«Интегрированные уроки в начальной школе как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников»
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Варакина Лариса Владимировна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосновская СОШ»

Доклад

 «Интегрированные уроки в начальной школе  как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников»

     

               Подготовила: учитель начальных классов

                                                       Варакина Л. В.

 «Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников»

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формирований целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста.

Одним из путей решения данной проблемы и является  интегрированное обучение.

Такие уроки в начальной школе дело не новое.

Окружающий мир – подобный курс, объединивший, по меньшей мере, семь областей знаний.

 Литературное чтение -  включает помимо художественных литературных текстов,  материалы по истории, окружающему миру.

 Математика -  тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий.

Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, сказки  и  загадки.

В первом классе УМК «Школа России»  уже существует интегрированные уроки - обучение грамоте (обучение чтению и письму)  автор  В.Г. Горецкий, интегрированный курс по математике (автор МОРО), безусловно интегрированным курсом можно считать учебный курс «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков).

Хочу остановиться на особенностях УМК « Школа России»

Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся;

Огромное разнообразие творческих заданий, которые помогают овладеть основами логического и алгоритмического мышления;

Во всех учебниках включены странички для  любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме. 

Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.

Это проекты « Математика вокруг нас», « Моя семья», «Мой класс и моя школа»,  « Моя малая Родина», « Мои домашние питомцы», совместное издание Азбуки, книги « Числа вокруг нас» и многое другое. Очень важно, чтобы родители всячески стимулировали детей к этой работе и сами принимали в ней активное участие. 

Большое внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены смайлики, которые помогают ученику оценить себя. 

           Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предлагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например, на уроке  русского языка идёт работа над текстами - описаниями, эта же работа продолжается на уроках литературного чтения и окружающего мира, например, в связи с изучением времён года. Результатом этой деятельности становится, выпуск газеты, описывающий картины природы. На уроке литературного чтения, сказку необходимо преподнести, максимально активизируя все психологические функции, чтобы помочь её понять. Для этого восприятие сказки необходимо разнообразить творческими заданиями, применяя в этом случае интеграцию предметов литературного чтения и ИЗО.

 Живопись является неотъемлемой частью урока литературного чтения и способствует развитию творческих способностей учащихся, ведь дети, по словам К.Д. Ушинского, «отчаянные рисовальщики», любят рисовать, творить.

На каждом таком уроке есть время для творчества. Бывает, что прослушав текст, дети затрудняются передать его содержание. Попросите нарисовать то, что запомнилось, и ребёнок не только нарисует, но и, «опираясь» на свой рисунок подробно перескажет прочитанное. Рисунок помогает лучше усваивать материал.… 

Какие виды работ с детскими рисунками я использую на уроках литературного чтения?

Выделение основной мысли произведения.

(Нарисуй то, что считаешь самым главным)

Выборочное чтение по рисунку.

(Ученик зачитывает тот фрагмент текста, который изображён на рисунке; или же, обменявшись рисунками, дети находят их словесное отражение в тексте)

Живопись оказывает непосредственное влияние на развитие личности учащихся, на развитие кругозора. Мы рассматриваем репродукции художников, любуемся ими и творим сами.

В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: литературное  чтение, письмо, изобразительное искусство, технология.

Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции. А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.

  Во втором и третьем  классах  можно интегрировать литературное чтение, русский язык, окружающий мир и изобразительное искусство.

   В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

Каковы могут быть формы интегрированных уроков? С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные.

На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителем  и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет-конкурс или аукцион.

При проведении интегрированных уроков необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста:

  • быстрая утомляемость.

Интегрированные уроки снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

  • особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные).

Так, например, в ходе урока по литературному чтению “Сказки о животных” дети включаются в игровую деятельность. На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием художественного творчества – выполнение поделок из бумаги – оригами, природного материала, театрализация, самовыражение в образах сказочных героев данного произведения.

Такой перевод ребёнка из одного вида деятельности в другой способствует развитию его познавательных процессов, снижает утомляемость. А это в свою очередь поддерживает высокий уровень работоспособности.

Кроме того учащиеся отрабатывают знания, умения и навыки по видам животных в игровой форме, учатся сравнивать, классифицировать и обобщать животных по их отличительным признакам.

Из опыта своей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении математике, положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т.д.). Например, при знакомстве с числом и цифрой 5 можно использовать такую загадку:

Что стоит в конце страницы. Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой... (Пять.)

После того как найдена отгадка, работа над ней продолжается. Учитель просит вспомнить, о чем загадка, показать числовую карточку, соответствующую числу 5, назвать соседей числа 5 в числовом ряду, объяснить, как получили число 5, сравнить число 5 с последующим и предыдущим числами, сказать, как можно получить число 5 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе).

 Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах можно предложить загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины. Например:

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат.)

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 3 можно предложить такую скороговорку:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – еще позавчера.

Многие учителя знают, что заучивание алфавита вызывает некоторые трудности у детей.

Мне на помощь пришло замечательное стихотворение Б. Заходера

 «Песенка – Азбука» нехитрая мелодия на стихи помогает заучить порядок следования и правильные названия букв в алфавите.

За годы работы учителем начальных классов я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....

Пути активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся в начальной школе.

             Да, процесс коллективного обучения - это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных н...

Каллиграфия: современный и эффективный способ всестороннего развития ребенка

Актуальность каллигафии как метода всестороннего развития учащегося начальных классов....

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников...