Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – Златоустовец»
план-конспект занятия (2 класс)

Тема урока: « Быт горожан вчера и сегодня».

Форма урока: урок путешествие «Дом златоустовца в прошлом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_kursu.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

      Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности

                                            «Я – Златоустовец»

         Составила учитель начальных классов МАОУ СОШ № 15 г. Златоуста

                                    Козлова Вероника Рудольфовна

Тема урока: « Быт горожан вчера и сегодня».

Форма урока: урок путешествие «Дом златоустовца в прошлом».

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Цель: формирование знаний учащихся о быте горожанина в прошлом.

  Задачи: 1) Образовательная : познакомить учащихся с объектами быта людей в прошлом. Расширить представление об особенностях жизни людей в  разные временные отрезки. Сравнить быт сегодняшнего и вчерашнего дня.

2) Развивающая: развивать память, речь, воображение, мышление учащихся

3) Воспитательная : воспитывать чувство уважения к традициям наших предков.

УУД: Личностные: - формирование интереса (мотивации) к учению;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

Регулятивные :  - организовывать своё рабочее место;

- адекватно оценивать свою работу;

- определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

Сравнивать предметы и объекты ( находить общее и различное);

Коммуникативные : - участие в диалоге на уроке;

- отвечать на вопросы учителя;

- соблюдать нормы поведения;

-слушать и понимать речь других;

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, цветные карандаши, рабочая тетрадь «Я – Златоустовец»

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО

Оборудование: презентация, рабочие тетради по предмету, цветные карандаши

                                                            Ход урока:

     *   Организационный момент

      *  Повторение пройденного

- Почему наш курс так называется?

- Как по-другому называли коренных златоустовцев?

- В честь кого назван наш город?

- Когда мы празднуем его день рождения?

- Что Вам больше всего запомнилось из прошедших занятий?

      * Постановка цели урока

      - Чем мы сегодня будем заниматься Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Загадка о русской избе

     Стоит жилище,

     Деревянные бочища

     Внутри печь да дрова

     Это русская ……..

- Ребята у человек всегда стремился организовать свою жизнь, чтобы она была удобной и комфортной, всегда у человека был дом.  

  *Предположения детей о теме урока.

Кто понял в какое путешествие мы сегодня отправимся? А как мы это сделаем? (ответы детей)

*Откроем рабочую тетрадь на странице 22, прочитаем вопросы, рассмотрим фотографии. Как вы можете ответить на вопросы?

А более подробно с бытом прошлого мы познакомимся сегодня, и ответим на эти вопросы более четко.

* Актуализация знаний

-  Что такое быт? Интерьер?   (Слайд 1)

-   Прочитаем пословицы о доме в тетради на с 22, какой смысл в них заложен?

-   Из чего обычно строили жильё раньше?  Почему? ( камень  было тяжело добывать)

  Дома строили из древесины (дуб, сосна, лиственница особенно ценилась, почему?)( слайд 2), разметку делали прямо на земле с помощью веревки, копали подпол, в качестве фундамента клали обтесанные доски и начинали возводить стены из бревен. По традиции под каждый угол  венца  ( это соединение двух брёвен в углах)  закладывали клочок шерсти ( для тепла), монетки ( для богатства), ладан ( для святости)( слайд 3) 

-   Что используют в современном строительстве? (ответы детей)

У детей на партах черно-белые распечатки внутреннего убранства дома, раскрашиваем те детали о которых мы говорим.

- В доме обычно была одна комната.    Главное место в ней занимала?

Загадка о русской печке

    Дрова кушает

   Зубов не имеет

   Теплом своим

   Весь дом согревает! Это …….    (Слайд 4)

- Печь была всегда душой дома, как вы думаете почему? (ответы детей)

 Чем больше она была, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети.

-  Что сейчас используют вместо печи? ( ответы  детей)

- По диагонали от печи располагался передний угол с иконами  ( слайд 5)

- Где сейчас можно увидеть иконы?

- В доме было не так уж  много  мебели:   около печи располагался стол из дерева, лавки вдоль стен, открытый  шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.( Слайд 6),  отметим   на рисунке эти элементы.

* Физминутка

- Люлька (что это?) подвешивалась к потолку   (зачем?)  (слайд 7)

- Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки (что это?), которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и потолком была вделана широкая полка – полати (слайд 8) ( для  чего они служили?),  отметь на рисунке.

-  Готовили пищу в чугунах, использовали при этом ухваты, кочергу.( слайд 9) В каждом доме обязательно был самовар, у которого за чаепитием собиралась вся семья. (слайд 10)

- Непременным занятием женщины, особенно в зимнее время было прядение шерсти и льна на веретене и на самопрялке ( слайд 11), использовали кросну (самодельный ткацкий станок)

- Нелегкой женской работой была стирка белья с помощью валька и глажение его рубелем (слайд12)

Отметим это на рисунке

-  Теперь посмотрите на свой рисунок, что у  нас получилось? При помощи этого рисунка, мы переместились с вами в прошлое. А где ещё можно узнавать о прошлом, увидеть своими глазами предметы прошлого?( слайд 13)

 *Проверка понимания материала:

- Что вам понравилось в прошлом? Что бы вы взяли с собой в настоящее?

- Как вы думаете легко ли было нашим предкам?

 -Давайте теперь ответим на вопросы, которые заданы в тетради, как теперь мы на них ответим ( запись в тетради)

* Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (творческие задания)

-  Работа в парах: соедини линиями предметы прошлого и предметы современные ( в рабочей тетради)

 Проверка с доказательствами, дописать недостающий предмет

- Групповая работа : дети встают в цепочку, на доске иллюстрации  двух домов: современного и старинного

     Обобщающая игра: я даю название  предмета быта, а  дети должны прикрепить на нужный дом : самовар, газовая плита, печь, чайник электрический и т. д.

 *Проверка результатов, вручение призов командам

*Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Дома вы выполните задания на страницах 22,23, задания 3.

 *Рефлексия: Интересно ли вам было? Поделитесь своими впечатлениями.

Ответьте на вопросы:

- Теперь я знаю……

- Урок помог мне……

- Мне было интересно узнать….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – златоустовец»

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности  «Я – златоустовец»...

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" (тема: "Геометрический калейдоскоп")

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме: "Геометрический калейдоскоп". На занятии дети познакомлены со значением слова &quo...

"Сто дорог - одна моя" программа и методические указания к курсу внеурочной деятельности по направлению "социальное"

Программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» по направлению «социальное» предназначена для учащихся 2-3 классов. Направлена на формирование у учащихся з...

«Любовь и уважение к Отечеству», методическая разработка образовательного мероприятия внеурочной деятельности по ОРКСЭ в 4 классе. Лучшая методическая разработка внеурочного мероприятия в межрегиональном конкурсе "Слава тебе, Солдат!"

Цель: познание любви и уважение к Отечеству через славный подвиг солдата путем передачи мыслей будущим поколениям обучающихся школы через капсулу времени, развитие умения сопереживать, передавать свои...