«Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»
статья

Бородина Марина Валерьевна

Статья «Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»

Бородина М.В.

МБОУ «СОШ №102»

mr.kolyan30@yandex.ru

В современном мире изменения, происходящие в жизни, за небольшой отрезок времени, требуют качеств, которые позволят продуктивно и творчески подходить к любым переменам. Чтобы выжить в ситуации постоянно происходящих нововведений, чтобы быстро на них реагировать, люди должны мобилизовать свой творческий потенциал. На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, имело репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности. Для повышения уровня развития УУД и творческого потенциала учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Учителя начальных классов получают возможность формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов.
Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, пришли к выводу, что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга.
Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Из этого следует, что урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. 
Фрагмент интегрированного урока окружающий мир и внеурочной деятельности «Клуб путешественников» по теме: «Зимние праздники»

Послушайте стихотворение поэта Сергея Козлова и угадайте, о каком празднике говорит нам поэт?

В декабре метёт позёмка,

Мёрзнет солнышко в окне.

- Тук- тук- тук!

- Войдите!

Ёлка вся в снегу пришла ко мне,

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно –

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

Так писатель - сказочник и поэт Сергей Козлов написал про чудесную гостью, с которой в наши дома приходят любимые зимние праздники.

 Кто из вас может назвать эти праздники? Кто мне может сказать, когда мы отмечаем Новый год?   А кто готов показать его на календаре? Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России и других странах начали праздновать Новый год. С древности люди по-разному определяли начало года. У древних римлян год начинался в марте. Почему именно этот месяц выбрали древние греки? В этом месяце природа пробуждается от зимнего сна и начинается подготовка к работам в поле и в саду.  В старину на Руси год начинался 1 марта. Так было у всех народов мира? Нет. В еврейском календаре и сейчас новый год начинается осенью. Это связано с появлением новой Луны. А в мусульманском календаре дата нового года передвигается в течение 30 лет по всем сезонам. И праздник Нового года отмечается даже летом. Обычай украшать ель на зимние праздники пришел к нам от народов Германии. А давайте сейчас отправимся в Германию.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы сейчас же были в Германии!

Канун Нового Года в Германии именуется Сильвестром – в честь Папы Римского, который умер 31 декабря 335 года. Согласно легенде, он одержал победу над чудовищным змеем Левиафаном, который собирался уничтожить мир. Поэтому в преддверии Нового года немцы собираются большими компаниями, шумят и веселятся, что по поверию должно отпугивать злых духов. В немецких семьях символом праздника Рождества Христова была ель, украшенная игрушками, сладкими подарками и горящими свечами.

А хотите узнать, когда Новый год празднуют в Китае?

Тогда летим в Китай.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы сейчас же были в Китае!

История празднования Китайского Нового года насчитывает много веков. Фиксированной даты у него нет, она вычисляется по дальневосточному лунно-солнечному календарю. Начало года приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния и поэтому перемещается между 21 января и 21 февраля.

А кто-нибудь знает, когда празднуют новый год в других странах?

Тогда летим…

Таиланд отмечает Новый год 13 апреля. Примерно с 12 по 17 апреля Новый год наступает в Бирме (Мьянме). В Индии встречают Новый год чаще, чем в любой другой стране мира. Традиционный индийский год, встречают в марте. В многочисленных штатах встречают Новый год по традиционным календарям проживающих там народов.11 сентября, когда заканчивается сезон дождей, в Эфиопии встречают Новый год.В исламских странах новый год наступает в первый день месяца мухаррам. Дата наступления плавающая — каждый год она сдвигается на 11 дней. Поэтому определенной даты наступления Нового года не существует. Еврейский Новый год наступает в сентябре или октябре. А теперь давайте вернемся с вами в Россию.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы сейчас же были в России!

Ребята сегодня наше путешествие подошло к концу, и мы узнали много нового и интересного.

После всего выше изложенного можно сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально). Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.  

Список литературы:

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 2.                  Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004 3.                  Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004. 4.                  Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников 5.                  Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000. 6.                  Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/ (дата обращения: 18.03.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

Реализация Основной образовательной программы начального общего образования через организацию внеурочной деятельности

Новые ФГОС ориентируют школу на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельно...