес, к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть; Интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. 

Учитывая специфику интегрированных уроков, новая информация, получаемая от учителя на уроках чтения и русского языка, должна быть занимательной, оригинальной, вызывающей активность детей. Например, сказку необходимо преподнести детям, максимально активизируя все психологические функции, чтобы помочь детям ее понять. Для этого восприятие сказки необходимо разнообразить творческими заданиями, применяя в этом случае интеграцию предметов чтения и ИЗО. 

Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают все новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, так как необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от ее введения до закрепления. 

В свою очередь эти интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки обучения отдельных тем, уделить внимание тем целям, которые выделяет учитель в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала). Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой. 

Однако, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, так как у ребенка еще небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. 

В 1 классе можно интегрировать следующие предметы: литературное чтение, письмо, ИЗО, технология. Во 2 классе: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, ИЗО. В 3 классе: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология. В 4 классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются в начальных классах по новым программам. 

Мною был разработан и проведен интегрированный урок русского языка, математики и литературного чтения для 1 класса.

Обучающиеся читали текст про ежиную семью, анализировали его, отвечали на вопросы. Затем первоклассникам предлагалось назвать изученные орфограммы, найти слова с одинаковым и различным количеством букв и звуков, выделить предложение, подходящее к схеме. Далее помогали ежиной семье попасть домой путем решения примеров в пределах 20, самостоятельно составляли текстовую задачу и логическую с использованием рисунка.    

На интегрированных уроках русского языка и окружающего мира чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Например, при закреплении знаний об имени существительном, учитель приглашает детей на лесную поляну, путем просмотра слайдов о природе с фонограммой звуков природы. Затем он просит их назвать и записать в тетради имена существительные, которые используются для описания природы. Дети в индивидуальных ответах называют, доказывают признаки имени существительного, а также написание орфограмм. Затем предлагается с использованием записанных слов составить предложение, выделить грамматическую основу и дать ему характеристику.

На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи. По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте. 

На уроках чтения и окружающего мира есть общая воспитательная цель – воспитывать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе, научить эстетически, воспринимать природу. Объектами изучения на этих уроках являются одни и те же явления природы, но аспект изучения, подход к их изучению несколько иной. Например, по предмету окружающего мира дети знакомятся с перелетными птицами: внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем, питаются, почему улетают и когда улетают, как готовятся к перелету, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», М.М. Пришвина «Журка». Об отлете журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: И.С.  Тургенева «Осень», А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения. 

За годы работы учителем начальных классов я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"...

«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....

Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся», к конкурсу "Учитель года 2018"...