"Тайна имени"
проект (4 класс)

Бабкова Юлия Анатольевна

Проектная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_statya_tozliyan_sofii.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

ТОЗЛИЯН  София Анатольевна

Краснодарский край, Туапсинский район, посёлок  Джубга

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район», 4 класс

ТАЙНА ИМЕНИ

Научный руководитель: Бабкова Юлия Анатольевна,  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 34», Туапсинский район, посёлок Джубга

Научная статья

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.

Введение.  У каждого из нас есть своё имя. Сегодня нас интересует, откуда появилось имя человека?  Почему такие разные имена у людей? Что они означают?  Кто из великих людей носил такое же имя? Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена.  Попробуем во всём этом разобраться.

Актуальность нашей работы заключается в следующем: человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Это таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы… Вопрос,  о роли  имени в жизни человека,  всегда  волновал,   и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение,  почему именно это имя ему было дано. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь его своеобразной визитной карточкой.

Цель работы: раскрыть тайну и значение  имён детей класса, выявить  их происхождение,  узнать больше сведений о своём имени,  понять влияет ли имя на характер  человека,  дать свою оценку связи имени с судьбой человека.

Задачи:

  • изучить информацию об именах детей  класса  в энциклопедиях,  справочниках, журналах,  в интернете;
  • найти  чёткое определение понятию  «имя»;
  • провести интервью с родственниками, представить результаты в виде диаграммы;
  • в результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения;
  • сделать сравнительный анализ имён детей класса по популярности  и  происхождению  составить  итоговую таблицу;
  • провести социологический опрос,  изучить списки учеников школы №34  с целью определения частоты употребления имён;
  • провести анкетирование  и выявить особенности детей с именем София;  
  • представить полученные результаты в виде презентации в Microsoft Office Power Point ;
  • апробировать учебно-исследовательскую работу на уроках по предметам «Кубановедение», «Русский язык», на классных часах в тех классах, где учатся девочки с именем  София.

Гипотеза: могу предположить, что имя человека во многом определяет его характер и судьбу.

Часть 1.

Тебе дано, а люди им пользуются ? (имя).

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение, имя  вспоминают  родные  и  близкие на могиле усопшего.

         Владимир Иванович Даль в своём словаре даёт следующее определение имени:   «Имя - это слово, которым зовут,  означают особь, личность». Сергей Иванович Ожегов так определяет значение имени: личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа [1].

Имя человека возникло очень давно.  Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени.  Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертёнок»,  «С именем – Иван, без имени –  болван».

 Имена в Древней Руси давали необычно.

-по внешним признаками:  Светлана, Кудряш;

-по черте характера: Добрыня, Молчун;

-по очереди рождения в семье: Первой,  Вторуня,  Пятой;

-по явлениям природы: Метелица, Снегурочка;

-по христианским праздникам: Постник, Мясоед;

-по времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога;

-по профессии родителей: Рыбак, Муковоз;

Самые необычные имена:  Некрас, Немил, Дурак, Ненаш. Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел. В древнейший период, до принятия христианства, русские люди воспринимали свои имена как «второе я». Они думали, что произнесение со злым умыслом чьего-то имени чужим, недобрым человеком может привести к болезни и даже смерти именуемого. Как следствие этого возникла двуименность: «настоящее» имя человека держалось в тайне (его знали только некоторые самые близкие к нему люди). Но человека надо было как-то звать. Для этого создавались явные, обиходные имена. Среди них были имена «обманные», данные по названиям малоценных предметов, например: Горшок, Ложка, – подобные предметы были в каждом доме и не вызывали ни у кого зависти. Среди обиходных имен выделяются «защитные», или «охранные», призванные защитить ребенка от невзгод. Иногда их называют именами-оберегами, т.е. «оберегающими» от сглаза и всяких напастей. Также считалось, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или трудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека и имя печатью ложится на человеческую судьбу. Наши предки относились к именам очень  бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет.

  Постепенно о значении имён люди стали забывать, особенно когда имена заимствовались одними народами у других. Сегодня мы уже не задумываемся о том, что же значат наши имена. А ведь если обратиться к их происхождению, можно узнать много интересного. Узнаем, что означают имена, пришедшие к нам из греческого, латинского, германского и других языков. "Имя" по-гречески - "онома",  поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика.

Антропонимика (греч. 'человек' + 'имя'), раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное.

Имя дают ребёнку при рождении его родители исходя из собственных убеждений и желаний. Из огромной массы имеющихся имён родители выбирают наиболее красивое и благозвучное.  Почему?  Имя отождествляется с человеком, через него он осознаёт сам себя и общается с окружающими,  звучание имени способно вызывать в людях какое-либо чувство, то это чувство будет автоматически переноситься на обладателя имени [2].

Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Чтобы понять важность имени в жизни человека, можно обратиться к прямому смыслу этого слова – имя,  имею, имение. У древних славян существовал обычай, когда ребёнку давали самые непритязательные имена, допустим Кривоногий или Рыжий, однако при посвящении во взрослую жизнь человек должен был добыть себе имя в бою, состязании, труде или иных занятиях. По характеру и личным достоинствам он получал настоящее имя. При этом предки ясно осознавали, что в именах людей заключается их личность, душа хотя бы по тому, что трудно обратиться к человеку иначе,  чем через его имя.  Так,  спящий человек может не реагировать  на обращения «эй, ты», но назови его по имени – и он заворочается. Иными словами, человек плохо представляет себя без названия, и поэтому все достоинства и недостатки имени  будут влиять на него.  Со временем  взгляды менялись.

         На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. После Октябрьской революции появились имена детей:  Октябрина,  Идея. У С. Я. Маршака есть стихотворение на эту тему.

В защиту детей.

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.

Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.

А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям... 

Хорошо, что мода на такие имена прошла.

Так как же влияет имя на человека?  Изучив литературу по данной теме можно выделить 5 критериев.

  1. Подсознательное восприятие слова через его ритмику, пластику, мелодичность.
  2. Распространённость.   Чем реже имя,  тем значимее чувствует себя человек.
  3. Ассоциации, связанные с именем.
  4. Образы вошедших в историю и культуру обладателей данного имени.
  5. Конкретный смысл и значение имени как слова. Сознание большинства людей воспринимает это просто как красивый образ.

Остановимся подробнее на имени – София. Что означает имя София? София переводится как «премудрая», «разумная», «наука», «знание». Значение имени София - доброта и отзывчивость. При этом чужие проблемы не нарушают гармонию её души. София проницательна и искренне желает помогать людям, часто выбирает работу психолога или преподавателя. Активно занимается благотворительностью и любит рукодельничать.  Как и большинство наших современных имен, имя София берет свое начало из православия и имеет перевод  с греческого языка.  Имя, София, обязательно наделит свою хозяйку мудростью и справедливым характером, поскольку перевод имени именно так и звучит «мудрая», «премудрая».

Уменьшительно-ласкательные варианты имени для девочки с именем София:

• Софьюшка;

• Сонечка;

• Софочка;

• Соня;

• Софья;

• София;

• Софичка;

• Софушка и пр.

В православии Софья значится матерью трех великих святых — Веры, Надежды и Любови. А, значит, как старшая из женщин, наделена большей силой и значением как в вере, так и в современной жизни.

Если вас интересует значение имени Софья, то не лишним будет узнать, что два раза в год владелица этого имени может отмечать день своего ангела. Один из них приходится на 4 июня, а второй — на 30 сентября (великий праздник святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии). По старинным поверьям в этот день девушки и женщины имеют право и даже скорее должны устроить женские посиделки с весельем, играми и шутками.

Как и любое другое имя, Софья наделяет характер своей хозяйки положительными и отрицательными чертами. Да, да. Вы не ошиблись. Именно Софья. А для тех, кто жаждет узнать, Софья и София — разные имена или нет, спешим ответить: корень у имени один и тот же. Просто у разных национальностей, народностей и вероисповеданий вариант имени звучит по-своему. Так, евреи могут величать особу женского пола Софа или Соня; православные христиане — София или Софья, католики — Софья или Софи. И совершенно не важно, как вы запишете имя вашего ребенка в свидетельстве о рождении. По жизни она все равно будет иметь характеристику имени, основной чертой которого будет мудрость.

Девочка София  обязательно порадует своих родителей полной не конфликтностью и способностью к самоотдаче, самопожертвованию. Прийти на помощь близким и друзьям — основное правило жизни для неё. Ребенок с именем София редко проявит капризность в детстве и огорчит родителей своими слезами. То же самое будет и со  взрослой Софией.

В школе Софья проявит себя как ребенок с незаурядными аналитическими способностями и тягой к учебе. Для нее не будет никаких трудностей и преград в учебе. Сонечка четко знает, чего хочет и может отстаивать свою позицию с завидным упорством.

Наряду со своими верными целями и идеями Софа имеет достаточно сильную скрытую чувственность и при этом сильно застенчива. В этом случае девочку будут терзать постоянные противоречия проявления своих чувств и их сохранения в тайне.

Софья часто будет совершать безрассудные с точки зрения родителей поступки. Но к этому просто нужно привыкнуть и мягко оберегать Соню от импульсов. София постоянно изучает окружающий мир с серьезностью и скрупулезностью великих аналитиков. Это слегка мешает девочке жить полноценной жизнью ребенка, полной радости и ярких впечатлений.

И маленькая, и большая Софа способна разрешить абсолютно любую проблему, возникающую на жизненном пути. Причем София будет делать это с легкостью и настойчивостью. София обязательно будет душой компании и заядлой активисткой. К ней будут идти за советом и на исповедь. И самое главное, что Софья запросто разрешит любую возникшую жизненную ситуацию. Кроме того, в качестве информации на вопрос, что означает имя София, родителям стоит знать, что мудрая девочка будет доверять только увиденному воочию. Причем сначала подвергнет информацию тщательному анализу. Не забывайте, что София  крайне нуждается в постоянных проявлениях любви и в признаниях о ней. Чаще обнимайте девочку, позвольте ей купаться в лучах родительской ласки, и вы вырастите гостеприимную и радушную хозяйку своего дома.

Учитывая, что Соня всего добивается сама и проявляет при этом незаурядные лидерские и организаторские способности, то главным видом деятельности для неё  могут стать любые руководящие должности. Кроме того из Софьи  получится отличный критик или издатель. А если Софья направится по пути изобретений, то, вполне вероятно, что она станет известным ученым или конструктором. Так же происхождение и значение имени Софья призывают девочку стать в будущем творческой личностью: преподавателем танцев или пения, отличной вокалисткой, художником, поэтом. При этом Соня знает цену деньгам и умеет отличать главное от второстепенного. Из нее может получиться и отменный финансист. Проводя аналогию с собой, хочется сказать, что согласиться  со всем  сказанным,  нельзя,  но совпадения есть.

Вывод.

Имя человека - это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.  Существует мнение, что имя, выбранное с любовью, обязательно поможет в жизни своему обладателю [1]. Пусть ребенок получит свое собственное «правильное» имя, и с ним будет сам строить свою собственную судьбу.  И пусть он будет счастлив!

Часть 2. Результаты  исследования.

    Перед началом работы  было проведено анкетирование  классе. В анкетировании  приняли  участие   30  человек. 

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

20

10

Знаешь ли ты значение своего имени?

14

16

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

5

25

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени  и его происхождение.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

 Исторически сложилось так, что современная Кубань стала домом для людей многих национальностей. При рождении каждому человеку дают имя. Существуют разные традиции выбора имени человека. У каждого народа свои обычаи. Адыги, например, мальчика нарекают именем дедушки или доблестного джигита, девочку – именем бабушки или красивой женщины со счастливой судьбой. Православные люди обычно дают своим детям имена в честь какого-нибудь святого, и отмечать у них принято не только день рождения, но и именины (день ангела). Многие ребята не знали, почему им дали то или другое имя.  Дети провели интервью с родственниками.  В семьях вспомнили о том дне, когда ребёнок появился на свет, кто выбирал  ему имя  и вот, что получилось:

75 %  -  понравилось звучание имени;

15 %  -  названы  в  честь родственников;

5 %   - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

5 %   -  понравилось значение имени.

Результаты  интервью с родителями представлены в виде диаграммы (Приложение  1).  Можно сделать вывод, что большинство родителей не задумывались о значении имени и его происхождении, а просто выбирали имя, которое им понравилось по звучанию, совпадало  с отчеством ребёнка.

Анализ популярности  имен учащихся  класса  показал,  что из 30 детей класса повторяются только 3 имени: Юлия,  Артём,  Даниил (русский вариант – Данила).

По происхождению преобладают  греческие  варианты имен – 12 человек (Елена, Элеонора, Ангелина, Юлия, Вероника, София, Денис, Евгений, Даниил, Артём, Аристарх).  На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение  (Валерия, Маргарита, Марианна, Диана, Максим,  Назар, Константин)   и еврейское происхождение  (Сусанна, Даниэла, Савелий, Даниил, Семён, Иван) происхождение – по 7 человек. На третьем месте имена, имеющие тюркское  (Энже, тимур) и германское  происхождение (Алина, Эдуард) – по 2 человека (Приложение 2).

Мы провели социологическое исследование имён детей нашей  школы и выяснили, сколько тёзок имеют в школе ученики нашего класса. Определили самые популярные  и самые редкие имена (Приложения  3, 4)

Всего в школе 765 обучающихся.

По частоте употребления имена распределились следующим образом:

Девочки:                                                      

1 место: София  и Ангелина  по 14 девочек.                                  

2 место: Алина и Диана по 11 девочек.    

3 место: Валерия – 8 девочек.

Мальчики:

1 место: Артём - 19 мальчиков.                                  

2 место: Иван – 14 мальчиков.  

3 место: Даниил – 9 мальчиков.

Редкие имена, по одному в школе: Савелий, Аристарх, Марианна, Сусанна, Энже.

Лидером среди женских имён  стало имя – София (Приложение 5).

КЛАССЫ

СОФИЯ

2А  

10А

10А

Каждой девочке именем – София было предложено заполнить анкету со следующими вопросами: 

  1. Нравится ли тебе твоё имя?
  2. Твой цвет глаз и волос?
  3. Твоя любимая еда?
  4. Любимый вид спорта?
  5. Любимый урок?
  6. Любимое время года?
  7. Твой любимый цвет?

На первый вопрос все участницы анкетирования ответили утвердительно. Многие из Софий оказались тёмноволосыми и кареглазыми. Большинство из них любят танцы. По остальным вопросам у девочек получились разные ответы. Наблюдаются по 2-3 совпадения.

        Можно сделать вывод, что все девочки с именем – София довольны своим именем. Все девочки очень подвижны и жизнерадостны. Но каждая отличается друг от друга своими интересами, желаниями, увлечениями. Ведь на каждого человека откладывает отпечаток его окружение,  круг общения,  воспитание,  интересы  ребёнка.

Вывод. В результате наших исследований мы определили, что большинство детей названы именами, которые красиво звучат, многие не знали значение и происхождение своих имён. Были определены самые популярные и редкие имена в школе. С помощью анкетирования были выявлены особенности и интересы девочек с именем – София. 

Заключение.

Цель данной работы достигнута. Мы раскрыли  тайну и значение  имён учеников  класса, выявили их  происхождение,  узнали  больше сведений о выбранном имени,  поняли,  как  влияет  имя на характер человека.  И можем сказать, что существует связь имени  с  судьбой  человека,  но всё же каждый человек строит свою судьбу сам.

Все поставленные задачи выполнены. Мы изучили информацию об именах  в энциклопедиях, справочниках, журналах, в интернете, нашли чёткое определение понятия «имя», провели  интервью с родственниками,  представили  результаты в виде диаграммы. В результате анкетирования выяснили, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения. Сделали сравнительный анализ имён детей класса по популярности  и  происхождению,  составили  итоговую таблицу.  Провели  социологический опрос и изучили  списки школьников  с целью определения частоты употребления имён. Провели анкетирование  и выявить особенности детей с именем София.  Представили полученные результаты в виде презентации в Microsoft Office Power Point. Апробировали исследовательскую работу на уроках по предметам «Кубановедение», «Русский язык», на классных часах в тех классах, где учатся девочки с именем София.

Выдвигаемая гипотеза, что имя человека во многом определяет его характер и судьбу не подтвердилась. Какие бы имена мы не носили, что бы  ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы.  Только  от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. В руках каждого человека - создать  добрую славу своему имени. Исследовательская работа будет продолжена. Стало интересно узнать,  откуда произошли  фамилии учеников нашего класса.

Список используемой литературы:

  1. Ожегов С. И. Словарь - М.: ИТИ Технологии, 2008 г.
  2. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён - М.: АСТ, 2005 г.
  3. Дмитрий и Надежда Зима. Тайна имени. Как назвать вашего ребёнка – М.: РИПОЛ классик, 2007.
  4.  СусловаА.В., Суперанская А.В. О русских именах – Л.: Лениздат, 2004.
  5. Мирук М.В., Ерёменко Е.Н. Кубановедение - Краснодар:Перспективы образования, 2013.
  6. Хигир Б.Ю. Имя человека, его характер и судьба. – М., 2006.
  7. Петрова Екатерина. Толкование имен. – М., 2005.

Интернет - ресурсы:

  1. https://kakzovut.ru/proishozhdenie-imen.html
  2. http://slovari.yandex.ru/dict/io
  3. http://www.solnet.ee/names/n_02_01.htm - стихи, полезные сведения
  4. http://www.detskiyhttp://www.chudopredki.ru/366-imja-rebenka.- значения имён
  5. http://www.detskiyhttp://www.chudopredki.ru/366-imja-rebenka.- значения имён


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна имени.

Материал для научной конференции учащегося 3 А класса Кузнецова Сергея...

Презентация к научной конференции "Тайна имени"

Данная презентация кратко передает содержание исследовательского проекта, выполненного учащимся 3 класса кузнецовым Сергеем...

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Тайна имен земли Кузнецкой

Здесь можно найти толкование многих географичесикх названий кемеровской области - откуда они произошли, что лежит в основе этих названий....

Презентация к уроку окружающего мира. "Тайна имени" 3 класс

Презентация разработана к уроку окружающего мира 3 класса по программе "Школа ХХI века".Цель: познакомить детей с историей имен....

Тайна имени Софья

Творческая работа в форме презентации...

тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»

Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...