Урок развития речи в 4 классе по теме: "Рыбы"
план-конспект урока (4 класс)

Светлана Дмитриевна Ерофеева

Рыбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Тарская адаптивная школа-интернат»

Конспект

урока развития речи на основе предметов и явлений окружающей действительности

в 4 классе

Тема: "Рыбы"

учитель начальных классов

 Ерофеева Светлана Дмитриевна


Тема: «Рыбы»

Цель: формирование представлений обучающихся о рыбах как водных животных, ознакомление с их внешним видом, средой обитания.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- Уточнить и расширить представления обучающихся о рыбах, как водных животных, знакомить с их внешним видом, средой обитания;

- отрабатывать словообразовательные навыки и умения.

Коррекционно-развивающие: 

- Корректировать общеречевые навыки, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, целостность восприятия, внимание, память;

- Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор;

- Совершенствовать произносительную сторону речи.

Коррекционно-воспитательные: 

- Прививать интерес к изучаемому предмету; 

- Воспитание культуры речевого общения, взаимоуважения и навыков сотрудничества, способности к рефлексии.

Оборудование: мультимедийная презентация «Рыбы», интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал по группам; карточки солнышко и тучка; карандаши; фишки. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс.- М.:АРКТИ, 2004.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, проверьте готовность к уроку (посмотрите у вас должна быть тетрадь, ручка, конверты с заданиями, сигнальные карточки), садитесь!!!

- Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.

1). Психологический настрой:

Посмотри скорей, мой друг, что находится вокруг?  /СЛАЙД 2/

Небо светло - голубое, солнце светит золотое,    /СЛАЙД 3-4/                                           В небе высоком  плывут облака, лентою синей вьётся река,/СЛАЙД 5/

Ветер листочками нежно играет, дождик из лейки своей поливает, /Слайд.6/ 

Птички щебечут, белеют ромашки,         /СЛАЙД 7/                                                                                  в листьях зелёных резвятся букашки.                                                         Жаркий июль, злой февраль, непогода -       /СЛАЙД 8, 9, 10/                                                                 Вместе всё это – родная природа.       /СЛАЙД 11/

- Мы начинаем урок развития устной речи.

2). А теперь ребята, вспомним:

- Какое сейчас время года?

-Назовите по порядку весенние месяцы?

-Какой месяц сейчас?

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Какой у нас урок?

-Чему мы учимся на уроках развития речи? (Учимся говорить правильно, красиво.)

- Молодцы, все правильно вспомнили!!!

3) Этап целеполагания

-Ребята, у вас на партах лежит конверт под номером №1, в нём пазл, соберите его. (разные рыбы).

- Что у вас получилось?

- Назовите их.

-Правильно!

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Рыбы) (Приклеить на доску)

-Ребята, а для чего мы изучаем такую тему? (Для того чтобы узнать много нового о рыбах, какие бывают рыбы, чем питаются, где живут, узнать их строение).

Вывод: - Правильно, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать тему «Рыбы», узнаем, где они живут, как выглядят, чем питаются. Для этого будете выполнять много различных заданий. Вы будете работать группами, парами, индивидуально. Должны будете отвечать полными ответами, не выкрикивать, поднимать руку.

Свою работу вы будете оценивать. У вас есть листы самооценки. На листе самооценки написаны виды работ,  за которые вы должны будете себе поставить баллы. 0 б. - вы ставите, если вы это задание не выполнили, 1б. - если вы задание выполнили с ошибкой, с помощью, 2б. - если выполнили задание самостоятельно. В конце урока я могу вам начислить лишний бал за вашу активную работу. И мы подведем итог и определим оценку за урок.

- А сейчас, откройте тетради, запишите дату и тему урока. Отложите тетрадь на край парты.

- Ребята, перед тем, как начать новую тему проверим домашнее задание.

II Проверка домашнего задания:

- А на прошлом уроке мы с вами знакомились с темой: "Вредные и полезные насекомые". Дома вы должны были повторить эту тему.

- Предлагаю вам проверить, как вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

- Если я буду говорить о пользе насекомого, вы поднимаете зелёную сигнальную карточку, а если о вреде, тогда красную сигнальную карточку.

- Собирают мёд; (зел. сигн. карт.)

- Едят вредных насекомых; ; (зел. сигн. карт.)

- Являются пищей для других представителей животного мира; ; (зел. сигн. карт.)

- Являются переносчиками заболеваний (красн.сигн.карт)

- Доставляют радость и хорошее настроение; ; (зел. сигн. карт.)

- Поедают молодую зелень; (красн.сигн.карт.)

- Дают сырье для лекарств; ; (зел. сигн. карт.)

- Опыляют растения; ; (зел. сигн. карт.)

- Поедают останки погибших животных. ; (зел. сигн. карт.)

- Молодцы, ребята. А сейчас оцените себя за выполнение домашнего задания.

II. Введение в тему урока.

1. Вводная беседа:

- Обитателей в водном царстве много. Их мир очень удивителен и разнообразен, но сегодня мы с вами узнаем только о рыбах. (Слайд 12)

- Ребята, скажите где они живут?

- Как называются рыбы, которые живут в реке? (Речные рыбы). /СЛАЙД 13/

- Как называются рыбы, которые живут в море? (Морские рыбы). /СЛАЙД 14/

Вывод:

- Рыбы, которые живут в реках, называются речные рыбы. Речные рыбы – это щука, окунь, карась, карп, сом, ёрш, судак, лещ. /СЛАЙД 15/ - (16 щелчков)

- Рыбы, которые живут в морях, называются морские рыбы. Морские рыбы – это треска, сельдь, минтай, камбала, скумбрия. /СЛАЙД 16/ - (10 щелчков)

- А для украшения своего дома человек поселил рыб в аквариум, и называются они – аквариумные рыбы. Аквариумные рыбы – это гуппи, золотая рыбка, сомики. /СЛАЙД 17/ - (6 щелчков)

III. Изучение нового материала.

а). Рассказ ученика о рыбах:

- Ребята, Ксюша, сегодня подготовила сообщение о рыбах. Давайте с вами внимательно её послушаем.

- РЫБЫ – это водные животные. На нашей планете очень много рыб. Рыбы бывают разных размеров и разных цветов. Рыбы живут в морях, реках, озерах и так же могут жить в аквариумах.

- Чем же питаются рыбы? /СЛАЙД 18/

- Рыбы питаются червяками, насекомыми и их личинками, а так же водными растениями. Рыбы заглатывают пищу, а не откусывают как другие животные. В случае опасности рыбы ложатся на дно.

- Ребята, оказывается, среди рыб есть такие , которые поедают других рыб .

- Как они называются? (хищные рыбы)

- Каких хищных рыб вы знаете?

- Правильно.

- Хищные рыбы – это щука, окунь, судак, сом. /СЛАЙД 19/ - (8 щелчков)

б). Разбор строения тела рыбы:

- А теперь мы узнаем, что же рыбу отличает от других животных.

/СЛАЙД 20/ - (19 щелчков)

- Посмотрите на изображение рыбы . У нее есть голова, туловище, хвост и плавники. На голове у рыбы имеются круглые глаза, небольшой рот, жабры. Жабры помогают рыбе дышать.

- С помощью хвоста рыба движется вперед, а плавники выполняют роль руля – помогают поворачивать тело в воде влево-вправо и удерживать равновесие.

- Хвост и плавники крепятся к телу рыбы. Тело рыбы покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы. Чешуя у рыб бывает разного цвета.

- Форма тела рыбы вытянутая, овальная.

- Во время рассказа о строении рыбы вы услышали такие новые слова: жабры, плавники, чешуя. (Вывешиваю на доску) Спросить для чего?

ЖАБРЫ – это орган дыхания рыбы, при помощи которых рыбы дышат.

ПЛАВНИКИ - это органы рыбы, с помощью которых рыбы передвигаются в воде.

ЧЕШУЯ – это полупрозрачные гладкие пластинки, покрывающие тело рыбы, налегающие одна на другую.

- Давайте, ещё раз прочитаем вместе эти слова. Запомните эти слова.

IV. Обобщение изученного

Обобщающая беседа (закрепление):

  • Каких животных мы изучаем?
  • Чем они отличаются от других животных?
  • Чем покрыто их тело?
  • При помощи чего рыбы передвигаются в воде?
  • Чем рыбы питаются?
  • Каких рыб вы знаете? (Морские и речные)
  • Где они живут?
  • Молодцы, ребята! Оцените себя за ответы.

IV. Физминутка:

- Ребята, а теперь Саша проведёт с вами физминутку.

Шел на речку рыболов.

1,2,1,2 (марш)

Самый лучший будет клев!

1,2,1,2 (движения закидывания удочки)

Мы поймали 5 сомов!

1,2,1,2 (движения вытягивания улова)

Вот такой большой улов! (руки в стороны)

1,2,1,2 (руки на пояс, повороты)

Молодцы!!! Садитесь!

V. Закрепление.

а).Узнавание и описание рыб: 

-  Ребята, возьмите карточки, которые лежат на парте. (Разноцветные)

- Выполните следующее задание.

    1 гр. - дорисуйте и подпишите название частей рыбы (Абрамчикова К, Курдяева С, Матросов В, Потёмкина В, Аношкина К, Шарыпов С) (карточка красного цвета)

    2 гр. – дорисуйте недостающие части в строении рыбы (Никулин В, Шиковец Д, Корючин Ю) (Карточка синего цвета)

    3 гр. – обвести по контуру и раскрасить изображение рыбы (Гоф Д, Гоф Ускова Л.) (карточка жёлтого цвета)

- А сейчас, ребята у вас на партах лежит конверт №2. Возьмите его и проверьте самостоятельно правильно ли вы выполнили задание. Карточку вложите в тетрадь дома вклеите.

_ Молодцы, ребята, вы все выполнили задание. Оцените себя.

б). Отгадайте загадки:

- Ребята, сейчас вы отгадаете загадки о рыбах,  которые обитают в водоёмах нашего края.

  • Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

Опасней всех в реке она:

Хитра, прожорлива, сильна!

Стой плотва и караси и пощады не проси!

Такая рыба - злюка!

Конечно, это – ЩУКА        /СЛАЙД 21/

  • Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (ОКУНЬ)        /СЛАЙД 22/

  • Широкий, важный он плывёт,

 как зеркало, сверкает.

Хвостом вильнёт – и сотни брызг

вверх из реки взлетают. (КАРП)                    /СЛАЙД 23/

  • Ах, какой же ты колючий!

Плавники и хвост — липучки!

Ты меня не проведёшь! —

Я тебя поймаю,...!(ЁРШ)           /СЛАЙД 24/

  • На рыбалку мы ходили,

Рыбу дружно все удили.

Свой рассказ ты как не крась,

Но ловился лишь (Карась)./СЛАЙД 25/ 

- Молодцы, ребята!

-  Ребята, скажите, что общего есть в строении тела у всех этих рыб? (Голова, туловище, хвост, плавники, жабры, глаза, рот).

- А чем отличаются эти рыбы? (Отличаются формой  тела, цветом чешуи, размером).

ВЫВОД: Все рыбы имеют одинаковое строение тела, у всех рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, жабры. Но форма тела, цвет чешуи и размер рыб бывает разным.

Молодцы.

VI. Закрепление знаний:

2). Что делает рыба? 

- Ребята, посмотрите на парте карточка, прочитайте слова и составьте правильно предложение. Работаем парами и передаём на следующую парту. Последний читает , что получилось.

  • Рыба (что делает?) плавает, ....

Слова для справок: (ЛЕТАЕТ, ДЫШИТ, ГРЫЗЕТ, БЕЖИТ, КЛЮЕТ, ЧИРИКАЕТ, ЗАГЛАТЫВАЕТ).

ПРОВЕРКА. Рыба плавает, дышит, заглатывает, клюёт. 

  • Рыба питается (чем?) червяками, ……..

Слова для справок:  котлетами, насекомыми, личинками, травой.

ПРОВЕРКА: Рыба питается червяками, насекомыми, личинками, травой.

- Молодцы! Оцените свою работу в группе.

4). Составление рассказа из предложений: /СЛАЙД 48/

- Ребята, составьте рассказ-описание.

  • Рыбы живут в …
  • У рыбы есть…
  • Тело рыбы покрыто…
  • Рыбы передвигаются в воде при помощи… и…
  • Дышать под водой рыбам помогают…

- Ребята, а кто сам попробует рассказать про рыб по картинке? /СЛАЙД 49/

- Молодцы! Оцени себя.

VII. Итог.

- Каких животных мы изучали на уроке? С какими животными мы познакомились на уроке?

- Где живут рыбы?

- Чем питаются рыбы?

- Как выглядит рыба? Чем отличается от других животных?

- Ребята, а где нам пригодятся знания полученные на уроке? (На уроке живого мира, на уроках биологии в старших классах, на рыбалке.)

- И так, ребята наш урок подошел к концу. - Ребята, посчитайте баллы, которые вы заработали на уроке. Добавьте себе баллы к  ...(На доску вывешиваю общие баллы).

Если вы заработаете 8-10б. и больше, то вы получите отметку 5. Если вы заработаете 5-7 б , то вы получите отметку -4.Если вы заработаете 1-4 б, то вы заработаете отметку-3.

  • Оценка работы на уроке.
  • Домашнее задание: обвести и раскрасить контурную картинку. Приклеить карточку со строением рыб и повторить её строение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....