Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – Златоустовец»
план-конспект занятия (2 класс)
Тема урока: « Быт горожан вчера и сегодня».
Форма урока: урок путешествие «Дом златоустовца в прошлом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности
«Я – Златоустовец»
Составила учитель начальных классов МАОУ СОШ № 15 г. Златоуста
Козлова Вероника Рудольфовна
Тема урока: « Быт горожан вчера и сегодня».
Форма урока: урок путешествие «Дом златоустовца в прошлом».
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Цель: формирование знаний учащихся о быте горожанина в прошлом.
Задачи: 1) Образовательная : познакомить учащихся с объектами быта людей в прошлом. Расширить представление об особенностях жизни людей в разные временные отрезки. Сравнить быт сегодняшнего и вчерашнего дня.
2) Развивающая: развивать память, речь, воображение, мышление учащихся
3) Воспитательная : воспитывать чувство уважения к традициям наших предков.
УУД: Личностные: - формирование интереса (мотивации) к учению;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
Регулятивные : - организовывать своё рабочее место;
- адекватно оценивать свою работу;
- определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Сравнивать предметы и объекты ( находить общее и различное);
Коммуникативные : - участие в диалоге на уроке;
- отвечать на вопросы учителя;
- соблюдать нормы поведения;
-слушать и понимать речь других;
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, цветные карандаши, рабочая тетрадь «Я – Златоустовец»
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО
Оборудование: презентация, рабочие тетради по предмету, цветные карандаши
Ход урока:
* Организационный момент
* Повторение пройденного
- Почему наш курс так называется?
- Как по-другому называли коренных златоустовцев?
- В честь кого назван наш город?
- Когда мы празднуем его день рождения?
- Что Вам больше всего запомнилось из прошедших занятий?
* Постановка цели урока
- Чем мы сегодня будем заниматься Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Загадка о русской избе
Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская ……..
- Ребята у человек всегда стремился организовать свою жизнь, чтобы она была удобной и комфортной, всегда у человека был дом.
*Предположения детей о теме урока.
Кто понял в какое путешествие мы сегодня отправимся? А как мы это сделаем? (ответы детей)
*Откроем рабочую тетрадь на странице 22, прочитаем вопросы, рассмотрим фотографии. Как вы можете ответить на вопросы?
А более подробно с бытом прошлого мы познакомимся сегодня, и ответим на эти вопросы более четко.
* Актуализация знаний
- Что такое быт? Интерьер? (Слайд 1)
- Прочитаем пословицы о доме в тетради на с 22, какой смысл в них заложен?
- Из чего обычно строили жильё раньше? Почему? ( камень было тяжело добывать)
Дома строили из древесины (дуб, сосна, лиственница особенно ценилась, почему?)( слайд 2), разметку делали прямо на земле с помощью веревки, копали подпол, в качестве фундамента клали обтесанные доски и начинали возводить стены из бревен. По традиции под каждый угол венца ( это соединение двух брёвен в углах) закладывали клочок шерсти ( для тепла), монетки ( для богатства), ладан ( для святости)( слайд 3)
- Что используют в современном строительстве? (ответы детей)
У детей на партах черно-белые распечатки внутреннего убранства дома, раскрашиваем те детали о которых мы говорим.
- В доме обычно была одна комната. Главное место в ней занимала?
Загадка о русской печке
Дрова кушает
Зубов не имеет
Теплом своим
Весь дом согревает! Это ……. (Слайд 4)
- Печь была всегда душой дома, как вы думаете почему? (ответы детей)
Чем больше она была, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети.
- Что сейчас используют вместо печи? ( ответы детей)
- По диагонали от печи располагался передний угол с иконами ( слайд 5)
- Где сейчас можно увидеть иконы?
- В доме было не так уж много мебели: около печи располагался стол из дерева, лавки вдоль стен, открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.( Слайд 6), отметим на рисунке эти элементы.
* Физминутка
- Люлька (что это?) подвешивалась к потолку (зачем?) (слайд 7)
- Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки (что это?), которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и потолком была вделана широкая полка – полати (слайд 8) ( для чего они служили?), отметь на рисунке.
- Готовили пищу в чугунах, использовали при этом ухваты, кочергу.( слайд 9) В каждом доме обязательно был самовар, у которого за чаепитием собиралась вся семья. (слайд 10)
- Непременным занятием женщины, особенно в зимнее время было прядение шерсти и льна на веретене и на самопрялке ( слайд 11), использовали кросну (самодельный ткацкий станок)
- Нелегкой женской работой была стирка белья с помощью валька и глажение его рубелем (слайд12)
Отметим это на рисунке
- Теперь посмотрите на свой рисунок, что у нас получилось? При помощи этого рисунка, мы переместились с вами в прошлое. А где ещё можно узнавать о прошлом, увидеть своими глазами предметы прошлого?( слайд 13)
*Проверка понимания материала:
- Что вам понравилось в прошлом? Что бы вы взяли с собой в настоящее?
- Как вы думаете легко ли было нашим предкам?
-Давайте теперь ответим на вопросы, которые заданы в тетради, как теперь мы на них ответим ( запись в тетради)
* Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (творческие задания)
- Работа в парах: соедини линиями предметы прошлого и предметы современные ( в рабочей тетради)
Проверка с доказательствами, дописать недостающий предмет
- Групповая работа : дети встают в цепочку, на доске иллюстрации двух домов: современного и старинного
Обобщающая игра: я даю название предмета быта, а дети должны прикрепить на нужный дом : самовар, газовая плита, печь, чайник электрический и т. д.
*Проверка результатов, вручение призов командам
*Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Дома вы выполните задания на страницах 22,23, задания 3.
*Рефлексия: Интересно ли вам было? Поделитесь своими впечатлениями.
Ответьте на вопросы:
- Теперь я знаю……
- Урок помог мне……
- Мне было интересно узнать….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/27/picture-614718-1427488600.png)
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов
Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции, учатся работать в группах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/04/picture-640364-1433451256.jpg)
Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"
Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/13/picture-643962-1615606116.jpg)
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ
Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа". Даннаое занятие было разработано на осно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/17/picture-1164359-1568742766.jpg)
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – златоустовец»
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – златоустовец»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1364312-1637320540.jpg)
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" (тема: "Геометрический калейдоскоп")
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме: "Геометрический калейдоскоп". На занятии дети познакомлены со значением слова &quo...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-257780-1440088425.jpg)
"Сто дорог - одна моя" программа и методические указания к курсу внеурочной деятельности по направлению "социальное"
Программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» по направлению «социальное» предназначена для учащихся 2-3 классов. Направлена на формирование у учащихся з...