Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – Златоустовец»
план-конспект занятия (2 класс)

Тема урока: « Быт горожан вчера и сегодня».

Форма урока: урок путешествие «Дом златоустовца в прошлом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_kursu.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

      Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности

                                            «Я – Златоустовец»

         Составила учитель начальных классов МАОУ СОШ № 15 г. Златоуста

                                    Козлова Вероника Рудольфовна

Тема урока: « Быт горожан вчера и сегодня».

Форма урока: урок путешествие «Дом златоустовца в прошлом».

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Цель: формирование знаний учащихся о быте горожанина в прошлом.

  Задачи: 1) Образовательная : познакомить учащихся с объектами быта людей в прошлом. Расширить представление об особенностях жизни людей в  разные временные отрезки. Сравнить быт сегодняшнего и вчерашнего дня.

2) Развивающая: развивать память, речь, воображение, мышление учащихся

3) Воспитательная : воспитывать чувство уважения к традициям наших предков.

УУД: Личностные: - формирование интереса (мотивации) к учению;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

Регулятивные :  - организовывать своё рабочее место;

- адекватно оценивать свою работу;

- определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

Сравнивать предметы и объекты ( находить общее и различное);

Коммуникативные : - участие в диалоге на уроке;

- отвечать на вопросы учителя;

- соблюдать нормы поведения;

-слушать и понимать речь других;

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, цветные карандаши, рабочая тетрадь «Я – Златоустовец»

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО

Оборудование: презентация, рабочие тетради по предмету, цветные карандаши

                                                            Ход урока:

     *   Организационный момент

      *  Повторение пройденного

- Почему наш курс так называется?

- Как по-другому называли коренных златоустовцев?

- В честь кого назван наш город?

- Когда мы празднуем его день рождения?

- Что Вам больше всего запомнилось из прошедших занятий?

      * Постановка цели урока

      - Чем мы сегодня будем заниматься Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Загадка о русской избе

     Стоит жилище,

     Деревянные бочища

     Внутри печь да дрова

     Это русская ……..

- Ребята у человек всегда стремился организовать свою жизнь, чтобы она была удобной и комфортной, всегда у человека был дом.  

  *Предположения детей о теме урока.

Кто понял в какое путешествие мы сегодня отправимся? А как мы это сделаем? (ответы детей)

*Откроем рабочую тетрадь на странице 22, прочитаем вопросы, рассмотрим фотографии. Как вы можете ответить на вопросы?

А более подробно с бытом прошлого мы познакомимся сегодня, и ответим на эти вопросы более четко.

* Актуализация знаний

-  Что такое быт? Интерьер?   (Слайд 1)

-   Прочитаем пословицы о доме в тетради на с 22, какой смысл в них заложен?

-   Из чего обычно строили жильё раньше?  Почему? ( камень  было тяжело добывать)

  Дома строили из древесины (дуб, сосна, лиственница особенно ценилась, почему?)( слайд 2), разметку делали прямо на земле с помощью веревки, копали подпол, в качестве фундамента клали обтесанные доски и начинали возводить стены из бревен. По традиции под каждый угол  венца  ( это соединение двух брёвен в углах)  закладывали клочок шерсти ( для тепла), монетки ( для богатства), ладан ( для святости)( слайд 3) 

-   Что используют в современном строительстве? (ответы детей)

У детей на партах черно-белые распечатки внутреннего убранства дома, раскрашиваем те детали о которых мы говорим.

- В доме обычно была одна комната.    Главное место в ней занимала?

Загадка о русской печке

    Дрова кушает

   Зубов не имеет

   Теплом своим

   Весь дом согревает! Это …….    (Слайд 4)

- Печь была всегда душой дома, как вы думаете почему? (ответы детей)

 Чем больше она была, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети.

-  Что сейчас используют вместо печи? ( ответы  детей)

- По диагонали от печи располагался передний угол с иконами  ( слайд 5)

- Где сейчас можно увидеть иконы?

- В доме было не так уж  много  мебели:   около печи располагался стол из дерева, лавки вдоль стен, открытый  шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.( Слайд 6),  отметим   на рисунке эти элементы.

* Физминутка

- Люлька (что это?) подвешивалась к потолку   (зачем?)  (слайд 7)

- Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки (что это?), которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и потолком была вделана широкая полка – полати (слайд 8) ( для  чего они служили?),  отметь на рисунке.

-  Готовили пищу в чугунах, использовали при этом ухваты, кочергу.( слайд 9) В каждом доме обязательно был самовар, у которого за чаепитием собиралась вся семья. (слайд 10)

- Непременным занятием женщины, особенно в зимнее время было прядение шерсти и льна на веретене и на самопрялке ( слайд 11), использовали кросну (самодельный ткацкий станок)

- Нелегкой женской работой была стирка белья с помощью валька и глажение его рубелем (слайд12)

Отметим это на рисунке

-  Теперь посмотрите на свой рисунок, что у  нас получилось? При помощи этого рисунка, мы переместились с вами в прошлое. А где ещё можно узнавать о прошлом, увидеть своими глазами предметы прошлого?( слайд 13)

 *Проверка понимания материала:

- Что вам понравилось в прошлом? Что бы вы взяли с собой в настоящее?

- Как вы думаете легко ли было нашим предкам?

 -Давайте теперь ответим на вопросы, которые заданы в тетради, как теперь мы на них ответим ( запись в тетради)

* Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (творческие задания)

-  Работа в парах: соедини линиями предметы прошлого и предметы современные ( в рабочей тетради)

 Проверка с доказательствами, дописать недостающий предмет

- Групповая работа : дети встают в цепочку, на доске иллюстрации  двух домов: современного и старинного

     Обобщающая игра: я даю название  предмета быта, а  дети должны прикрепить на нужный дом : самовар, газовая плита, печь, чайник электрический и т. д.

 *Проверка результатов, вручение призов командам

*Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Дома вы выполните задания на страницах 22,23, задания 3.

 *Рефлексия: Интересно ли вам было? Поделитесь своими впечатлениями.

Ответьте на вопросы:

- Теперь я знаю……

- Урок помог мне……

- Мне было интересно узнать….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ

Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа".  Даннаое занятие было разработано на осно...

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – златоустовец»

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности  «Я – златоустовец»...

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" (тема: "Геометрический калейдоскоп")

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме: "Геометрический калейдоскоп". На занятии дети познакомлены со значением слова &quo...

"Сто дорог - одна моя" программа и методические указания к курсу внеурочной деятельности по направлению "социальное"

Программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» по направлению «социальное» предназначена для учащихся 2-3 классов. Направлена на формирование у учащихся з...