Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит"
рабочая программа (3 класс)

Сайфутдинова Евгения Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_erudit.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

02-34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на ШМО учителей

начальных классных

Руководитель МО

________/Э.Ю.Каримова/

Протокол № ____________

от «___» ___________2016г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_______/О.И.Суслова/

«___» _________ 2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ          ______________/С.Б.Битунова/

Приказ №_________

от «___»___________2016г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Эрудит»

направление: социальное

3 г класс

(2016– 2017 учебный год)

                                                                           

                                            Составитель: Е.И.Сайфутдинова,

                                                    учитель начальных классов

г. Стерлитамак, 2017г.

Содержание

1.

  Пояснительная записка...............................................................................................

3-4

2.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………………………………………………………

5-6

3.

Содержание курса внеурочной деятельности…………………………………..

6-7

4.

Календарно - тематическое планирование……………………………………………

8-10

5.

Учебно - методическое, материально- техническое обеспечение…………….

11

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373  от 6 октября 2009г.;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06 февраля 2015 года, регистрационный № 35916);

- основной образовательной программы начального  общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ №31" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;

- постановления Правительства РФ №629 от 25 августа 2001г., в которой утверждена

- "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 189 от 29.12.2010г.;

- положения о рабочей программе (приказ №___ от ______.).              

     Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Эрудит», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

       Предлагаемый курс внеурочной деятельности предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

       Содержание курса внеурочной деятельности «Эрудит» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

        Курс внеурочной деятельности «Эрудит»» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Описание места в учебном плане

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, 34 занятия за учебный год.

Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

-освоение эвристических приемов рассуждений;

-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

-воспитание чувства справедливости, ответственности.

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

-анализировать правила игры.

-действовать в соответствии с заданными правилами.

-включаться в групповую работу.

-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

-сопоставлять полученный результат с заданным условием.

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

-искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

-использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

-конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

-воспроизводить способ решения задачи.

-сопоставлять полученный результат с заданным условием.

-анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

-выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

-оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

-конструировать несложные задачи.

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

-анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

-составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

-осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.)

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации занятий.

Математические игры.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная ,куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.) Работа с конструкторами. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».

Тематическое планирование

урока

Планируемая

дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

Примечание

1

Удивительная снежинка.

2

«Числовой «конструктор»

3

Геометрия вокруг нас

4

Путешествие точки

5

Волшебные переливания

6

 В царстве смекалки

7

Игра – соревнование «Весёлый счет»

8

В царстве смекалки

9

«Спичечный» конструктор.

10

«Спичечный» конструктор.

11

Геометрический калейдоскоп.

12

Веселая геометрия

13

Числовые головоломки.

14

Танграм: древняя китайская головоломка

15

Интеллектуальная разминка

16

Интеллектуальная разминка

17

Путешествие точки.

18

«Шаг в будущее»

19

Тайны окружности.

20

Математическое путешествие.

21

«Новогодний серпантин»

22

«Новогодний серпантин»

23

Математические игры.

24

«Часы нас будят по утрам…»

25

Геометрический калейдоскоп.

26

Прятки с фигурами

27

Головоломки.

28

Секреты задач.

29

«Что скрывает сорока?»

30

Интеллектуальная разминка.

31

Дважды два – четыре.

32

Дважды два – четыре.

33

Дважды два – четыре.

34

В царстве смекалки.

35

Интеллектуальная разминка.

36

Составь квадрат.

37

Мир занимательных задач.

38

Мир занимательных задач.

39

Математические фокусы.

40

Математическая эстафета.

41

Волшебная линейка. Шкала линейки.

42

Игра «Отгадай задуманное число».

43

Построение «математических» пирамид».

44

Проект ”Газета умников и умниц”

45

Весёлая геометрия .

46

Игра в магазин. Монеты

47

Магические квадраты.

48

Из истории чисел.

49

«Волшебный круг»

50

Знакомьтесь: Пифагор!

51

Симметрия фигур

52

Открытие нуля.

53

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

54

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

55

Задачи – тесты. Блиц - турнир

56

Развиваем воображение.

57

Узоры геометрии

58

Путешествие по числовому лучу.

59

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

60

Конкурс буклетов о великих математиках

61

Конструирование предметов из геометрических фигур

62

Игра «Морской бой». Координаты точек на плоскости.

63

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

64

Игры на развитие наблюдательности.

65

Уголки.Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

66

Секреты задач.

67

Проект «Трудолюбивые пчелы»

68

Проект  «Трудолюбивые пчелы»

Учебно - методическое, материально- техническое обеспечение

Книгопечатная продукция

1.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000

2.Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

3.Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001

4.Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004

5.Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011

6.Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

7.Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011

8.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

9.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

10.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства        

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
  3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  4. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru
  5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www/uroki.ru

Технические средства обучения

  1. Ноутбук.
  2. Телевизор.
  3. Принтер.
  4. Магнитофон.
  5. Магнитная доска.

Оборудование класса

  1. Компьютерный стол.
  2. Стол учительский.
  3. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  4. Шкафы для хранения пособий, дидактических материалов, учебников.
  5. Спортивный инвентарь для игр (мячи, скакалки, обручи и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...